Заседание «Меркурий-клуба» по теме: «Проблемы перераспределения экономических функций между Федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами»

Заседание «Меркурий-клуба» по теме: «Проблемы перераспределения экономических функций между Федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами»

DSC_2784_300.jpgВ Центре международной торговли на Краснопресненской набережной прошло очередное заседание «Меркурий-клуба» по теме: «Проблемы перераспределения экономических функций между Федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами».

Открыл мероприятие и приветствовал участников заседания - представителей министерств и ведомств, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, ученых, бизнесменов и политиков - директор клуба Валерий Кузнецов.

Вел заседание и выступил перед участниками мероприятия президент Клуба, академик РАН Евгений Примаков.

Сегодня проблема перераспределения экономических функций между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами имеет ряд аспектов, сказал Евгений Примаков. От оптимизации отношений между центром и субъектами зависит территориальная целостность государства.

_DSC8957_300.jpgСегодня остро стоит вопрос реиндустриализации, развития аграрно-промышленного комплекса, изменения структуры нашей экономики, поэтому необходимо переносить центр тяжести экономической политики в регионы, которые благодаря децентрализации серьезно увеличат свою роль в экономическом плане. Одновременно при этом нужно не растерять политические, экономические, административные функции центра, скрепляющие страну в единое целое.

Передел раздела полномочий между центром и регионами необходим. По свидетельству Министерства финансов РФ (ряд экономистов приводит другие цифры), раздел налоговых доходов между центром и регионами сейчас составляет 52 процента на 48 процентов. Между тем в успешной Германии поступления от налогов в федеральный центр и земли практически равны и стабильны -  в отличие от России, где есть тенденция роста налоговой доли центра.

Правильно выстроенные взаимоотношения между центром и регионами – необходимое условие решения социальных задач. Сегодня 30 процентов расходов консолидированного бюджета идут на социальные нужды. Но не определено соотношение в социальных расходах между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и бюджетами муниципалитетов, а трансферты из федерального бюджета, причем явно недостаточные, не решают общей проблемы. Непонятной выглядит и ситуация, когда Минфин РФ собирается поручить субъектам Федерации нести расходы по увеличению зарплат бюджетников, причем не определив дополнительного финансирования из федерального бюджета. Между тем, с 2008 по 2012 год общий дефицит бюджетов субъектов Федерации вырос почти в три  раза - с 456 миллиардов рублей до 1,2 триллиона. Это тупиковая ситуация. В регионах не остается ресурсов для выполнения ранее уже переданных в их ведение функций - охраны здоровья, борьбы с нищетой, содержания музеев, театров и т.д.

Состояние многих регионов можно охарактеризовать как «предбанкротное». Где выход?

Министр экономического развития Андрей Белоусов предлагает понизить на два процента установленную для Резервного фонда "неприкасаемую сумму" – с 7 процентов от ВВП до 5. Так в экономику можно направить более триллиона рублей за три года. Если так поступить, то с 2015 года накопится сумма, которую можно будет тратить на дороги, энергетическую инфраструктуру, на помощь регионам в ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Экономические перекосы между центром и регионами влияют и на демографию. Российское население все активнее стягивается в крупнейшие агломерации, и, если не принять меры, это процесс будет только ускоряться. Беда в том, что отток населения идет из отстающих экономическом и социальном развитии регионов. Кто их будет поднимать?

Сближению социально-экономического уровня субъектов Российской Федерации мешает отсутствие комплексного подхода. Прежде всего должна появиться заинтересованность региональных властей в увеличении закрепленных за ними налоговых источников и в мерах поддержки, в том числе предоставления привлекательным инвесторам системы льгот и гарантий со стороны федерального центра. Естественно, регионы должны сами бороться за инвесторов, создавать для них привлекательные условия.

Один из возможных путей выравнивания социально-экономического развития субъектов Федерации – это укрупнение регионов. Очень важно при этом не навязывать сверху решений об объединении; решать должны сами люди. Председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко говорит, что необходимо перенести на периферию из центра головные офисы крупных компаний, в т.ч. государственных. Безусловно, сопротивление этому было бы колоссальное; но при наличии политической воли и готовности к этому топ-менеджеров проект можно реализовать за три года, полагает глава Совфеда.

На повестке дня также необходимость изменить законодательство о местном самоуправлении, закрепить функции, с одной стороны, за регионами, а с другой - за муниципалитетами, подчеркнул Евгений Примаков.

В развернувшейся дискуссии  выступили, в частности, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, генеральный директор ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Геннадий Алексеев, президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Владимир Городецкий, первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева, и.о. заведующего Центром исследований федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН Евгений Бухвальд, президент ТПП Ставропольского края, депутат Госдумы ФС РФ Андрей Мурга, проректор по научной и инновационной деятельности Российского государственного торгово-экономического университета Сергей Валентей, президент ТПП Самарской области Валерий Фомичев, глава муниципального образования Нерюнгринский улус из Якутии Андрей Фитисов, первый заместитель губернатора Костромской области Иван Корсун и другие.

В рамках темы в ходе дискуссии были затронуты, в частности, следующие вопросы: какие секторы экономики требуют федерального контроля, а какие могут более эффективно функционировать под эгидой региональных и местных органов власти; каким должен быть закон, регламентирующий распределение функций между Федеральным центром и субъектами Федерации; в чем плюсы и минусы политического проекта укрупнения субъектов Федерации; какими властными социально-экономическими полномочиями целесообразно наделить муниципалитеты; как совершенствовать бюджетную и фискальную политику в целях выравнивания социально-экономического положения регионов и т.д.

У регионов огромные долги, говорили выступающие. Дело в том, что обязательств у них все больше, а доходы – меньше. Надо расширять права регионов и муниципалитетов.

Можно, например, закрепить за муниципалитетами процент поступлений по налогу на прибыль, - это вызвало бы большую заинтересованность у местных властей в поддержке бизнеса. Средств не хватает и на развитие. Как тут планировать будущее? Да 131-ФЗ о принципах местного самоуправления в свое время сыграл заметную роль, но он устарел; нужно тщательно проанализировать все его аспекты, что бы создать концепцию государственной политики в этой сфере, на основании которой можно было бы строить выверенную правовую базу. 

Объединение регионов – более слабого и более сильного – это логично; однако надо все очень тщательно просчитывать, а то можно получить из двух – один регион, но ослабленный, а то и откровенно слабый. Большую озабоченность вызывает соотношение налоговых поступлений между центром и территориями. Здесь  заметен все усиливающийся перекос в пользу федерального центра. Раньше, в начале нулевых соотношение было 50:50, а сегодня регионам достается 35-37 процентов. Огромная проблема – кадры; государство планирует развитие регионов, промышленных зон, но при этом непонятно, кто все это будет делать. Еще один немаловажный вопрос – помощь тем регионам, которые собираются совершить рывок вперед, собрав все силы, из депрессивного состояния в состояние развивающейся территории. Им нужна помощь; а в ответ они обычно слышат: покажите сначала результаты, а потом мы вам дадим деньги на дальнейшее движение вперед; но что-то показать можно, лишь имея силы, в т.ч. материальные, на рывок; в итоге обычно регионы вынуждены просто тратить  силы на изменения в каком-то небольшом сегменте.

Необходимо также активнее двигаться к расширению базы местных налогов. Да, федеральное законодательство может предоставлять льготы по региональным и местным налогам, что уменьшает поступления в бюджеты «на местах»; в таком случае, если предоставляются центром льготы, надо предусмотреть компенсации территориям.

Итоги обсуждения подвел Евгений Примаков. Все собравшиеся, сказал он, однозначно высказываются за оптимизацию перераспределения экономических функций так, чтобы государство было сильным, а территории развивались, чтобы решались социальные вопросы, население жило в большем достатке; это выгодно всем.

Результаты обсуждения на заседании «Меркурий-клуба» будут обобщены, в сконцентрированном виде изложены в записке и переданы руководству страны. 

Центр по связям с общественностью и СМИ, А. Бондарь

Материалы в СМИ:

Российская газета Необходимо комплексное решение

Российская газета Регионы в поисках денег

Российская-бизнес газета Закинули удочку

Голос России Евгений Примаков: «Объединение регионов нельзя навязать сверху»

Торгово-промышленные ведомости «Меркурий-клуб»: регионы требуют реформы федеративных отношений

Комплексная безопасность Отечества Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы перераспределения экономических функций между Федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами»

Региональная Россия Кто даст денег регионам?

Современные страховые технологии «Проблемы перераспределения экономических функций между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами»

ПРОВЭД Где-то убыло, где-то прибыло или где России взять 300 миллиардов рублей

Вечерний Бишкек Президент ТПП Кыргызстана принял участие в заседании "Меркурий-клуба" в Москве

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.