Внешние связи

Об институте омбудсменов в США

Об институте омбудсменов в США

по защите интересов бизнеса

(краткая информация)

В США не существует единой структуры по защите интересов бизнеса в целом. Например, приёмом жалоб от предпринимателей на действия властей традиционно занимаются члены Конгресса США. Защита интересов американского бизнеса поставлена в качестве важнейшей задачи Министерства торговли США. Фактически же, коллективным омбудсменом для американского бизнеса является Торговая палата США.

Деятельность Администрации США по делам малого бизнеса

Вместе с тем, пост Национального омбудсмена по вопросам малого бизнеса имеется в Администрации США по делам малого бизнеса (US Small Business Administration). Данная структура входит в систему федеральных органов исполнительной власти США и является независимым федеральным агентством (independent federal agency). Штат Агентства состоит из более,  чем 2 тыс. сотрудников, которые работают как в Вашингтоне, так и в регионах страны.

Руководитель Агентства (Аdministrator) назначается Президентом США и утверждается Сенатом. Один из заместителей руководителя Агентства имеет должность Национального омбудсмена, ее полное официальное название звучит как «Национальный омбудсмен и заместитель руководителя Агентства по обеспечению справедливой правоприменительной практики» (National Ombudsman and Assistant Administrator for Regulatory Enforcement Fairness for the U.S. Small Business Administration).

Законодательная база регулирования деятельности омбудсмена

Первым законом, регулирующим деятельность омбудсмена, стал Закон от 19 сентября 1980 г., предусматривающий гибкое применение мер регулирования в отношении малого бизнеса (Regulatory Flexibility Act) – федеральным органам власти было предписано оценивать объем регулирующего воздействия на малый бизнес и изыскивать варианты снижения регулирующего бремени без ущерба для дела.

В дальнейшем было решено усилить помощь малому бизнесу: в марте 1996 г. Конгресс принял Закон по обеспечению справедливой правоприменительной практики в отношении малого бизнеса (Small Business Regulatory Enforcement Fairness Act - SBREFA), в соответствии с которым:

1. федеральные органы исполнительной власти должны осуществлять политику или разрабатывать программы по сокращению штрафов за нарушение регулятивных требований малыми предприятиями;

2. руководитель Агентства по делам малого бизнеса назначает омбудсмена, уполномоченного принимать жалобы малых предприятий и проводить свои расследования по данным жалобам;

3. руководитель Агентства назначает региональные советы по обеспечению справедливой правоприменительной практики в отношении малого бизнеса (действуют в 10 американских городах – региональных центрах). Эти советы рассматривают соответствие законодательства и правоприменения в отношении жалоб малых предприятий и вносят руководителю Агентства и руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти предложения по внесению изменений в регулирующие акты в целях облегчения деятельности для малого бизнеса. Также советы обеспечивают для малых предприятий транспарентность и общедоступность законодательных актов и предписаний.

Задачи и функции омбудсмена

Принцип деятельности омбудсмена формулируется как обеспечение справедливой и адекватной правоприменительной практики, которая при этом ни в коей мере не ограничивала бы (в рамках закона) предпринимательской инициативы и активности малых предприятий.

Главная задача омбудсмена – оказание помощи малым предприятиям в случаях, когда они испытывают излишнее или несправедливое административное давление, например, повторные аудиторские проверки или расследования, завышенные штрафы, угрозы и прочие несправедливые акты со стороны властей.

Омбудсмен при этом исходит из того, что в силу ограниченности ресурсов малые предприниматели могут быть не в курсе изменений законодательства или регулирующей практики и не в состоянии адекватно отстаивать свои интересы перед лицом властных правоприменяющих структур.

Национальный омбудсмен получает жалобы от владельцев малых предприятий и выступает в качестве связующего звена между ними и федеральными органами власти. Эти жалобы направляются омбудсменом в соответствующие государственные органы для получения комментариев о справедливости совершения ими тех или иных действий в отношении малого предприятия. Копия таких комментариев пересылается омбудсменом владельцу соответствующего малого предприятия. В ряде случаев размер штрафов снижается или штраф отменяется вообще, а решения пересматриваются в пользу собственника бизнеса.

При этом сам Национальный омбудсмен не имеет непосредственных полномочий на  изменение, приостановление или задержку исполнения закона той или иной федеральной структурой. Также Национальный омбудсмен не может обеспечивать получение малым бизнесом контрактов по государственным закупкам или получение государственных кредитов.

Национальный омбудсмен публикует ежегодные рейтинги американских федеральных органов исполнительной власти, которые составляются, исходя из оценки реально оказанной ими помощи и содействия малому предпринимательству страны, в том числе уровня сотрудничества с офисом омбудсмена по конфликтным вопросам.

Национальный омбудсмен непосредственно курирует деятельность 10 региональных советов по обеспечению справедливой правоприменительной практики в отношении малого бизнеса. Офисом омбудсмена регулярно организуются слушания, круглые столы, межведомственные совещания с целью функционирования постоянного диалога между малым бизнесом, торговыми ассоциациями и федеральными органами исполнительной власти.

Ежегодно Национальный омбудсмен представляет доклад о своей деятельности Конгрессу США.

Офис Национального омбудсмена находится в постоянном рабочем взаимодействии с сенатским комитетом по малому бизнесу и предпринимательству, а также с комитетом Палаты представителей по малому бизнесу.

Департамент внешних связей и работы с деловыми советами

ТПП России

Июль 2012 г.
Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.