Ольга Пелехатая: «Наша главная задача - сделать все для того, чтобы система закупок стала доступной для каждого добросовестного участника рынка»

Ольга Пелехатая: «Наша главная задача - сделать все для того, чтобы система закупок стала доступной для каждого добросовестного участника рынка»

23 августа 2017г.

На вопросы отвечает  Ольга Пелехатая - председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок, генеральный директор производственной компании  ООО «М.К. Асептика», член Совета ТПП РФ, успешный предприниматель.

Ольга Анатольевна, как Вы оцениваете эффективность действующей системы закупок?

Конечно, действующую систему закупок совершенной назвать нельзя. Большинство процессов  все еще находятся в состоянии настройки, условия работы постоянно меняются, существует некоторая несогласованность между  управляющими ведомствами, проблемы технического характера. Но при всех обоснованных претензиях к работе системы закупок, она приносит свои результаты: в той или иной степени способствует экономии бюджетных средств,  позволяет проследить  степень конкурентности закупок, что еще десять лет назад казалось абсолютно невозможным. Т.е. говорить о дискредитации системы и отказываться от нее будет неправильным, но менять и совершенствовать, несомненно, необходимо.

Какие задачи Вы ставите перед комитетом?

Как понятно из ответа на предыдущий вопрос, нашей целью является реформирование и дальнейшее развитие системы закупок. Мы хотим, чтобы система функционировала таким образом, чтобы добросовестный поставщик имел возможность реализовать плоды своего труда: товары, работы и услуги с помощью данной системы, а закупщик, в лице государства или отдельного юридического лица, имел возможность быстро и по адекватной стоимости приобрести необходимое.  При этом неуклонно должны соблюдаться принципы обеспечения конкурентности, открытости и прозрачности. Для достижения этой цели мы ставим перед собой задачу  объединить закупщиков, поставщиков и регулирующие ведомства на платформе Торгово-промышленной палаты РФ для построения конструктивного диалога и организации совместной работы  направленной на улучшение системы государственных закупок.

Мы хотим, чтобы участники закупок услышали  друг друга. Пока система напоминает сюжет известной басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука» - каждый старается защитить свои интересы. Но ситуация требует поиска компромиссных решений, не нарушающих при этом принципа «за честные закупки».

Каким образом Вы планируете решать поставленные задачи?

Для решения поставленных задач мы задействуем все имеющиеся в нашем распоряжении возможности и ресурсы.

В первую очередь мы планируем  проводить регулярный мониторинг  и  сбор аналитических данных, для объективной оценки ситуации на рынке государственных и коммерческих закупок. Такой анализ поможет своевременно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на развитие системы закупок. В число таких факторов входят  финансовые потери от коррупции и неэффективной работы, различные злоупотребления со стороны лиц осуществляющих закупки, административные барьеры и препятствия, случаи недобросовестного поведения поставщиков, предоставление некачественных товаров и слуг, демпинг, нарушения правил и норм конкуренции. Вся полученная нами информация послужит основой для принятия актуальных решений и разработки дальнейших действий.

Во-вторых, мы планируем  принимать участие в осуществлении экспертизы законодательных и других нормативных правовых актов, а также их проектов в сфере закупок, совместно с торгово-промышленными палатами, комитетами, подразделениями, организациями-членами ТПП России.

В наши планы входит организация всевозможных мероприятий по распространению передового опыта в сфере закупок: международных и национальных выставок, ассамблей, конференций и симпозиумов. К работе на этих мероприятиях мы будем  привлекать ведущих отечественных и зарубежных экспертов и высококвалифицированных специалистов в области закупочной деятельности.

В задачи Комитета входит оказание  не только консультационной, но и практической помощи, такой как  всесторонняя поддержка и содействие доступу добросовестных участников рынка к процедурам закупок, содействие урегулированию споров, а также решение вопросов, возникающих между участниками рынка закупок.            

Вы являетесь генеральным директором ООО «М.К. Асептика» - это производственное предприятие. Участвует ли продукция Вашего предприятия в закупках? С какими проблемами Вы сталкиваетесь, как поставщик?

Конечно,  мы участвуем в закупках как в рамках 44 ФЗ,  так и в рамках 223 ФЗ - поставляем на госпитальный рынок наш основной товар – салфетки антисептические спиртовые с 70% этиловым спиртом, а также одноразовые гигиенические салфетки в индивидуальной упаковке и наборы одноразовых столовых приборов и специй для комплектации питания в дорожных условиях. Участие в закупках дает нам возможность значительно расширить  рынок сбыта и заявить о себе, как о надежном поставщике и добросовестном контрагенте, позволяя открыто продемонстрировать результаты нашей работы.

Одной из главных проблем, с которой мы сталкиваемся как поставщик,  является то, что процедура торгов устроена таким образом, что цена является первостепенным и решающим фактором для подписания контракта. Такое положение дел позволяет недобросовестным поставщикам выставлять на торги товары низкого качества по низкой цене и выигрывать. Однако  я считаю, что обязательным критерием  при покупке товара или получении услуги должен стать уровень качества.  Необходимо создать простой и доступный механизм контроля качества со стороны заказчика. Такой  механизм не усложнит жизнь поставщикам, строго соблюдающим норму закона, но значительно снизит возможности тех, кто пытается строить бизнес вне рамок правового поля. Данная часть задачи может быть решена как внедрением систем качества, так и расширением полномочий контроля за закупками участников конкретных закупок, которые не были признаны победителями, включая возможность обращаться за проведением экспертизы в аккредитованные организации за свой счет.

Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся как поставщик-представитель малого и среднего бизнеса – это  недостаточность поддержки со стороны государства. В рамках системы закупок такая поддержка может быть выражена в необходимости осуществлять часть закупок именно у таких субъектов рынка. Плюсом участия в закупках представителей малого и среднего бизнеса является факт оперативного реагирования на новые, «нестандартные» заказы, исполнение которых крупными игроками рынка не всегда возможно в силу неповоротливости крупных  систем и малых объемов заказа. В данном случае основной мерой поддержки может стать снижение размера финансового обеспечения при стоимости закупки не выше утвержденной суммы, а в случае наличия выполненных контрактов полное освобождение от финансового обеспечения.


Источник: http://www.gosrf.ru/news/31410/ 




Эксперт:  Ольга Пелехатая
Тематики:  Госзакупки /  Защита бизнеса /  Противодействие коррупции
Источник: Регионы OnLine

К списку

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.