Интервью директора Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции Н.И. Гетмана газете «Трибуна»

Интервью директора Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции Н.И. Гетмана газете «Трибуна»

Западня для гидры

В начале ноября в Торгово-промышленной палате РФ соберутся представители деловой и политической сфер страны, чтобы обсудить проблему участия предпринимательского сообщества в реализации Национального плана по противодействию коррупции. В качестве примера будет рассмотрен опыт Саратовской области, где в последнее время активизировалась борьба с казнокрадами и взяточниками. Эта дискуссия станет также одним из первых шагов в обсуждении внесенных президентом Д. Медведевым в Госдуму антикоррупционных законопроектов. Каковы шансы на победу над злом, проникшим на все этажи нашего общества снизу доверху? С этого вопроса началась беседа корреспондента «Трибуны» с директором Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции Торгово-промышленной палаты РФ Николаем ГЕТМАНОМ.

— Любой здравомыслящий россиянин, услышав о победе над коррупцией, лишь улыбнется: конечно же, она невозможна. Эта социально-политическая чума родилась не сегодня и умрет не с нами: еще Владимир Иванович Даль заметил, что «в земле нашей мздоимствуется по обычаю». Нет панацеи в борьбе с этой заразой ни у нас, ни в других странах. Но всему есть своя мера и свои пределы. Сейчас вполне ясно, что общество, пораженное болезнью до такой степени, не сможет эффективно бороться ни с финансовым кризисом, ни рассчитывать на выполнение задач, сформулированных в плане социально-экономического развития России до 2020 года, ни обеспечить резкое увеличение доли малого и среднего бизнеса в структуре национального валового внутреннего продукта.
Недавно Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал данные ежегодного рейтинга конкурентоспособности экономик мира. В документе отмечено, что по состоянию на конец сентября 2008 года Россия совершила заметный шаг вперед в конкурентоспособности в индексах ВЭФ и переместилась с 59-го места в 2006 году на 51-е, сравнявшись с Индией, опередив Польшу и Литву. Более того, Россия вошла в группу стран, «развивающихся по инновационному сценарию», аналогично Тайваню, Чили, Турции, странам Балтии и обогнав здесь Бразилию и Китай. ВЭФ отмечает, что, несмотря на всплеск инфляции и кризис ликвидности в августе-сентябре прошлого года, Россия находится в стадии подъема. Но есть ряд факторов, которые могут помешать росту конкурентоспособности нашей страны. Главным среди них, как отмечается в докладе, «является высокая степень коррупции в России».
Судя по всему, высшее руководство страны адекватно оценивает грозящую нам опасность. Думается, именно поэтому президент первые свои 100 дней начал с постановки задач развития малого и среднего предпринимательства, а завершил законопроектом о радикальных мерах по борьбе с коррупцией.
Принципиальных новшеств здесь немало. Есть пункт о проведении антикоррупционной экспертизы законопроектов. Появилась норма, описывающая конфликт интересов: ситуацию, при которой чиновник стоит перед выбором между интересами госслужбы и личной заинтересованностью. Зафиксировано, что в случае возникновения подобного конфликта госслужащий обязан сообщить о нем своему непосредственному начальнику и ждать его решений. Чиновников под угрозой увольнения обязывают информировать начальство о ставших известными им фактах коррупции.
Чиновникам запрещено в течение двух лет после ухода с госслужбы трудоустраиваться на те предприятия, с которыми они сталкивались в рамках своих служебных обязанностей.
Их обязали ежегодно декларировать свои доходы и имущество, причем не только свои, но также доходы и имущество супругов и несовершеннолетних детей. Предполагается, что список этих должностей утверждает правительство после принятия закона. Сейчас под обязательное декларирование имущества подпадают только высшие должностные лица РФ, то есть министры и приравненные к ним работники госаппарата. То есть мы видим политическую волю к тому, чтобы радикально потеснить взяточничество в органах власти.

Как выглядит ситуация на региональном уровне?
— В российской системе Торгово-промышленных палат уже два года проводятся социологические опросы с целью выявления уровня коррупции в различных сегментах российского общества. Некоторое время назад по инициативе Саратовской ТПП в шести районах области завершено исследование, которое показало весьма интересные результаты.
Например, лишь 8,5% предпринимателей непосредственно сталкивались с необходимостью выплаты «отката»; 11% — сталкивались опосредованно; 32,5% слышали о подобном явлении и 48% респондентов не знают о подобных фактах.
Есть, впрочем, и более приближенные к общероссийской действительности данные. Скажем, население области наиболее часто сталкивается с фактами коррупции при стационарном лечении в больнице (23%) и в поликлинике (21,5%), при поступлении в вуз (21,25% от общего числа респондентов) и обучении в вузе (19,75%), при получении справок в учреждениях (11,9%), оформлении права на земельный участок (11,3%), рассмотрении дел в судебных инстанциях (11,35%) и решении вопросов в районной администрации (11%).
Авторы исследования приходят к выводу, что такое явление, как «откат», по мнению 48% предпринимателей, отнюдь не является широкораспространенным. А если сюда присовокупить и те 32,5%, которые о взятках и подкупах со стороны чиновников лишь слышали от кого-то, получается, что почти 80% респондентов совсем не уверены в том, что коррупция насквозь пронизывает все полномочные структуры в Саратовской области.
А ведь речь идет о регионе, который по степени пораженности коррупцией занимает лидирующие в России позиции. По данным фонда «Индем», Саратовская область в 2004 году занимала второе место в России по интегральному уровню коррупции, в 2006 году переместилась на третье, а в 2007 спустилась еще на ступеньку ниже.
Тем не менее даже если «только» 20% предпринимателей сталкиваются в своей профессиональной деятельности с фактами коррупции, понятно, что до излечения еще очень далеко.

На какой позитивный опыт можно опираться, чему учиться, что заимствовать?
— На протяжении ХХ столетия среди высокоразвитых государств широкую огласку получили два примера — в США в 1932 году и на рубеже 1960-1970-х годов и в Италии в 1992-1993 годах. Правительства этих стран решились на бескомпромиссную борьбу с коррупцией, поскольку в обоих случаях сработал один и тот же закон. В условиях рыночной экономики, когда государство в лице правительства самоустраняется от управления экономическими процессами, коррупция становится реальной угрозой национальной безопасности. А происходит это, если размеры взяток предпринимателей государственным чиновникам и криминалу начинают превышать размер получаемой бизнесом прибыли. По достижении этой «красной черты» национальная экономика впадает в ступор, затем неизбежен глубокий кризис.
Более-менее понятный нам опыт борьбы с коррупцией в среде цивилизованных государств имеет пока только Италия, где в 1992-1993 годах была проведена операция «Чистые руки». Здесь были приняты поправки к Уголовному и Процессуальному кодексам, в законодательном порядке расширены права судебных и правоохранительных органов и спецслужб, вся информация о действиях против коррупционеров направлялась в средства массовой информации.
За сравнительно короткий период времени, с декабря 1992-го по октябрь 1993 года, было арестовано более 500 крупных чиновников и взяткодателей, возбуждены уголовные дела против 22 тысяч человек. За один только июнь 1992 года было арестовано более 700 человек. В ряд провинций были направлены воинские подразделения. Высшая исполнительная власть страны создала специальное ведомство по борьбе с коррупцией из трех тысяч сотрудников. Кроме того, одной из первых мер было назначение специального прокурора с особыми полномочиями. Был принят специальный закон о борьбе с мафией.
Коррупционеры жестоко сопротивлялись. Только по официальным данным, ими было совершенно 718 убийств и 822 похищения, 830 покушений и 886 случаев запугивания некоррумпированных представителей местных властей. Жертвами коррупционеров стали многие следственные и прокурорские работники.
Бывший глава итальянского Комитета по борьбе с коррупцией Антонио Ди Пьетро, сыгравший ключевую роль в операции «Чистые руки», считает, что одних полицейских мер для борьбы с коррупцией недостаточно — «нужна специальная государственная политика, но главное — нужна система правил». Сейчас коррупция в стране, конечно же, не исчезла, но характер ее в Италии изменился: ее масштабы вошли в цивилизованные нормы, мафиозные явления того времени в виде регулярных убийств судей и прокуроров отошли в прошлое, политический класс заметно очистился от скверны продажности.

Николай Иванович, что можно сказать об объективных причинах сегодняшних масштабов в сфере коррупции?
— Первая и главная причина в том, что Россия все еще переживает смену общественного строя, переход от административно-командной системы к рыночной экономике. Этот период создал множество «белых пятен» в законодательной сфере. Наиболее остро эти, мягко говоря, недочеты проявляются в сфере соприкосновения (а точнее — столкновения) малого и среднего бизнеса с чиновничьим аппаратом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По-иному, собственно, и быть не могло. Общество оказалось вынужденным очень быстро менять едва ли не весь массив законодательной базы в экономических отношениях. Это привело к законодательной чересполосице. Несмотря на то что со времени радикальной смены общественного строя прошло почти полтора десятка лет, законодательная база в сфере экономики все еще находится в стадии становления. До сегодняшнего дня в ряде случаев в экономических отношениях наряду с новыми нормативно-правовыми актами действуют нормы советского времени.
Приходится признать, что сформированный в 1990-е годы корпус законодательных актов новой России создал благоприятные условия для коррупционных действий. К сожалению, по сию пору у предпринимательского сообщества фактически нет оговоренных в законе механизмов взаимодействия с государственными исполнительными органами, которые не допускали бы использования лицами, наделенными властью, своих полномочий в коррупционных целях.
Именно на стыке взаимоотношений бизнеса и чиновничьего класса, наиболее часто на региональном, районном и муниципальном уровнях, возникает вольтова дуга несовпадения интересов. В результате здесь образуется основная коррупциогенная зона, метастазы от которой распространяются на все общество. Именно здесь возник феномен тесно связанного с коррупцией так называемого рейдерства — противоправного поглощения чужой собственности. По общему признанию, это криминальное явление существенно дестабилизирует деловую атмосферу. Рейдерский захват чужой собственности стал сегодня самостоятельным видом бизнеса со всеми атрибутами: планированием, бюджетированием, разделением труда, нормой прибыли. Рентабельность этого вида уголовщины начинается с 200-300 и достигает 1000 процентов. Пора бы уже перестать мириться с этим позором для государства, считающего себя развитым.

Почему борьба с коррупцией приобретает сегодня особенную остроту?
— В плане развития страны до 2020 года сказано, что по-настоящему выручить нас может только развитие высоких технологий. Именно поэтому сделан энергичный и абсолютно обоснованный акцент на инновационные методы и подходы.
Между тем мировая практика убедительно показывает, что решить проблему развития высоких технологий только крупные госкорпорации не смогут. Повсюду эту задачу решает малый и средний бизнес. Именно в этой сфере появляется абсолютное большинство открытий. На такую закономерность указал еще Эдисон, когда пришел к выводу, что самые яркие открытия в сфере техники рождаются в малых лабораториях. Совсем не случайно в странах с развитой экономикой малый и средний бизнес обеспечивает до 70% ВВП. У нас же он, по официальным данным, составляет долю в 17-18%. Правда, по экспертным оценкам — в два раза больше, так как половина предпринимателей находится в сфере теневой экономики.
Значит, мы стоим перед насущной задачей немедленного и резкого подъема малого и среднего бизнеса. Президент страны и глава правительства верно оценили эту ситуацию, резко развернув руль в сторону мощной поддержки этой формы предпринимательства. Но, судя по реакции представителей предприятий, пока в этой сфере ровным счетом ничего не изменилось. Предупреждение  Д. Медведева «Хватит кошмарить бизнес!» родилось не на пустом месте. Оно показывает, что высшее руководство страны понимает: сопротивление «заинтересованных лиц» провозглашенной политической линии на развитие МСБ только усиливается.
Между тем можно констатировать, что представители малого и среднего бизнеса призыв высшего руководства страны услышали и готовы к его осуществлению. Индикаторы этого настроения все чаще появляются в прессе. Люди дела хотят и могут выйти из узкой щели, куда их загнала коррупция. Пришла пора поменять их местами.
В докладе Института сравнительных социальных исследований на основе опроса экспертов приводится близкая к действительности шкала взяток и откатов в политике и экономике.
Так, за место в партийном списке во время избирательной кампании нужно заплатить от 2 до 5 миллионов долларов, а за вынесение законопроекта на рассмотрение только на уровне Комитета Госдумы — не менее 250 тысяч долларов.
Особенно щедр крупный бизнес. За получение госзаказа размер взятки доходит до 1/3 от суммы проекта, а за выдачу лицензии — от 1 до 5 миллионов долларов. Столько же дают и за отзыв лицензии у конкурентов.
В сфере малого бизнеса аппетиты, естественно, поменьше, но и эти цифры впечатляют: за содействие решению чиновник может потребовать 10 процентов от предполагаемой прибыли или 1/3 от суммы сделки.
Но чемпионами, по мнению экспертов, на этом поприще выступают налоговые и таможенные органы. Первые за списание недоимки могут потребовать до 50 процентов от суммы недоимки, а вторые — столько же от суммы, на которую снижена пошлина.
Кормятся на почве взяточничества даже такие, казалось бы, щепетильные организации, как благотворительные фонды. Эксперты считают, что в борьбе за получение грантов их руководители могут предложить грантодателям (чиновникам государственного аппарата или социальным службам крупного бизнеса) до 30 процентов от суммы гранта.

Беседу вел Владимир КУЗНЕЧЕВСКИЙ

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.