Заседания

Заседания

15 ноября 2017г.

В России нет экономики дома, а есть жилищное и коммунальное хозяйство

15 ноября 2017 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся «круглый стол» «Ресурсоснабжающие и управляющие организации в сфере ЖКХ: споры из договорных отношений и проблемы взыскания задолженности»

«Круглый стол» был организован по инициативе газеты «Экономика и жизнь» в рамках совместного проекта с ТПП РФ. Заседание транслировалось в сети интернет.

Соорганизаторами «круглого стола» выступили Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства и Институт развития гражданского законодательства.

Модераторами «круглого стола» стали:

- Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.

- Александра Хавина, руководитель отдела развития экспертных коммуникаций газеты «Экономика и жизнь».

Открыл заседание Андрей Широков. Он проинформировал присутствующих о том, что тема «круглого стола» основана на проблемах в реализации договорных правоотношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями. С одной из них в редакцию газеты «Экономика и жизнь» обратилась газораспределительная организация из Архангельской области. «Газета обратилась в ТПП РФ с предложением обсудить и дать экспертную оценку сложившейся ситуации, когда управляющие организации не оплачивают полученные ресурсы или услуги». Андрей Широков подчеркнул, что в настоящее время долги между коммунальщиками и сферой потребления превысили триллион рублей и неуклонно растут. «За последние несколько месяцев рост долгов увеличился на 10%. В образовании таких долгов принято винить управляющие организации, хотя всем понятно, что в этом триллионе почти 70% неоплаченных ресурсов, потребленных неотключаемыми объектами. Вот мы с вами сегодня должны разобраться, в чем причины, кто виноват, что нужно менять, правильно ли во всем винить управляющие организации. На основании сегодняшнего обсуждения газета «Экономика и жизнь» планирует подготовить материал для публикации».

Далее Александра Хавина, поблагодарив ТПП РФ и Комитет ТПП РФ за предоставленную возможность обсудить эту актуальную для многих тему, передала слово автору обращения в газету начальнику юридического отдела АО «Няндомамежрайгаз» Наталье Янковской, которая коротко изложила суть проблемы.

Компания столкнулась с неплатежами со стороны управляющих организаций за услуги по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, которые оказывались на договорной основе и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Несмотря на выигранные в арбитражных судах иски, компания не может взыскать с управляющих организаций плату за эти услуги.

Судебные решения по взысканию задолженности в пользу компании не исполняются банками, обслуживающими счета управляющих организаций (УО) и судебными приставами-исполнителями, так как банки утверждают, что эти средства не принадлежат УО, поскольку все деньги УО аккумулируются на специальных банковских счетах, открытых в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а значит, принадлежат жителям и собственникам квартир в многоквартирных домах. Приставы с ними согласны. Такую позицию поддержали и арбитражные суды трех инстанций, в которых компанией оспаривалось бездействие судебных приставов-исполнителей.

Между тем, в письме Центробанка РФ от 25.01.2016 №45-21/1140 разъясняется, что законодательство РФ не устанавливает ограничений в отношении возможности наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете, открытом в соответствии со ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ.

«Вот такая у нас ситуация», - сказала Наталья Янковская, - «Хотелось бы послушать, как в других регионах решаются эти вопросы».

Александр Мачулин, генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис», председатель подкомитета по газовому хозяйству Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, остановился на вопросах распределения ответственности при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в соответствии с действующим законодательством, границах имущественной и эксплуатационной ответственности. Он сказал, что впервые столкнулся с ситуацией, чтобы газораспределительная организация оказалась в подобной ситуации в отношениях с управляющей организацией. «А где губернатор, где органы власти, которые должны были поддержать, где прокуратура? Если удерживаются незаконно деньги населения, нужно тогда под эту статью подводить». Александр Мачулин подчеркнул, что в основе всего лежит договор. Как в нем зафиксированы правоотношения, так он и исполняется, должны быть четкие формулировки предмета договора, границы ответственности, цена вопроса. Такие случаи должна разбирать прокуратура, заключил Александр Мачулин.

По вопросу о статусе специальных банковских счетов, открытых в соответствии с ФЗ от 03.06.2009 № 103-ФЗ, кто и на каких условиях может распоряжаться средствами, размещенными на них, выступил Вадим Супрун, председатель Ассоциации профессиональных взыскателей.

О возможностях обращения взыскания на имущественные права УО рассказал Александр Антоновский, руководитель юридической практики Управления развития правовых практик, компании «Т плюс».

Юрий Казачков, руководитель направления по претензионно-исковой работе Дирекции по правовым вопросам ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» поделился с участниками «круглого стола» опытом РСО по переходу на прямые расчеты с потребителями. Он остановился на проблемах преднамеренного банкротства УО, приводящего к убыткам РСО и предложил возможные меры по борьбе с недобросовестностью УО и по защите интересов РСО, в частности, ужесточение лицензионного контроля, ужесточение административной ответственности руководителя УО, оценку перспектив введения обязательного страхования ответственности УО либо предоставления УО обеспечения, развитие практики привлечения руководителей УО к субсидиарной ответственности, нормативное закрепление порядка определения временной УО. Кроме этого, Юрий Казачков проанализировал нормативно-правовые основания и проблемы перехода на прямые расчеты с потребителями.

Сусана Киракосян, советник ALTHAUS Group, рассмотрела вместе с участниками заседания возможности прекращения подачи коммунальных ресурсов в качестве способа воздействия на должников. «Стратегией развития ЖКХ на период до до 2020 года уделяется большое внимание повышению договорной дисциплины в части надлежащего содержания общего имущества в МКД и своевременных расчетов за коммунальные ресурсы (услуги). Важно в реализации этой задачи соблюсти баланс интересов различных участников сферы ЖКХ; создать для них экономические предпосылки для стабильной и безубыточной деятельности, которую можно вести при соблюдении требований законодательства, и при этом развивать повышение ответственности потребителей за своевременную оплату ЖКУ, совершенствовать порядок ограничения коммунальных ресурсов (услуг), упрощать процедуры взыскания задолженности». Сусанна Киракосян отдельно остановилась на способах воздействия на должника и конкретных примерах судебной практики в вопросах взыскания задолженностей.

Член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Юрий Павленков, генеральный директор некоммерческого партнерства эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг», представил собравшимся организационно-правовую структуру и роли участников системы жизнеобеспечения многоквартирных домов. Он проанализировал с участниками заседания проблемы роста долгов в ЖКХ и их первопричины. «В результате проведенных реформ нагрузка на домохозяйства возросла не на проценты, как показывает официальная статистика, а кратно – часто на порядок и выше. Управляющие организации оказались в зоне административно-штрафной и социальной турбулентности, без критериев и объективной системы измерения и оценки технического состояния домов как объектов управления, в зоне, в которой экономические законы, правила и механизмы не работают. Комплексный обзор системы нормативно-правового регулирования в ЖКХ выявляет дисбаланс, создание административного и экономического приоритета в пользу производителей и поставщиков коммунальных ресурсов и тарифов на коммунальные ресурсы», заключил Юрий Павленков, и предложил ряд мер по исправлению ситуации.

О причинах возникновения задолженности управляющих организаций и путях решения проблем рассказал Павел Михайлов, руководитель Департамента консалтинга ЗАО «Центр муниципальной экономики». Он подчеркнул, что проблема лежит в целом в жилищной сфере, обусловлена пробелами регулирования или неоднозначной практикой правоприменения. К ее разрешению необходимо подключение других контролирующих органов, например Госжилинспекции.

Про споры о принадлежности и обязанности содержания сетей, находящихся за границей внешней стены многоквартирного дома, проблемы возникновения бесхозяйных сетей и затраты на их содержания рассказала Наталья Побединская, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Она сказала, что переход на прямые договора рассматривается участниками ассоциации неоднозначно, мнения разделяются. Поэтому «массовый переход на прямые расчеты в ближайшее время не произойдет». По мнению Натальи Побединской, «у РСО проблема неплатежей не только с управляющими организациями, но и бюджетными организациями, особенно с предприятиями, относящимися к Минобороны». В отношении бесхозяйных сетей Наталья Побединская заключила, что здесь «требуется системный подход, решение на федеральном уровне об обязательной передаче этих сетей ресурсным организациям».

Александр Вербицкий, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, представил участникам мнение о том, что долги собственников и управляющих организаций при оплате коммунальных услуг и ресурсов – это результат ошибок Жилищного кодекса и неверного толкования других законов, например №103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов. Действительно, этот закон привел к тому, что суды (возможно, под давлением некоторых ресурсоснабжающих организаций) стали признавать платежными агентами управляющие организации, ТСЖ.

Позиция судов, как и позиция многих законодателей и чиновников самых высоких уровней, очень проста - управляющие организации лишь посредники между поставщиками ресурсов и потребителями и, значит, отвечают признакам платежного агента. Но следует помнить, что Верховный суд уже указывал - управляющие организации, которым вносится плата за ЖКУ, не являются платежными агентами для целей Закона №103-ФЗ и признаются поставщиками услуг, но не посредниками, не «прокладками». К сожалению, эту ошибочную позицию о роли управляющих организаций сегодня занимает и Минстрой России, и даже профильный Комитет Государственной Думы, которым подготовлен законопроект, предусматривающий возможность оплаты коммунальных услуг не управляющим организациям как исполнителям этих услуг, а напрямую поставщикам коммунальных ресурсов. Поэтому для наших коллег из Архангельской области совет простой - надо не спорить с судебными приставами, а надо требовать, чтобы в договорах с управляющими организациями предусматривались все расчеты только через их расчетные счета. Основание для этого - постановление Верховного суда от 16.03.2016 №А12-18292/2015.

«Для того материала, который будет готовить в газете наша коллега могу рекомендовать простую мысль – в жилищной сфере сегодня нет экономики! Есть только не очень грамотное вмешательство законодателей и чиновников, ни один из которых ни одного дня не управлял ни одним МКД! Это вмешательство приводит к коррупции невероятно больших размеров, неплатежам между всеми участниками процессов производства, транспорта, сбыта ресурсов и предоставления коммунальных услуг. Поэтому и требуется коренная переработка всего корпуса законов и НПА в жилищной сфере экономики, но заниматься этим должны опытные управленцы, инженеры и экономисты, которых, возможно и привлекут к такой работе в 2018 году после выборов Президента РФ», заключил Александр Вербицкий.

В дискуссии приняли участие члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Сергей Филимонов - президент НП «Национальная ассоциация организаций жилищно-коммунального комплекса», Татьяна Подберецкая – генеральный директор Управляющая компания «Прометей», Александр Павленко – президент некоммерческого партнерства Управляющих недвижимостью «Совладение», Светлана Ремизова – генеральный директор ООО «УК ЖИЛФОНД».

В заключительном слове Андрей Широков признал, что сегодня были рассмотрены не только точки зрения, связанные с конкретной ситуацией, сложившейся у газораспределительной организации, но и более широкий спектр проблем, связанных с взаимоотношениями в жилищной сфере. «Главная проблема, которую никто, кроме нашего Комитета не поднимает, это отсутствие экономики дома. Должна быть совершенно другая модель управляющей организации с точки зрения ее капитализации, другая модель обращения в банковской сфере, необходимо изменить систему лицензирования». Он обратился к Александре Хавиной со словами: «Если Вы напишете в газете заголовок «В нашей стране нет ЖКХ, а есть жилищное и коммунальное хозяйство, я скажу Вам огромное спасибо!».

Татьяна Подберецкая подвела черту заседания словами: «Необходимо переходить от тарифов политических к тарифам экономическим».

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Г.Силкина

image description Документы
Супрун Статус специальных банковских счетов.pptx
Павленков Ю В - КС Экономика и жизнь - РСО и УК - задолженность за ресурсы 15.11.17.pptx
Киракосян СА Прекращение подачи коммунальных ресурсов.ppt
Казачков ЮА Росводоканал_Круглый стол РСО и УО в сфере ЖКХ.pptx
Антоновский АИ Обращение взыскания на имущественные права ИКУ.pptx
Фотогалерея
Календарь

Выбрать материал за период

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.