Анатолий Выборный: «Значение репутации предпринимателя растет, а число коррупционных правонарушений снижается»

Анатолий Выборный: «Значение репутации предпринимателя растет, а число коррупционных правонарушений снижается»

1 ноября 2017г.

Государственные закупки – один из крупнейших сегментов экономики РФ, который, по оценкам специалистов, составляет примерно 25% Валового внутреннего продукта страны. Поэтому неудивительно, что сектор отличается наличием коррупционной составляющей. О том, как ведется борьба с этими проявлениями, корреспондент «МТ» побеседовал с заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолием Выборным.

- Анатолий Борисович, как Вы оцениваете уровень коррупции в сфере государственных контрактов и госзакупок на сегодняшний день?

- Оценить результаты работы в этой сфере можно, обратившись к статистике. Она говорит сама за себя. Если по итогам 2015 года органами прокуратуры установлено 54,8 тыс. нарушений коррупционного характера, то в 2016 году это число снизилось на 39 % и составило 33,8 тыс.

В первом полугодии 2017 г. прокурорами выявлено более 11 тыс. нарушений законов о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеющих коррупционную составляющую. В целях устранения этих нарушений прокурорами внесено 2,5 тыс. представлений. К административной ответственности привлечено порядка 800 лиц, к дисциплинарной – свыше 2 тыс. лиц, возбуждено 168 уголовных дел.

Для того, чтобы представлять общую картину по госзакупкам, приведу еще несколько цифр. Речь идет об одной из крупнейших хозяйственных систем страны. Совокупный объем заключенных государственных контрактов ежегодно превышает 6 трлн рублей. В торгах принимают участие свыше 330 тыс. государственных (муниципальных) заказчиков и более 500 тыс. поставщиков. При этом наибольшая удельная доля закупок приходится на строительные работы (порядка 40 %).

- Благодаря чему, по Вашему мнению, удалось добиться снижения уровня коррупционных правонарушений в этой сфере?

Созданное в последние годы антикоррупционное законодательство, применяемое в сфере торгов и тендеров, отвечает вызовам экономической и политической ситуации, которая сложилась сегодня в России. При этом, конечно, законы продолжают совершенствоваться и проходят сейчас тонкую правовую настройку. Это первая причина того, что мы видим положительную динамику в борьбе с коррупцией в сфере госзакупок. Вторая причина – это профилактические меры и смещение акцента в область правоприменительной практики.

- Каковы правовые основы борьбы с коррупционными правонарушениями и преступлениями в области госзакупок на сегодняшний день?

На этот счет имеется целый ряд законов. Например. Антикоррупционное законодательство содержит ряд общих требований, которые закреплены в ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и других.

В частности. Как вы знаете, одной из сторон контракта выступает государственный орган, госкорпорация, иной орган или организация. Конкретные решения по заключению сделок в процессе госзакупок принимают конкретные чиновники и руководители. На каждого из них распространяются общие положения антикоррупционного законодательства, каждый из них предоставляет сведения о своих доходах, расходах, имуществе. Соответственно, если лицо, осуществляющее функции заказчика, имеет имущество или доход, происхождение которых не может разумно объяснить, то можно предположить, что имели место нарушения в т.ч. в сфере закупок.

Есть и другие законы, которые имеют непосредственное отношение  к антикоррупционной политики в сфере госзакупок. 

Например, базовый ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товар, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предъявляет требование об отсутствии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов.

Напомню, что ФЗ «О противодействии коррупции» дает четкое определение этому понятию – конфликт интересов – и устанавливает некие требования к служебному поведению, когда конфликт интересов имеет место быть. В развитие этого, законодательство о закупках прямо указывает, что руководитель заказчика и руководитель участника закупки не могут состоять между собой в брачных отношениях, не могут являться близкими родственниками. И эти примеры требований – лишь малая часть из всего перечня, который установлен законом и подзаконными актами Правительства России.

Причем, согласно закону о закупках, контракт может быть признан недействительный, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика в заключении и исполнении контракта.

Кроме того, установлены и другие требования. В частности, если у руководителя, члена совета директоров или главного бухгалтера имеется неснятая судимость за взяточничество, то такая организация не может стать участником закупки.

- Если говорить о нарушениях антикоррупционного законодательства в госторгах, можете ли Вы назвать слабое звено, те области, или сферы, где совершается наибольшее количество преступлений?

- Больше всего нарушений, согласно данным Генпрокуратуры РФ, выявляется в дорожном строительстве, а также в сферах образования, здравоохранения и ЖКХ.

Что это за нарушения? Они выявляются на всех стадиях закупок. Это и расходование бюджетных средств без проведения установленной процедуры закупок, и незаконное изменение важных условий контракта, и их заключение с нарушением объявленных условий торгов. Часто устанавливаются факты аффилированности заказчика с субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими выполнение заказа, то есть так называемые «откаты».

Приведу несколько примеров. В июне текущего года бывший генеральный директор одного из региональных унитарных предприятий был обвинен в совершении преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 Уголовного кодекса РФ. В ходе следствия установлено, что три года назад к нему обратился руководитель компании, специализирующейся на кадастровой инженерии, с предложением заключать договоры подряда на выполнение работ с одной из крупных организаций с целью последующей передачи работ ему в субподряд за «откаты» в размере 5% от стоимости услуг по каждому договору. Общая сумма полученных денежных средств составила свыше 5 млн рублей.

В начале 2017 г. прокуратура другого субъекта федерации возбудила уголовное дело в отношении бывшего главы органа исполнительной власти. Было установлено, что год назад ему была передана взятка в размере 19 млн. рублей за содействие в силу занимаемого им должностного положения в выборе конкретного, заранее определенного юридического лица единственным поставщиком при заключении муниципального контракта, а также за совершение в пользу организации действий, входящих в его должностные полномочия.

- В общественном сознании именно откаты занимают первое место среди преступлений в сфере госзакупок… Можно ли чем-то дополнить этот коррупционный «реестр»?

- Разумеется. Помимо так называемых «откатов», распространенными нарушениями являются ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ.

Например, в одном из субъектов федерации далеко за Уралом в настоящее время проходят судебные разбирательства в отношении начальника управления здравоохранения субъекта и его заместителя. В одной из клиник дорогостоящее эндовидеоскопическое оборудование было закуплено вследствие проведения аукциона, организованного с серьезными нарушениями аукционной документации.

В техническом задании требования к оборудованию были сформулированы таким образом, чтобы оно соответствовало только конкретной марке производителя, имеющейся у аффилированного общества. Кроме того, в рамках проверки было установлено, что формирование цены оборудования произведено с нарушением требований федерального законодательства, в связи с чем завышение максимальной начальной цены контракта превысило 1,7 млн рублей.

Еще один вид коррупционных правонарушений в тендерной сфере - оплата фактически не выполненных работ. Перечисленные подрядчику деньги впоследствии «распределяются» между участниками преступного сговора, а работы так и остаются невыполненными.

Вот свежий пример такого преступления, имевшего место в одном из субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке. В одном из муниципальных образований субъекта бюджетные средства в размере свыше 51 млн рублей незаконно перечислялись за фактически не выполненные работы по муниципальным контрактам, связанным с планированием и межеванием территорий. По результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело.

Наконец, еще один из самых распространенных видов коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок – это заключение государственных контрактов с использованием фирм-«однодневок». Это тот случай, когда по госконтракту фирме, к примеру, поставляющей мазут, была перечислена денежная сумма, измеряемая в миллионах рублей. При этом в товарную накладную вносятся соответствующие сведения, но фактически мазут госпредприятиям не поставляется. Это также пример последних двух лет. В настоящее время по данным фактам возбуждено уголовное дело, проводится предварительное расследование.

- Необходим ли, по Вашему мнению, общественный контроль в преодолении недостатков контрактной системы и в области противодействия коррупции? Какие механизмы и инструменты следует ввести, чтобы он был эффективным?

- Если говорить об общественном контроле, на мой взгляд, здесь важно соблюсти золотую середину. Если такого контроля будет слишком много, то это может парализовать деятельность любого органа власти, любой структуры. Даже самое лучшее лекарство, если его слишком много, может привести к негативным последствиям.

Госзакупки - это специфическая область со множеством правовых нюансов. Оценивать конкретные тендерные процедуры, анализировать документацию и результаты торгов с точки зрения соответствия их всем нормам законодательства в состоянии, пожалуй, только эксперты, которые руководствуются не эмоциями, а глубоко понимают, о чем идет речь.

На сегодняшний день экспертных сообществ, способных подключиться к проведению подобных проверок по госзакупкам, не так много. Одно из них - Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). Эта площадка собирает лучших экспертов, общественников, профессионалов во всех субъектах РФ.

Многие специалисты ТПП входят в составы экспертных советов парламентов всех уровней. Среди них есть высококлассные профессионалы, которые хорошо разбираются в нюансах тендерного законодательства, и, в то же время, хорошо знакомы с правоприменительной практикой в этой сфере. Такие общественники принесут только пользу. Все они проходят определенный фильтр. Мы понимаем, что они лично не заинтересованы в победе той или иной организации, а максимально заинтересованы в том, чтобы создать наиболее благоприятный бизнес-климат, чтобы никто не нарушал закон ни со стороны органов власти, ни со стороны бизнеса. Такие общественники могли бы войти в организационные советы органов власти.

В этой связи напомню, что в 1912 году в России появился первый кодекс чести российских предпринимателей. Ровно сто лет спустя, в 2012 году, когда президент России Владимир Путин говорил о «дефиците духовных скреп», была образована Антикоррупционная хартия российского бизнеса – площадка, которая проводит достаточно сильный фильтр среди предпринимателей, вступающих в нее. У членов данной Хартии не должно быть проблем с налоговой службой, с органами власти и т. д., они должны быть честны по отношению к своим партнерам по цеху. Вступление в Хартию – сильная мотивация, чтобы добровольно принять на себя обязательства по честному ведению бизнеса, без подкупов и откатов.

У истоков создания Антикоррупционной хартии стояли ТПП, Российский Союз промышленников и предпринимателей и другие организации. Сегодня это площадка набирает обороты, развивается. Когда бизнесмен встает и публично заявляет о том, что он будет вести дела без подкупов и откатов, это дорогого стоит.

На мой взгляд, если мы хотим поддержать такое хорошее, правильное дело, то предприятиям, являющимся членами Антикоррупционной хартии российского бизнеса, целесообразно, может быть, на уровне законодательства субъектов РФ, может быть, на уровне федерального законодательства проработать вопрос преференций при равных прочих условиях. Некоторые субъекты РФ уже пошли по такому пути, например, в Тюмени. Это еще один фильтр и еще одна гарантия, что предприниматели, принимающие участие в закупках, не будут «хулиганить». Это гарантия того, что тендеры будут выигрывать добропорядочные, честные бизнесмены, дорожащие своей репутацией, которые не будут размениваться на коррупционную сделку, чтобы не потерять свое лицо. Примерно так же, как в царской России дорожили своей репутацией. Я считаю, Антикоррупционная хартия – большое подспорье для создания благоприятного делового климата в России.

Юлия Коновалова

Источник: http://boi-mt.ru/wp-content/uploads/2017/10p/index.html#p=39 



Эксперт:  Анатолий Выборный
Тематики:  Госзакупки /  Коррупция /  Противодействие коррупции
Источник: Московские торги

К списку

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.