Идея передачи малого бизнеса, включая налоги в ведение региональных и муниципальных ветвей власти, обсуждалась на заседании «Меркурий-клуба», состоявшемся в здании Центра Международной торговли в Москве.

Идея передачи малого бизнеса, включая налоги в ведение региональных и муниципальных ветвей власти, обсуждалась на заседании «Меркурий-клуба», состоявшемся в здании Центра Международной торговли в Москве.

2003051512574682.jpgИдея передачи малого бизнеса, включая налоги в ведение региональных и муниципальных ветвей власти, обсуждалась 18 марта на заседании «Меркурий-клуба», состоявшемся в здании Центра Международной торговли в Москве. 

В работе клуба приняли участие: Президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, мэр Москвы Юрий Лужков, полномочный представитель Президента в Центральном Федеральном округе Георгий Полтавченко, заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, губернаторы Новгородской, Волгоградской, Калужской, Кировской, Тверской областей, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.

Внимание собравшихся для обстоятельного разговора было сконцентрировано на трех вопросах:
считаете ли вы, что следует ввести практику, согласно которой пропорции между бюджетными отчислениями в региональный и местный бюджеты будут устанавливаться по согласованию межу губернатором и руководителем муниципалитета, но имея ввиду, что в местные бюджеты должно отходить не менее 70% общей налоговой суммы?
считаете ли вы, правильным определить общий налоговый потолок для малого предприятия в 25 % от суммарного дохода?
считаете ли вы необходимым возложение функций контроля за положением малого предпринимательства на торгово-промышленные палаты?


Как заявил президент ТПП России Евгений Примаков, значение малого бизнеса трудно переоценить. Во-первых, это означает устойчивое развитие экономики страны, ведь без значительного удельного веса малого бизнеса в ВВП трудно говорить об устойчивости экономики. Во-вторых, это проблема занятости, которая беспокоит сейчас очень многих. В-третьих, это создание нормальных условий для средних и крупных предприятий, кто работает в сфере промышленности, которые опираются на участие малых предприятий в своем деле. Это технико-технологический прогресс, венчурные предприятий малых форм, наконец, это средний класс без которого нельзя говорить об устойчивости, стабильности политической.

«Говорим мы много о малом бизнесе, - сказал Евгений Примаков, - и даже принимаем решения, но воз, как говорится, и ныне там. Нужны какие-то кардинальные, революционные сдвиги. Опыт различных государств показывает, что политика продвижения предпринимательства, основанная лишь на центральном регулировании малоэффективна. Во многих странах существует тенденция экономической децентрализации.

Мы предлагаем передачу малого бизнеса в компетенцию региональных властей, передачу на места вместе с налогами – хочу это особо подчеркнуть. Сегодня пропорции, по которым делятся налоги, взимаемые с малых предприятий в соответствии со специальными налоговыми режимами, распределяются следующим образом: 30% из них остается в федеральном бюджете, 15% в бюджете субъекта Федерации, 45% в местном бюджете, 10% идут в государственные внебюджетные формы. Мы предлагаем поменять схему распределения налоговых поступлений о т малых предприятий, применяющих как общие, так и специальные налоговые режимы: 30% - субъектам Российской Федерации и не менее 70% в местные бюджеты (вместо 45%).

Необходимо, чтобы региональные и муниципальные власти использовали право уменьшать для предпринимателя ставки по ряду налогов и сборов или полностью освобождать от их уплаты на какое-то время, вводя «налоговые каникулы», чтобы развивались те виды деятельности, которые нужны в данном регионе. 

Необходимо также создать преграду в тех, я думаю, немногочисленных случаях, когда условия для малого бизнеса могут даже ухудшаться, когда на местах кое-кто захотел бы, позаботясь о своих непременных расходах (например, выплате зарплаты учителям и врачам), поднять налоговую планку для малого бизнеса. Поэтому мы предлагаем: ограничить общую налоговую нагрузку на малый бизнес, которая не должна превышать более 25% валового дохода малых предприятий.

Мы рассчитываем, что на местах появится еще больший интерес к малому бизнесу, что муниципальные и региональные власти будут кровно заинтересованы в том, чтобы поддерживать его развитие. Введение наших предложений в действие потребует внесения изменений в региональные и муниципальные законодательства. В этом вопросе мы очень надеемся на понимание глав регионов и муниципальных образований. Представляется, что полная передача малого бизнеса в компетенцию региональных и местных властей позволит, наконец-то, исключить на местах административный восторг при регистрации, получении различных разрешений и согласований малыми предприятиями, и позволит, наконец-то, прекратить необоснованные проверки, покончить с беспределом. Именно с беспределом.

Приведу факты: в прошлом году по инициативе Минэкономразития РФ был принят ряд законов и подзаконных актов по дебюрократизации. Сплошь и рядом нарушается закон - проводить проверки одним госорганом малого предприятия один раз в два года.
Фирмы страдают от большого числа внеплановых проверок, от мздоимцев, их осуществляющих. 80% лицензий обходится дороже, чем плата ,устанавливаемая новым законом. 77% лицензий выданы на срок меньший, чем те пять лет, которые установлены законом. Местные власти должны разобраться и с проблемой рационального использования недвижимого имущества.

Необходимо сказать и о том, что мы еще собираемся сделать в ближайшее время.
Палата планирует провести анализ эффективности применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса с учетом мнения предпринимательского сообщества, по результатам которого будут подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской федерации. Это очень важно.

Потому что очень большое число предпринимателей считает, что после модернизации Налогового кодекса положение не улучшилось, а ухудшилось для малого бизнеса.
Второе – критерий, по которому определяется малое предприятие, это годовой оборот, не превышающий 15 миллионов рублей. Эта цифра явно мала. И в результате воспользоваться специальным налоговым режимом не могут ни промышленные, ни, особенно, венчурные предприятия, которые работают на острие научно-технического прогресса. Поэтому мы предлагаем пересмотреть этот ограничитель и увеличить годовой оборот, хотя бы до 30 миллионов рублей. Тогда в упрощенную схему налогообложения смогут вписаться многие малые предприятия, в том числе работающие в сфере производства. Также целесообразно для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения, предусмотреть возможность замены уплаты единого налога оплатой стоимости патента. Кроме того, необходимо дать возможность главам предприятий по своему усмотрению выбирать между различными режимами налогообложения. Мы начали консультироваться сначала с руководителями территориальных ТПП, затем с губернаторами, и находим у них поддержку. Естественно, что готовы поддержать начинания и местные власти.

Отторжения нашим идеям нигде нет, могу с уверенностью это сказать и я очень этому рад. В целом мы находим понимание. Мы пригласили на заседания губернаторов, депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента, аппарата правительства, представителей министерств и ведомств, руководителей территориальных ТПП, предпринимателей с тем, чтобы еще раз посоветоваться по поводу наших предложений». 

«Мы сегодня обсуждаем проблему малого бизнеса, - сказал мэр Москвы Юрий Лужков, - Москва лидирует в количестве, мощности этого слоя бизнеса – предпринимательской деятельности. В Москве насчитывается 203 тысячи предпринимательских структур. Это четверть всего того, что имеется в России. У нас 1, 5 миллиона человек заняты в малом бизнесе. Если брать семейный коэффициент, то это почти половина семей Москвы связала свою судьбу с малым бизнесом. Поэтому малый бизнес для нас является реальной стратегией. 
Малый бизнес принес много, конечно, и хлопот, но он принес нам и большие преимущества, помогая формировать средний класс. Если в России будет активно развиваться малый бизнес, мы будем иметь другую экономику в стране. Предлагается внести соответствующие изменения в налоговый кодекс, исключив данное ограничение и установив его на уровне 60 миллионов. 60 миллионов - это как раз середнячок малого бизнеса. Это задача стратегическая, задача государства».

«Сегодня вопрос децентрализации, с моей точки зрения, это вопрос сохранения российского государства в его нынешних границах, - сказал губернатор Новгородской области Михаил Прусак, - а не только вопрос реального сектора экономики. Гражданское общество на Западе или любое общество с элементами гражданского всегда вырастало из экономической вольности земель. Без этой основы невозможно построить общество . Во всех развитых странах совокупный доход от малого бизнеса в бюджет составляет 50-60-70%. Малый и средний бизнес – это не развитие сферы услуг. Это на сегодня условия существование круга на горизонтальном технологическом конвейере. И это вопрос государственного значения».

Стенограмма заседания

Публикации в СМИ:

20.03.2003 Независимая газета МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕЛЬЗЯ УНИФИЦИРОВАТЬ Регионы желают взять его под свою юрисдикцию
19.03.2003 Альянс-Медиа Е. Примаков: "Мы предлагаем передать малый бизнес в компетенцию региональных и местных властей, причем вместе с налогами"
18.03.2003 РИА-новости ДМИТРИЙ КОЗАК ПОДДЕРЖАЛ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТПП РФ О ЗАКРЕПЛЕНИИ ДОХОДОВ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗА МЕСТНЫМИ БЮДЖЕТАМИ
22.03.2003 Парламентская газета МАЛЫЙ БИЗНЕС НУЖДАЕТСЯ В БОЛЬШОИ ПОМОЩИ
19.03.2003 Интерфакс Администрация президента РФ до конца марта намерена обнародовать предложения о разграничении доходов между бюджетами
26.03.2003 Независимое обозрение Козыри в рукаве
25.03.2003 Российская бизнес-газетаЦЕНТР ДЕЛИТСЯ ДОХОДАМИ Налоги предпринимателей останутся на их малой родине
1.04.2003 Бизнес для всех МАЛЫЙ БИЗНЕС, ТЫ ЧЕЙ?

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.