Аналитические материалы

Аналитические материалы

ИНФОРМАЦИЯ

о мерах по укреплению экономической безопасности предпринимательства, защите от противоправных поглощений

Торгово-промышленная палата Российской Федерации рассматривает проблему экономической безопасности предпринимательства в качестве важнейшего элемента экономического развития страны.

Состоявшийся 8 декабря 2006 года V Съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации принял Программу деятельности на 2007-2011 годы, где укрепление экономической безопасности отечественного предпринимательства определил одним из основных направлений деятельности ТПП РФ.

Задачи торгово-промышленных палат, в том числе по защите предпринимательства, подробно обсуждались на встрече в декабре минувшего года Президента России с членами Президиума Правления ТПП РФ.

Определен ряд проблем, требующих незамедлительного решения. В первую очередь формирование эффективной и цивилизованной рыночной среды, демонополизация региональных и муниципальных рынков, искоренение всех разновидностей недобросовестного предпринимательства. При этом, принципиальной установкой является защита интересов бизнеса, совпадающих с общественными.

Меры, принимаемые Палатой, нашли поддержку и дальнейшее развитие в материалах прошедшего 26 мая 2008 года Всероссийского форума «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке».

Рассмотрение Палатой проблемы экономической безопасности предпринимательской деятельности обусловлено прежде всего целым рядом негативных тенденций в экономике страны и наличием серьезных вызовов, противодействие которым является основным содержанием работы системы торгово-промышленных палат России.

I. Общая оценка экономической ситуации в Российской Федерации

2007 год стал одним из лучших в текущем десятилетии по своим социально-экономическим результатам. Рост ВВП составил 8,1% (по данным Росстата), что явилось самым высоким показателем после 2000 года.

В прошлом году начали работать основные институты развития: Инвестиционный фонд РФ, Банк развития, Особые экономические зоны, Российская венчурная компания, принят ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Стратегический курс страны как нечто цельное очевиден. Но при этом на развитии российской экономики серьезно сказывается нерешённость ряда проблем, дают себя знать и тактические ошибки в управлении.

Значимой проблемой стало ускорение инфляции. Страна столкнулась с ростом цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Только официально в 2007 году (данные Росстата) цены производителей в промышленности выросли на 14%, цены сельхозпроизводителей - на 14,5%.

За 2007 год инфляция, по официальным данным Минэкономразвития России, составила 11,9%, что выше ее уровня за последние три года, а за январь-май 2008 года, по данным Росстата, она превысила 8%. Однако, по оценкам независимых экспертов, цены на продовольствие в России увеличились от 27% до 47%, а по отдельным видам продукции – вдвое (данные «Финэкспертизы»).

Российский производитель получает 20-30% от того, что платит покупатель. Причем многочисленные посредники продолжают снижать закупочные цены. На заседании Правительства РФ 8 июня 2008 года отмечалось, что закупочные цены снизились, например, на молоко в два раза (с 12 до 6 рублей).

По данным Росстата, организаций, закупающих товар для перепродажи, т.е. перекупщиков, в 2,5 раза больше, чем розничных предприятий.

Согласно экспертным оценкам, основными причинами роста цен на потребительском рынке являются:

- монопольный характер российской экономики;

- зависимость отечественного потребительского рынка от импорта;

- систематические повышения тарифов естественных монополий;

- сговор монополий по разделу потребительского рынка, засилье на рынке многочисленных посредников.

В стране отсутствуют законодательные нормы по эффективному противодействию названным негативным явлениям, что на практике ведет к неконтролируемому росту цен.

Итоги 2007 года, при всей их оптимистичности, совершенно ясно выявили серьезные проблемы в экономике, преодоление которых становится условием для устойчивого роста и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

II. Проблемы и вызовы, представляющие угрозу экономической безопасности отечественному предпринимательству

Первое. Существенно ограничивает развитие предпринимательства, и в первую очередь малого и среднего бизнеса (МСБ), излишнее административное давление – это прежде всего:

- сфера регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На стадии согласования при открытии своего дела большинство необходимых разрешений дублируют друг друга и имеют ограниченный срок действия. Например, для подготовки документации к проведению строительных работ в орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов. Затраты на эти операции доходят до 6 миллионов рублей. Нередки случаи, когда при открытии дела предприниматель, не успев до конца оформить одну часть разрешительной документации, вынужден начинать по новой оформлять ранее выданные разрешения;

- лицензирование отдельных видов деятельности.

Получение лицензий для ведения предпринимательской деятельности сегодня является очень большой проблемой. Например, при получении лицензии автозаправочными станциями на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, выдаваемой органами МЧС России и Ростехнадзора, затраты компаний достигают 180 тысяч рублей;

- контрольно-надзорные мероприятия и проверки.

Согласно ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, надзора» проверка осуществляется по 30 видам контроля. Кроме того, существует еще 15 специальных видов контроля и надзора, осуществляемых в порядке, установленном иными законами. Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов исполнительной власти и контрольные органы 85 субъектов РФ. К чему это приводит на практике проиллюстрировал на конкретном примере Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на встрече с Президентом России Дмитрием Медведевым. В Краснодарском крае, сообщил он, районный отдел внутренних дел за один год проверил одно предприятие 127 раз.

Затраты предпринимателей на проверки составляют, по их оценкам, около 10% выручки от продаваемых товаров и услуг;

- стандарты, декларации, сертификаты.

В сертификации участвуют 16 органов исполнительной власти по 1400 видам продукции. Затраты бизнеса на сертификацию доходят до 120 тысяч рублей за одно наименование товара. Удельный вес видов продукции, подлежащих обязательной сертификации и подтверждению соответствия, в общем объеме видов продукции составляет 89%.

Для справки: в мире это 15-20%;

- присоединение к инженерным сетям.

Для подключения небольшого ресторана в г. Москве необходимо заплатить более 4 миллионов рублей, а небольшого завода в южном регионе - более 30 миллионов рублей. По данным администрации Свердловской области, 2,5 тысячи предприятий области не могут начать работать, так как у них нет средств для подключения к энергосетям.

Серьезные проблемы у МСБ имеются также при получении доступа к земле, недвижимости и финансовым ресурсам.

Второе. В условиях отсутствия системного противодействия коррупции на протяжении последних лет произошло нарушение баланса прав и ответственности между чиновниками и предпринимателями.

В распоряжении предпринимателей фактически нет оговоренных в законе механизмов взаимодействия с государственными исполнительными органами, что не допускало бы использование лицами, наделенными властью, своих полномочий в коррупционных целях. Нет таких механизмов и у предпринимательских объединений.

Третье. Рейдерство - противоправное поглощение чужой собственности.

В России рейдерство представляет собой новую сферу теневой экономики.

По оценкам специалистов Российского бизнес-консалтинга, у нас в стране ежегодно происходит 60-70 тысяч противоправных поглощений. Объём средств, вращающихся в этом бизнесе, приближается, по экспертным оценкам, к 300 миллиардам долларов. Но вследствие несовершенства законодательной базы привлекать рейдеров к ответу удается крайне редко. В 2006 году, по данным Следственного комитета при МВД России, в рассматриваемой сфере было расследовано 467 уголовных дел, из которых только 111 направлено в суд, а в 2007 году - 512 и 230 дел соответственно.

Рейдерский захват чужой собственности стал сегодня самостоятельным видом бизнеса со всеми атрибутами: планированием, бюджетированием, разделением труда, нормой прибыли. Рентабельность этого вида бизнеса начинается с 200-300% и достигает тысячи процентов. Высокая доходность привлекает в этот сектор профессионалов высокого класса - госслужащих, юристов, пиарщиков, специалистов в области безопасности, корпоративного, гражданского, уголовного, арбитражного и коммерческого права, сотрудников правоохранительных органов.

Специфическое развитие получило движение так называемого «земельного рейдерства». В начале 1990-х годов в результате земельной реформы прошла волна приватизации земель, находящихся в собственности колхозов и совхозов, и в частные руки были переданы около 100 миллионов гектаров земли. В апреле 2008 года борьба с «земельными рейдерами» стала темой «круглого стола» в Государственной Думе. Участники этого заседания отмечали, что уже к 2004 году многие дольщики лишились своих наделов. Путем махинаций были лишены своих земельных долей около 700 тысяч человек.

Четвертое. Особое беспокойство вызывает широкое распространение контрафактной и фальсифицированной продукции на отечественном рынке. И особенно в сфере распространения фальсифицированных и некачественных лекарственных средств, что наносит серьезный ущерб здоровью населения.

Преступления в сфере контрафактной и фальсифицированной продукции напрямую связаны с коррупцией. Коррумпированность чиновников различного уровня, как правило, связана с увеличением подделок товаров, работ и услуг. По официальным данным Росздравнадзора, 10-12% всех лекарственных средств, продаваемых в России, фальсифицированы, но, по оценке независимых экспертов, их доля по отдельным видам достигает 50%. Такое положение стало возможным из-за отсутствия регламентов, недостаточного государственного регулирования этой сферы деятельности, а также корыстной заинтересованности отдельных должностных лиц прямо или косвенно принимающих решения, регулирующих ввоз и реализацию продукции. В России насчитывается 2500 дистрибьютеров лекарственных средств (для сравнения: в Англии - 4, во Франции - 3).

Пятое. Мощным барьером на пути развития малого и среднего предпринимательства является монополизм в реальной экономике. Структуру российской экономики на сегодняшний день определяют крупные государственные и частные компании, которые не только не заинтересованы в развитии малого и среднего предпринимательства, но фактически препятствуют этому. Крупный капитал не допускает предприятия малого и среднего бизнеса ни в одну ведущую отрасль экономики и реально контролирует производство, предложение товаров и услуг, диктует и цены на них.

Небольшая доля предприятий малого и среднего бизнеса на рынке серьезно сдерживает развитие конкуренции товаропроизводителей.

III. Меры, принимаемые ТПП РФ по укреплению

экономической безопасности предпринимательства

Как отмечалось выше, V Съезд ТПП РФ сформулировал главные направления и основные задачи по укреплению экономической безопасности предпринимательской деятельности. Для выполнения этих задач в ТПП РФ создан и более 5 лет работает Департамент экономической безопасности, Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, в системе территориальных ТПП создано более 100 подразделений экономической безопасности. Ключевой задачей этих структур является содействие формированию благоприятного климата предпринимательской деятельности, созданию необходимых условий для её стабильного функционирования и устойчивого развития.

С целью реализации этих приоритетов торгово-промышленными палатами было осуществлено:

По вопросам совершенствования законодательства.

По инициативе ТПП РФ был разработан и принят ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», продолжается работа по созданию нормативно-правовой базы для развития малого и среднего бизнеса;

- в течение последних двух лет ТПП РФ была проведена экспертиза более 200 законопроектов и других правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, в первую очередь с целью выявления антикоррупционной составляющей. Представители ТПП России на постоянной основе принимают участие в работе 10 экспертных советов, созданных при профильных комитетах Госдумы. В целом за период работы Госдумы IV созыва подготовлено и внесено на рассмотрение в ГД ФС РФ 29 законопроектов, 47 пакетов поправок к законам, 191 экспертное заключение;

- обеспечено сопровождение принятого Госдумой в 2007 году ФЗ «О саморегулируемых организациях». Закон определил статус, права и обязанности саморегулируемых организаций, предусмотрев возможность создания правовых условий для самоорганизации бизнеса, повышения качества профессиональных стандартов, развития механизмов повышения профессиональной ответственности.

Сегодня в задачу системы ТПП входит организация мониторинга правоприменения этого закона. При этом может быть использован опыт созданного при ТПП РФ Некоммерческого партнёрства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих». На сегодняшний день это крупнейшая в России саморегулируемая организация арбитражных управляющих. В ее состав входят 414 арбитражных управляющих, представительства действуют в 70 регионах России.

ТПП РФ активно участвует в подготовке и реализации одобренной Правительством РФ Концепции развития корпоративного законодательства.

Первый этап концепции реализован. ТПП РФ совместно с Минэкономразвития России подготовлены и внесены в установленном порядке в Государственную Думу изменения и дополнения в 11 законов федерального значения, среди которых федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О рынке ценных бумаг" и т.д. Приняты законодателем в первом чтении в 2007 году.

Совместно с Минэкономразвития России, другими заинтересованными ведомствами ТПП РФ разработаны предложения по обеспечению эффективного развития малого и среднего бизнеса в части совершенствования законодательства по направлениям, связанным с налогообложением, упрощением форм ведения бухгалтерской отчетности, приобретением и использованием контрольно-кассовой техники, проведением контрольно-надзорных мероприятий (проверок), приватизацией государственного и муниципального имущества, доступом к финансовым ресурсам, специальным регулированием отдельных видов деятельности и преодолением административных барьеров.

Часть предложений была включена в «Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности» и одобрена на Правительственной комиссии по развитию малого и среднего бизнеса 29 апреля 2008 года, а другая часть нашла отражение в Указе Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» от 14 мая 2008 года.

При активном участии ТПП РФ подготовлены:

- изменения в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» \ первая проверка без штрафа и др.\;

- законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Одобрен Госдумой в первом чтении;

- проект постановления Правительства РФ «О порядке и методике проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов»;

- законопроект, отменяющий плату за техприсоединение к электрическим сетям. Находится в Госдуме;

- совместно с МВД России и Росздравнадзором подготовлен проект ФЗ о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за производство, продажу, хранение и\или ввоз на территорию России фальсифицированных лекарственных средств;

- Палатой подготовлены предложения по защите авторских прав, созданию на базе организаций ТПП России, Правительства Москвы и Министерства культуры Российской Федерации российского авторского реестра. В ноябре 2007 года Правительственной комиссией в сфере интеллектуальной собственности, её правовой охране и использованию предложения были одобрены. Осуществляется их реализация.

Организационная и практическая деятельность

В целях повышения эффективности работы и создания системы экономической безопасности проведены организационные изменения в Комитете ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. В дополнение к шести действующим подкомитетам созданы два новых: подкомитет по оказанию содействия в формировании российской индустрии безопасности, который осуществляет правовой анализ проблем, выработку рекомендаций и предложений по созданию цивилизованных условий развития российской индустрии безопасности, и подкомитет по антикризисному управлению и проблемным долгам (при участии НП «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при ТПП РФ»), который осуществляет обобщение практики в сфере применения законодательства о банкротстве и антикризисному управлению; проводит экспертизу проектов законодательных и нормативных правовых актов, выпускает информационно-методические материалы, вырабатывает предложения и рекомендации по повышению эффективности процедур банкротства.

Создана и активно работает Комиссия по мониторингу и противодействию противоправным поглощениям предприятий. В её состав вошли депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества, ведущие юристы в области корпоративного права.

За два года проведено более 15 заседаний комиссии, на которых обсуждены вопросы противоправных захватов по отраслям, роль средств массовой информации в вопросах слияний и поглощений, проанализированы коррупционные составляющие корпоративных конфликтов. По результатам были подготовлены свыше 20 аналитических, информационных и методических материалов, которые были направлены в Государственную Думу, правоохранительные органы, средства массовой информации и предпринимателям.

Для оказания помощи в противодействии захвату ОАО «Волга» проведено выездное заседание комиссии в Нижнем Новгороде. Были проведены встречи с представителями законодательного собрания, администрации и правоохранительных органов области, организована пресс-конференция. Это существенно снизило активность рейдеров и, в конечном итоге, позволило предотвратить противоправный захват предприятия.

В целях оказания помощи, в первую очередь малому и среднему бизнесу, в рамках Департамента экономической безопасности ТПП РФ организована работа Консультационного пункта. Ежегодно в его адрес поступает более 200 обращений, половина из которых касается противоправных захватов бизнеса. Практически по всем обращениям сотрудниками Департамента экономической безопасности были подготовлены запросы и обращения в федеральные и региональные правоохранительные органы. Рассмотрение каждого третьего обращения было взято на контроль Генеральной прокуратурой или МВД России.

Учитывая положительные результаты работы, Консультационные пункты созданы в ряде территориальных ТПП (Брянск, Балашиха, Калуга, Тверь, Тула, Ярославль).

В результате своевременно принятых совместно с правоохранительными органами мер удалось предотвратить захваты, связанные с насильственной сменой собственника таких предприятий, как ОАО «Волга» (г. Балахна Нижегородской области, бумагоделательный комбинат), ОАО «Гипромез» (г.Москва, научно-исследовательский институт), ООО «Фабрика имени Горького» (г. Кимры, производство средств индивидуальной защиты), ЗАО «Прогрес-Р» (г. Одинцово, рыбопереработка), ОАО «Сатурн» (г.Брянск, строительно-монтажное управление), ООО «Конфитум» (г.Москва, плодоовощная база), ЗАО «Тулаторгтехника» (г.Тула, производство ресторанного оборудования) и ряда других.

Работу по защите интересов предпринимателей ТПП РФ проводит в тесном взаимодействии с территориальными торгово-промышленными палатами.

В системе ТПП созданы и действуют более 100 подразделений экономической безопасности. В ряде регионов с участием территориальных ТПП созданы координационные советы по борьбе с контрафактной продукцией (гг.Киров, Сургут, Ярославль).

В целях повышения эффективности работы территориальных палат Департамент экономической безопасности провел более 30 конференций, семинаров, «круглых столов», на которых подробно обсуждены вопросы построения системы экономической безопасности предприятия, формы и методы действий рейдеров, способы противостояния захватчикам, пути совершенствования деятельности негосударственных охранных структур. Такие мероприятия прошли в Москве и Московской области, Астрахани, Белгороде, Брянске, Вологде, Воронеже, Кемерово, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Смоленске, Тамбове, Тольятти, Ростове, Рязани, Уфе, Чебоксарах и т.д.

Для оказания правовой и консультационной помощи организована работа общественных приёмных, в которых опытные юристы и специалисты в области экономической безопасности на личном приёме оказывают юридическую, информационную и методологическую помощь предпринимателям. В настоящее время приёмные работают в Брянске, Калуге, Твери, Туле, Ярославле и Балашихе.

В соответствии с Законом о торгово-промышленных палатах в целях информационной поддержки безопасности предпринимательства ДЭБ ТПП РФ ведёт негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей (Реестр надёжных партнёров). Этот институт, способствующий прозрачности и открытости в вопросах коммерции, может существенно повысить безопасность при заключении сделок. В настоящее время осуществляются мероприятия по активизации ведения Реестра. Однако его возможности не во всех регионах используются в полную меру.

Департаментом экономической безопасности проанализирована практика противодействия рейдерским захватам. На основании полученных материалов разработаны методические рекомендации предпринимателям по действиям в случае попыток захвата их бизнеса. Рекомендации направлены во все торгово-промышленные палаты России.

Обобщён и находит широкое применение среди предпринимателей опыт ряда территориальных палат по обеспечению экономической безопасности бизнеса.

Например, Московская ТПП совместно с Правительством Москвы участвует в реализации проекта «Неотложной правовой помощи малому бизнесу Москвы». По сигналу с «горячей линии» к предпринимателю безвозмездно выезжает «дежурная группа» юристов для оказания экстренной правовой помощи в консультировании, составлении документов (актов, жалоб, заявлений), а также взаимодействия с проверяющими органами на предмет соблюдения законодательства. За первые три месяца работы оказана помощь по 182 обращениям от субъектов малого предпринимательства. При прибытии «неотложки» в 9 из 10 случаев проверяющие отказывались от своих намерений.

Новороссийская ТПП, Белгородская ТПП, ряд других палат ввели в практику обязательный учёт и запись проверяющих предприятия в «Журнале учёта проверяющих». Практика показала, что почти в половине случаев проверяющие отказывались от проверки.

Этот опыт противодействия несанкционированным проверкам получил распространение и в других регионах.

Важная роль в защите предпринимательства отводится негосударственным структурам охраны и безопасности.

В стране по существу сформирован новый сегмент бизнес-сообщества: негосударственные структуры охраны и безопасности. Они включают в себя разнообразные коммерческие и некоммерческие организации, которые специализируются на различных видах экономической деятельности в области безопасности: физической и технической охраны, информационном обеспечении, защите прав собственности и т.д. Под охраной частных предприятий и служб безопасности находятся около 280 тысяч объектов.

В ноябре 2007 года ДЭБ ТПП РФ совместно с Комитетом ГД ФС РФ по безопасности с участием более 600 руководителей негосударственных структур безопасности из 67 субъектов Федерации организована и проведена Всероссийская конференция «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы». Участники конференции обратились в Палату с предложением создать на федеральном уровне с участием ТПП РФ отраслевое объединение организаций безопасности.

Подготовлены учредительные документы по созданию НП «Союз российской индустрии безопасности», где ТПП России могла бы стать одним из учредителей. Предполагается создание отделений в регионах с участием территориальных торгово-промышленных палат.

В ряде регионов по инициативе и при участии ТПП РФ созданы и действуют совместные с администрациями Советы по защите прав предпринимателей. Так, в январе 2008 года, распоряжением губернатора Рязанской области создан Экспертный совет по координации деятельности негосударственных (частных) охранно-сыскных структур, в состав которого вошли: президент Рязанской ТПП, руководители УВД, ФСБ, ФСКН, муниципальных органов власти и другие. Аналогичные структуры по защите предпринимателей созданы и действуют в Астраханской, Брянской, Кемеровской областях, Республике Чувашия и других субъектах Российской Федерации.

IV. Предложения ТПП РФ по вопросам укрепления экономической безопасности предпринимательства

В целях создания оптимальных условий для развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата РФ считает необходимым совместно с органами законодательной и исполнительной власти:

Первое. Снижение административных ограничений

- провести ревизию законодательных и нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих предпринимательскую деятельность, на предмет их соответствия федеральному законодательству;

- внести в федеральные законы и нормативные акты положения, направленные на формирование преимущественно уведомительного порядка начала деятельности хозяйствующего субъекта, включая введение возможности регистрации с использованием сети Интернет и единого регистрационного номера;

- предусмотреть в нормативно-правовых актах:

а) замену лицензирования для отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или финансовыми гарантиями;

б) сокращение перечня сертифицируемых видов продукции за счет перехода к декларированию;

в) упрощение системы налогообложения для неторговых и семейных малых предприятий, в том числе и на основе патента;

г) снижение издержек малых предприятий при присоединении их к инженерным и энергосетям;

д) преференции для малых компаний-арендаторов при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного имущества и недвижимости;

е) упрощение и расширение доступа малых предприятий к кредитным и финансовым ресурсам.

Принять поправки в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в части:

а) закрепления требования по разработке единого бланка распоряжения о проведении проверки;

б) закрепления нормы, согласно которой по результатам первой проверки к субъектам малого предпринимательства должны быть применены меры правовосстановительного характера (предписание), а не штрафные санкции;

в) установления принципа недействительности результатов проверки при нарушении установленных законодательством РФ процедур её проведения.

Второе. Противодействие коррупции

Одной из приоритетных задач в своей деятельности Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает содействие созданию общегосударственной системы антикоррупционных мер.

Представляется необходимым:

- добиваться принятия закона о противодействии коррупции;

- предусмотреть обязательное раскрытие информации по доходам и расходам государственных служащих на всех уровнях, как личных, так и членов их семей;

- ввести обязательный порядок публичного отчета о результатах деятельности властных структур, уполномоченных заниматься борьбой с коррупцией;

- обеспечить открытость и прозрачность (с обязательным опубликованием в прессе) информации о расходовании средств бюджетов различных уровней, участие институтов гражданского общества в контроле за этими расходами;

- при проведении торгов и иных процедур по доступу субъектов малого бизнеса к имущественным объектам, государственному и муниципальному заказам, закупкам и контрактам госмонополий обеспечить гласность и открытость;

- создать координационные структуры (общественно-консультативные советы, общественные приемные и т.п.) при федеральных и территориальных органах исполнительной власти в целях привлечения общественных организаций в качестве наблюдателей при проведении конкурсов, аукционов и т.п. мероприятий.

Третье. Противодействие противоправным поглощениям предприятий

Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает необходимым:

- ускорить принятие Государственной Думой проекта ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», имеющего антирейдерскую направленность;

- обобщить практику работы торгово-промышленных палат по противодействию рейдерству, подготовить методические рекомендации;

- обобщить опыт работы Экспертного совета негосударственных структур безопасности при Правительстве Рязанской области и проекта «Неотложная правовая помощь малому бизнесу», реализуемого Правительством Москвы совместно с Московской ТПП. Материалы направить в территориальные торгово-промышленные палаты;

- продолжить проведение обучающих семинаров, лекций, «круглых столов», общероссийских и региональных форумов по противодействию противоправным поглощениям;

- инициировать введение на экономических факультетах ВУЗов спецкурса по подготовке специалистов в области борьбы с рейдерством;

- инициировать создание межведомственной комиссии по противодействию противоправным поглощениям;

- обеспечить совершенствование системы антикризисного управления, повышение статуса и уровня профессионализма арбитражных управляющих.

Четвертое. Противодействие обороту контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции

- принять Государственную программу по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией;

- разработать и принять базовый Федеральный закон «О защите российского рынка от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции»;

- при Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности создать Координационный совет, объединяющий интересы представителей всех категорий обладателей прав интеллектуальной собственности;

- подготовить и направить в территориальные ТПП информационно-аналитические материалы по правоприменительной практике и проблемам защиты отечественного рынка от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции;

- обеспечить проведение активной профилактической и информационно-разъяснительной работы с населением и предпринимателями об отличительных признаках фальсифицированных и контрафактных товаров, а также о способах защиты законных прав и интересов производителей и потребителей товаров.

Пятое. Антимонопольные меры поддержки малого и среднего предпринимательства

- внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты о защите конкуренции в части возможного сокращения доли рынка со стороны монополий;

- проработать совместно с ФАС вопрос о возможности ограничения работы крупных торговых сетей (гипермаркетов) по времени в течение рабочей недели в целях поддержки и развития предприятий торговли «шаговой доступности»;

- проработать совместно с Минэкономразвития России вопрос о возможности создания и внедрения системы аутсорсинга, предусматривающей развитие инфраструктуры предприятий малого и среднего предпринимательства, участвующих в производственном цикле конечного продукта крупных компаний;

- организовать в ТПП РФ и территориальных ТПП проведение «круглых столов» с представителями малого и среднего предпринимательства и ФАС по проблемам противодействия нарушениям в сфере антимонопольного законодательства.

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.