Бюджет остался при своих
19 октября 2017г.

Госдума вчера обновила действующий закон о федеральном бюджете на 2017 год, подстроив его под изменившиеся макропоказатели. На этот раз ощутимых дополнительных доходов для раздела между получателями у Минфина не было. В итоге дополнительные деньги получили только предприятия оборонки, по долгам которых расплатится бюджет, а также несколько госкомпаний и госкорпораций — в целом на 274 млрд руб. Из-за этого, вопреки оптимистичным итогам текущего исполнения бюджета-2017, его итоговый дефицит пришлось даже несколько увеличить — до 2,2% ВВП.

Вторая за год правка действующего бюджета (первая прошла в июне) вызвана очередным несовпадением экономической реальности и макропрогнозов чиновников. К октябрю они осознали, что нефть по году будет стоить не $45,6, а $49,9 за баррель. Помогла им в этом фактическая средняя цена Urals за прошедшие девять месяцев года $50,55 за баррель. Фактическая динамика номинального курса рубля в этом году (58,3 руб./$ в среднем за девять месяцев) также не укладывается в ранее очерченный Минэкономики сценарий — 64,2 руб. за доллар. Новый курсовой ориентир бюджета — 59,4 руб./$. Не совпадет с оценкой четырехмесячной давности и годовой уровень инфляции — сейчас власти ждут 3,2% вместо прежних 3,8%, рост ВВП — на 2,1% вместо 2%, и так далее по всему списку основных макропоказателей. Единственный пункт перечня, не пересмотренный правительственными прогнозистами — годовой объем экспорта нефтепродуктов в 154 млн тонн.

Вся эта комбинация изменившихся и частично компенсирующих друг друга факторов (подорожание нефти дало бы казне 418 млрд руб. условных допдоходов, однако не угаданная Минэкономики крепость рубля уменьшила их на 364 млрд) в итоге добавила к общим доходам казны 42 млрд — сумму в масштабах бюджета незначительную, всего 0,04% ВВП. Доходная часть казны после правки таким образом составит в 2017 году 14,72 трлн руб.

Расходы 2017 года в новой редакции увеличены на несколько большую сумму — на 126 млрд руб. (0,2% ВВП), до 16,728 млрд руб. К этому чистому увеличению трат добавлены еще 148 млрд руб., найденных Минфином в казне за счет экономии средств. Итого к разделу между получателями нашлось 274 млрд руб. Большого дележа, впрочем, не получилось — основную часть этой суммы получит «оборонка» — 200 млрд пойдут на окончательное закрытие долгов предприятий ОПК по банковским кредитам, набранным в прежние годы. Такую же операцию по выкупу долгов «оборонки» (на 800 млрд руб.) правительство проводило и в конце прошлого года. Среди других крупных направлений допассигнований — докапитализация Россельхозбанка на 20 млрд руб., увеличение на 16 млрд руб. капитала Фонда развития промышленности, на 16 млрд — РЖД.

Поскольку расходы в новой редакции выросли больше, чем доходы, подрос и дефицит бюджета — с 2,1% до 2,2% ВВП, или до 2,008 трлн руб. Пока баланс казны выглядит значительно лучше — по итогам девяти месяцев дефицит составлял всего 0,5% ВВП.

Как и прежде, поправки к бюджету были приняты силами парламентского большинства. Три системно оппозиционные фракции голосовали против. Их, в частности, интересовало, «выгнали ли тех директоров, которые взяли 1 трлн под гособоронзаказ и не справились с задачей» и то, зачем правительство выделяет все новые деньги в уставные капиталы госкорпораций, если часть этих сумм не используется и, по данным Счетной палаты, размещается на депозитах.

Законопроект о правке бюджета-2017 планируется принять в целом 27 октября одновременно с первым чтением проекта бюджета на 2018–2020 годы.

Вадим Вислогузов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3442436