Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Состояние и перспективы экономической интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. Проблемы создания совместных предприятий»

Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Состояние и перспективы экономической интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. Проблемы создания совместных предприятий»

2003112812502292.jpg25 ноября в Центре международной торговли состоялось заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Состояние и перспективы экономической интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств. Проблемы создания совместных предприятий». Вел заседание Председатель Правления «Меркурий-клуба», Президент ТПП РФ Е.М. Примаков.

Открывая заседание, Е.М.Примаков заявил:

«По многочисленным оценкам участников прошедших клубных мероприятий, «Меркурий-клуб» оказался востребованным как центр деловых встреч руководителей торгово-промышленных палат, представителей бизнеса, законодательной и исполнительной властей, науки, которые в неформальной обстановке могут свободно обсуждать актуальные, стыковые проблемы своей деятельности, проектировать оптимальные пути их решения.

2003112812505018.jpgТема, вынесенная для обсуждения сегодня, имеет первостепенное практическое значение и для бизнеса и для политического руководства, и для жизни всех граждан из стран постсоветского пространства. Вряд ли можно считать успешной экономическую интеграцию в странах Содружества независимых государств на межгосударственном уровне. Одна из причин – далеко не в полной мере задействован такой фактор как заинтересованность предприятий в странах-учасницах интеграционного процесса. Совершенно очевидно, что успех в деле создания единого экономического пространства во многом зависит от предприятий. Было бы интересно услышать конкретные примеры заинтересованности в совместных действиях, оценку плюсов и минусов, пожелания».

С основным докладом на заседании выступил старший Вице-президент ТПП РФ Б.Н.Пастухов.

Содружество Независимых Государств – главный внешнеполитический приоритет России. Именно так формулирует стратегию отношений России со странами СНГ Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Мы хотим видеть в государствах Содружества своеобразный пояс дружбы, окружающий Россию. Мы заинтересованы друг в друге. У нас большая и яркая история, мы вместе строили и защищали великую страну.

Как известно, что после разрушения Советского Союза экономический потенциал суверенных государств, прежде его составлявших, сократился примерно на половину. Причиной во многом стали: разрыв производственных связей, изменения механизмов управления, передел собственности. Однако и в условиях этого гигантского кризиса СНГ экономически, через кооперацию и взаимную торговлю, предотвратило еще более глубокое падение промышленного и сельскохозяйственного производства.

Потребовалось значительное время на адаптацию экономик государств Содружества к новым реалиям. К сожалению, Россия занимала подчас нечеткую, а иногда и сумбурную позицию. И только в последнее время позиция России оформилась ясно и четко.

Жизнь доказала, что интеграция на пространстве СНГ - необходимый ресурс экономического роста.

Нельзя не сказать о том, что Страны Запада намеренно подогревали националистические, сепаратистские настроения в ряде государств Содружества. Зарубежные транснациональные корпорации активно и грамотно теснили, разоряли наших отечественных товаропроизводителей на зарубежных и на наших собственных рынках. Уже к 1999 году предложения на российском потребительском рынке, например, почти на половину состояли из импортных товаров из дальнего зарубежья, а по отдельным видам продовольствия, одежды и обуви на 60-80%.

В сфере экономики Содружество функционирует явно ниже своих возможностей. Обладая 5% численности населения планеты, 10% мирового промышленного потенциала, 25% запасов базовых видов природных ресурсов, Содружество имеет в мировой торговле всего два процента. СНГ, с численностью населения 280 млн. человек, имеет объем внешней торговли в 1,5 раза меньше, чем объединившая семь бывших европейских социалистических стран Центрально-европейская зона свободной торговли с населением в 97 млн. человек.

В последнее время темпы прироста экономики государств СНГ приобретают все большую динамику. В 2002 году по сравнению с 1999-м в среднем ВВП возрос на 21%, промышленное производство на 25%, продукция сельского хозяйства – на 17%. Однако рост объемов внешней торговли идет значительно медленнее. На лицо радикальная переориентация в СНГ внешнеторговых потоков на рынки дальнего зарубежья.

Мы делаем акцент на торговлю прежде всего потому, что она стимулирует рост национального производства. Подсчитано, что каждый процент прироста товарооборота дает более 80 млн. долларов дополнительных поступлений в бюджеты государств только от налогообложения доходов производителей.

Государства-участники СНГ, стратегически, не должны быть заинтересованы в дистанцировании от других государств региона, а наоборот сохранять максимально возможный при международном сотрудничестве уровень открытости по отношению к ним, полностью использовать ресурсы Содружества.

Весной будущего года произойдет расширение Евросоюза за счет приема ряда восточно-европейских стран. Они, став полноправными членами ЕС, будут заинтересованы в повышении пошлин на товары, экспортируемые из СНГ, поскольку они конкурируют с нами на одних и тех же европейских рынках. Уже сейчас, по данным Европейского банка реконструкции и развития,, средний уровень тарифов, которыми облагается экспорт из стран СНГ является самым высоким в мире.

Среди трудностей, которые стоят на пути экономической интеграции, отметим такие: сырьевой перекос экономик большинства стран, фетишизация национальной суверенности и противодействие интеграции со стороны международного транснационального капитала.

Текущие показатели нашего товарооборота с государствами Содружества несколько обнадеживают. Внешнеторговый оборот России со странами СНГ увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти на 30%. Если тенденция роста взаимной торговли между нашими государствами сохранится, то объем товарооборота к концу 2003 года может приблизиться к 27 млрд. долларов (в 2002 году – 25,8 млрд. долларов).

Одна из ключевых проблем – совершенствование структуры взаимной торговли. Россия поставляет в страны Содружества – главным образом топливно-энергетические и сырьевые товары, а в импорте - продовольственные и те же сырьевые товары, например, уголь.

Оборудование, производимое в СНГ, не может пока должным образом конкурировать на внешних рынках. Но и на те 6-7% имеющейся в наших странах конкурентоспособной продукции всей мощью обрушатся западные компании, если мы своим торопливым и нескоординированным вступлением в ВТО расчистим им для этого место. Подсчитано, что наши страны от взаимной конкуренции ежегодно теряют до 1,5 млрд. долларов.

Что же требуется сделать для усиления экономической интеграции на пространстве Содружества. В этих целях необходимы:

согласованная производственная кооперация, долговременные договоренности о разделении труда, создание благоприятных условий для образования совместных предприятий, межрегиональных финансово-промышленных и транснациональных групп, реализация совместных проектов;
расширение сотрудничества российских регионов с государствами СНГ, включая приграничные связи и контакты;
устранение имеющихся административных барьеров, в том числе таможенных, на пути совместной деятельности предпринимателей, разумная тарифная, налоговая политика;
унифицированная нормативно-правовая база по соответствующим направлениям интеграции.
Необходимо решать и такие принципиальные вопросы: хотя бы ослабить существующую в СНГ социально-экономическую неоднородность, отличия в соотношениях различных форм собственности, различную продвинутость государств по пути рыночных реформ.

Экономика ни при каких обстоятельствах не должна становиться заложницей политики, а вернее сказать политических страстей некоторых деятелей и групп. В государственном, политическом плане мы за полный суверенитет государств Содружества, но, что касается экономики, то она не может существовать и развиваться без глубоких взаимосвязей, кооперации, без совместных предприятий, крупных проектов и производств.

Сегодня можно было бы привести достаточно примеров того, как экономическое сотрудничество, налаженное между нашими государствами подчас с огромным трудом, переживало резкое торможение, а иногда и откат из-за политических амбиций некоторых правящих элит.

И тем не менее в Содружестве многое делается для придания экономической интеграции интенсивного характера. Например, в инвестиционной сфере утверждена и началась реализация 21 межгосударственной программ. Сформированы 210 инвестиционных проектов на сумму свыше 10 млрд. долларов. Для придания этому процессу стабильного и взаимовыгодного характера предстоит сделать еще многое. Инвесторов интересуют прежде всего такие вопросы, как уровень защищенности прав собственности, уровень налогообложения, состояние валютного и таможенного режима, наличие равенства условий для национальных и иностранных инвесторов.

Не так активно, как хотелось бы, но идет формирование финансово-промышленных групп. Их сейчас около 60, они действуют в таких отраслях промышленности, как оборонная, авиационная, автомобильная, химическая и электронная и объединяют почти 1300 предприятий.

В развитии экономического сотрудничества свое особое место занимают торгово-промышленные палаты. Образован Совет торгово-промышленных палат СНГ, он собирается регулярно.

Реализуется Соглашение о создании в Содружестве Единой системы экспертной оценки количества, качества и комплектности товаров - «ТПП ЭКСПЕРТ СНГ». Это позволит повысить качество продукции, усилит борьбу с ее фальсификацией. Это важно еще и потому, что в настоящее время в некоторых странах СНГ все большую долю товарной продукции сертифицируют компании из дальнего зарубежья.

В целях гармонизации законодательства о порядке выдачи сертификатов происхождения товаров в Исполком СНГ направлено предложение Совета руководителей ТПП о наделении торгово-промышленных палат Содружества правом выдачи сертификатов происхождения товаров. Мы рассчитываем на их поддержку.

Набирает обороты сотрудничество в области ярмарочно-выставочной деятельности – одного из действенных инструментов активизации торгово-экономических отношений.

Намечены задачи по улучшению обмена деловой информацией. Пока еще зачастую легче получить информацию о фирмах из дальнего зарубежья, чем о потенциальных партнерах в СНГ.

Становится больше примеров успешного сотрудничества российских региональных торгово-промышленных палат со своими партнерами из СНГ. Активно работают на этом поле Ярославская, Уральская, Московская, Белгородская, Пензенская палаты и другие.

По мнению российских территориальных палат, прямые экономические связи предпринимательских структур во многом затрудняют частые изменения таможенных тарифов, излишняя усложненность действующего порядка и дороговизна услуг при таможенном оформлении коммерческой документации.

Приятый недавно в России новый Таможенный кодекс, в подготовке которого активно участвовала наша Палата, снимает некоторые проблемы. Но без дальнейшей синхронизации, унификации таможенного законодательства всеми государствами СНГ должного эффекта не добиться.

Мы видим свою задачу в том, чтобы оказывать содействие решению таких стратегических задач, как формирование зоны свободной торговли, создание Таможенного союза, Единого экономического пространства.

Напомним, что еще в 1993-1995 годах руководителями стран Содружества был подписан целый ряд соглашений долговременного характера, в том числе Договор об экономическом союзе, Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ, а также Соглашение о создании межгосударственного экономического комитета. Но, к сожалению, эти соглашения по-настоящему так и не заработали, поскольку отношение к решениям, принимавшимся органами СНГ, у ряда руководителей стран было "снисходительным-избирательным".

Интеграционные процессы в СНГ характеризуются разноформатным и разноскоростным характером, многочисленными интеграционными группировками. Естественно, что в реальной жизни внешнеполитические ориентиры и приоритеты субрегиональных структур СНГ далеко не всегда и не во всем совпадают. Но подчас складывается впечатление, что процесс регионализации в Содружестве в чем-то перешагнул пределы своей эффективности. СНГ по сути превратилось в сплошную систему пересекающихся множеств: Союзное государство Россия-Белоруссия пересекается с ЕврАзЭС, которое в свою очередь пересекается с СНГ. Центрально-азиатское сообщество – с ЕврАзЭСом, а ГУУАМ – с Центрально-азиатским сообществом и СНГ. При таком положении возможно, например, искажение товаропотоков и даже их сокращение. Баланс интересов совершенно необходим.

С подачи некоторых журналистов может сложиться впечатление, что в Содружестве весьма плохо обстоят дела с созданием Зоны свободной торговли. Но это не совсем так. Уже в 1994 г. страны СНГ смогли выйти на многостороннее соглашение по зоне свободной торговли. Затем оно начало оснащаться дополнительными договоренностями. Это снижало всякого рода барьеры при возникновении таможенных и вполне реальных границ.

2003112812512737.jpgВ настоящее время тарифные изъятия из режима свободной торговли официально зафиксированы двусторонними протоколами по 27 позициям товарной номенклатуры. В Содружестве нетарифные ограничения используются менее чем по 200 позициям товарной номенклатуры. Напомним, что в мире, в весьма успешно действующих зонах свободной торговли, изъятий значительно больше. Например, в Северо-американской - НАФТЕ - с оборотом в 12 трлн. долларов в год - 2,7 млрд. долларов в день – изъятия зафиксированы по 1,5 тысячам товарных позиций.

Конечно, в функционировании Зоны свободной торговли еще немало шероховатостей, больших и малых проблем, которые необходимо преодолевать.

Опыт многих существующих международных региональных сообществ свидетельствует, что наиболее эффективно и полно использовать богатый потенциал государств можно только путем поэтапного усиления всесторонней, в первую очередь экономической интеграции, неизбежно приводящей, при наличии заинтересованности и, разумеется, политической воли, к созданию Единого экономического пространства.

Первые шаги в этом направлении по инициативе В.В.Путина в СНГ сделаны. Президенты «четверки» Белоруссии, Казахстана, России и Украины подписали недавно в Ялте Соглашение о формировании единого экономического пространства. Этот документ предполагает объединение таможенных территорий государств, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика с целью обеспечить «устойчивое развитие экономик на базе общепринятых принципов и норм международного права, в том числе принципов и правил Всемирной торговой организации».

Вместе с тем, в Соглашении оговаривается право каждого его участника «определять свое участие в процессе формирования ЕЭП с учетом готовности своих государств к дальнейшему углублению интеграционных процессов». ЕЭП формируется поэтапно. Координация усилий по его формированию будет осуществляться «соответствующими органами, структуры которых формируются с учетом уровня интеграции».

Присутствующим известна последующая реакция на Соглашение о создании Единого экономического пространства в ряде государств «четверки», реакция других участников СНГ. И, тем не менее, важный принципиальный шаг в правильном направлении сделан, его надо будет бережно, терпеливо развивать.

Россия в силу своего потенциала объективно является ядром экономической интеграции в Содружестве. Она призвана взять на себя роль лидера, несмотря на активное противодействие этому со стороны государственных деятелей ряда западных стран. А если это так, то нам, безусловно, необходимо совершенствовать систему участия и управления интеграцией. Здесь острее ощущается отсутствие в структуре нашей исполнительной власти органа, который мог бы координировать, организовывать и отвечать за эту работу. Таким органом мог бы стать, например, Экономический комитет по делам СНГ при Минэкономразвития или какая-то другая структура. Следует активизировать деятельность межправкомиссий с государствами Содружества, продумать и другие меры, повышающие практическую отдачу двустороннего и многостороннего сотрудничества.

И еще об одном: развивать экономическую интеграцию невозможно, в частности, без формирования общего рынка труда. Заметим, что численность всех зарегистрированных трудовых мигрантов в СНГ к началу 2003 года составляла 500 тыс. человек, численность же нелегальных трудовых мигрантов многократно превышает официальные данные.

Уважаемые коллеги! В нынешнем декабре Содружество Независимых Государств вступит в 13-й год своего существования. Пройденный путь не был легким и беспроблемным. Он научил нас многому. Экономический потенциал СНГ далеко не исчерпан, предстоит серьезная работа, чтобы эффективно задействовать его в интересах наших стран».

Заместитель Министра иностранных дел РФ А.И.Денисов в своем выступлении подчеркнул, что:
«Интеграция в любой форме – это дело сугубо добровольное. Иногда говорят, что кто-то кому-то навязывает интеграцию. Это все лукавство. В конечном счете, только осознав реальные выгоды от участия в том или ином интеграционном объединении, государство принимает соответствующее политическое решение. Как известно, после распада СССР на постсоветском пространстве были очень ощутимы центробежные тенденции. Вместе с тем, будущее СНГ не представляется уж таким сумрачным. Основание для оптимистических оценок – безусловная историческая общность наших народов, взаимодополняемость национальных экономик, многообразие связей в социальной, гуманитарной, информационной сферах, которые поддерживаются между нашими государствами и будут поддерживаться».

«Как показали итоги недавнего сентябрьского саммита СНГ в Ялте, все государства-участники расценивают содружество как полезный инструмент для решения возникающих между ними вопросов.

Очень актуальный вопрос сейчас — это координация торговой политики в отношениях стран. Без этого работа по созданию в СНГ зоны свободной торговли без изятий и ограничений может зайти в тупик, или, по крайней мере, существенно забуксовать. Может быть поставлен под угрозу существующий в Союзе де-факто режим свободной торговли. Сейчас существуют и используются модели разноформатной интеграции. Есть три основных формы – это союзное государство Россия – Белоруссия, это ЕврАзЭс, и это единое экономические пространство. Создание подобных интеграционных структур — это процесс глубоко закономерный. Он так или иначе отражает намерение участников к продвинутым формам взаимодействия», — заключил А.И.Денисов.

Принявший участие в заседании «Меркурий-клуба» губернатор Э.Э. Россель рассказал о положении дел по обсуждаемой теме в Свердловской области. Он, в частности, заявил, что область испытывает много препятствий, и, тем не менее, там работает более тысячи совместных предприятий, есть связи с Казахстаном, Эстонией. Есть возможность работать со странами СНГ, но есть и препятствия. Например, у нас очень хорошие отношения с Киргизией. И мы моги бы покупать там продукты питания, но когда начинаешь покупать там товар дешево и проходишь с ним несколько границ, то он становится слишком дорогим. Это вызвано несогласованностью законодательств стран СНГ и Россией.

Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Г.А.Рапота проинформировал собравшихся о деятельности возглавляемой им организацией. Так, он, в частности, сообщил: «Задача ЕврАзЭса очень простая – решение экономических задач и связанных с этим гуманитарных вопросов. Мы не занимаемся вопросами безопасности и вопросами политики. СНГ не оправдало тех ожиданий, которые возлагались в связи с его созданием.

Либеральная основа содружества, когда присоединяются те, кто желает присоединиться, выполняются соглашения теми, кто хотел бы их выполнять, позволило сохраниться этому содружеству. При более жесткой иерархии оно бы просто не выжило. Соединиться по более жесткой системе изъявили желание только пять государств. Сейчас ЕврАзЭс как раз состоит из пяти государств и трех наблюдателей. Решения считается принятым, когда голосуют все пять участников и каждое решение обязательно к исполнению».

Касаясь вопроса о вступлении в ВТО, Г.А.Рапота подчеркнул, что на его взгляд это будет зависеть от того на каких условиях мы будем вступать в ВТО и на каких условиях мы будем объединяться. «Сейчас мы занимаемся строительством таможенного союза. Основа союза – создание единой таможенной политики на общей внешней границе. Здесь как раз требуется согласование этого процесса с вопросами вступления в ВТО. Это то, вокруг чего идут самые горячие споры», -сказал он.

Г.А.Рапота сообщил участникам заседания, что с самого начала по линии ЕврАзЭс был задействован реальный сектор экономики и с помощью ТПП РФ, РСПП, Ассоциации финансово-промышленных групп, была создана Ассоциация Делового Совета ЕврАзЭс.
«Сейчас готовятся технико-экономические обоснования по совместному строительству двух гидроэлектростанций - одной в Таджикистане, другой - в Киргизии. Это создаст основу, на которой можно будет выстраивать интеграционно-экономическое сообщество», - подчеркнул Г.А.Рапота.

Председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по делам СНГ В.А.Густов остановился на вопросе приграничного сотрудничества. По его мнению, в ближайшие месяцы нужно внести проект закона о приграничном сотрудничестве. Причем такие законы должны быть приняты и с той и с другой стороны. Необходимо также подписать двусторонние соглашения, хотя бы тремя государствами (Россия, Украина, Казахстан). 
«После этого мы выйдем на следующий этап создания закона о приграничной торговли», - заключил он. Заместитель Председателя ГД РФ Г.В.Боос в своем выступлении отметил, что реальная интеграция в области экономики невозможна без комплексной интеграции, в частности, без культурной и политической интеграции. 
«Конечно, целью такой интеграции является создание единого экономического пространства. И только в этих условиях у нас есть реальная возможность впоследствии вести партнерский разговор с другими мегаполисами, с другими мегарынками, в частности, с европейскими, с американскими. Причем наилучшие перспективы у нас по созданию такого единого экономического пространства со странами СНГ или с бывшими советскими республиками», - сказал он.

Говоря о препятствиях на этом пути, Г.В.Бооос особо выделил, во-первых, отсутствие четкого понимания пересечения интересов; во-вторых, отсутствие унифицированного законодательства, в том числе в налоговой и таможенной политике.
«До 2001 года мы жили в режиме внутреннего взимания налога на добавленную стоимость. С 2001 года мы перешли на экспортный режим, тогда как европейское сообщество, наоборот, идет по пути перехода от экспортного режима взимания НДС на режим внутренний – по стране происхождения товара», - подчеркнул Заместитель Председателя ГД РФ.

Также Г.В.Боос обозначил проблемы в таможенном законодательстве. Так, отсутствуют единые процедуры, правила, ставки. 
«Здесь должен быть принцип полного отсутствия таможенных пошлин по внутренним товарам между странами-участниками интеграционного процесса и принцип единых ставок с внешним миром», - сообщил он.

По его мнению, Межпарламентская ассамблея работает не в полную силу и пока еще национальные законодательства не направлены на интеграцию. Следовательно, - считает Г.В.Боос, - необходима активизация этого органа с целью разработки им гармоничного законодательства.

Ректор Финансовой академии при Правительстве РФ А.Г.Грязнова подробно остановилась на процессе формирования единого образовательного пространства, без которого невозможно формирование единого экономического пространства. По ее словам, данный процесс соответствует мировым тенденциям. В качестве доказательства она привела Болонский процесс, к которому осенью 2003 года присоединилась и Россия.

Она проинформировала собравшихся о том, что данный процесс выгоден для России, особенно принимая во внимание тот факт, что по разным оценками к 2020 году трудоспособное население России сократится на 15%, то есть после 2005 года трудоспособное население становится одним из самых дефицитных ресурсов России. 
«Следовательно, развитие России должно быть связано с поощрением притока легальных мигрантов из других стран и, прежде всего, из стран СНГ; эффективным использованием потенциала трудовых мигрантов из стран СНГ, и преодолением значительной дифференциации в экономическом развитии отдельных регионов страны», - заявила А.Г.Грязнова. В то же время, данный процесс, по ее мнению, выгоден и странам СНГ, что показывает и существующий опыт и тот факт, что Казахстан, Киргизия, Белоруссия, Армения добились того, что их абитуриенты принимаются в российские ВУЗы на равных с российскими условиях.

Кроме того, на заседании выступили: первый заместитель Председателя ГТК РФ Л.А.Лозбенко, директор Института международных экономических и политических исследований РАН Р.С.Гринберг, Президент Ярославской ТПП В.А.Лавров, Председатель Совета руководителей ТПП государств-участников СНГ, Президент ТПП Республики Армения М.Г.Саркисян, Посол Азербайджана в РФ Р.Г.Ризаев, Посол Республики Украина в РФ Н.П. Белоблоцкий, директор Института стран СНГ К.Ф. Затулин, заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ В.Г.Федоров, академик РАН Д.С.Львов, а также представители совместных финансово-промышленных групп.

На брифинге, состоявнемся послсле окончания заседания Президент ТПП РФ Е.М.Примаков по просьбе журналистов прокомментировал последние события в Грузии. Он, в частности, заявил:
«Грузинские события действительно были очень драматичными. Славу богу, что обошлось без кровопролития. Если бы оно произошло, то это могло бы привести к гражданской войне. Этого избежали и эта большая заслуга и прошлой администрации и людей, которые сейчас пришли к власти. Я думаю, что в настоящее время самое главное заключается в том, чтобы оппозиционные деятели смогли полностью контролировать ситуацию. Отсутствие такого контроля является первой опасностью. Вторая опасность заключается в том, что между ними может пробежать «черная кошка». Третья опасность заключается в потери территориальной целостности. Во всяком случае, эта проблема стоит очень остро. Как известно, Аджария сейчас приняла решение о закрытии границ и не признании нового руководства Тбилиси».

Е.М.Примаков высоко оценил и роль Министра иностранных дел РФ И.С.Иванова, выполняющего поручение Президента РФ.
«Если говорить о России, то я горд, что Россия сыграла такую роль во время этих событий. Роль была очень сложной, потому что нельзя допустить ни кой мере вмешательства во внутренние дела и, в то же самое время привести Шеварднадзе и оппозицию к компромиссному решению, которое исключало бы применение силы и кровопролития. Я надеюсь, что новое руководство Грузии пойме, что хорошие отношения с Россией - это залог успеха в экономическом и политическом развитии», - заключил он.
Стенограмма заседания

Публикации в СМИ:

26.11.2003 Альянс-медиа ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ 
26.11.2003 Torgrus.com Между странами СНГ необходима координация торговой политики в отношении третьих стран
25.11.2003 РИА Новости Между странами СНГ необходима координация торговой политики в отношении третьих стран — Андрей Денисов
27.11.2003 Независимая газета ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕТ СНИЗУ Правительства СНГ лишь наблюдают за этим процессом со стороны 
25.11.2003 ИА РОСБАЛТ ЕВГЕНИЙ ПРИМАКОВ НЕ СЧИТАЕТ УСПЕШНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ИНТЕГРАЦИЮ СТРАН СНГ
25.11.2003 ФК Новости России нужен закон о приграничном сотрудничестве, считает председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадим Густов 
26.11.2003 Хартия'97 Затянувшаяся свадьба или длительный бракоразводный процесс?
Экономика и жизнь Модельный кодекс для СНГ

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.