Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 8

январь 2003 года



  • Готовятся изменения в законодательство о защите прав потребителей

  • Проблемы совершенствования законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства

  • Россия переходит на новую систему технического регулирования

  • Готовится заседание Правительства РФ по проблемам развития легкой промышленности в Российской Федерации

  • Изменения в законодательстве об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности

  • Готовятся изменения в Трудовой кодекс РФ

  • Приложение 1




    Готовятся изменения в законодательство
    о защите прав потребителей


    В настоящее время Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготавливает проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс Российской Федерации». Несмотря на то, что работа над законопроектом еще не завершена, хотелось бы обратить внимание на основные новшества, заложенные в концепцию проекта этого закона.
    Во-первых, предлагается расширить действие Федерального закон «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и считать потребителями не только граждан, но также и объединения граждан (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, гаражные, дачные, садовые, иные потребительские кооперативы), имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие товары потребительского назначения. Во-вторых, законопроектом предполагается скорректировать положения Закона о содержании предоставляемой продавцом (изготовителем, исполнителем) информация о товарах (работах, услугах). Помимо ранее установленных сведений предлагается дополнительно указывать:

  • сведения о наличии модифицированных организмов;
  • цену, в том числе в единицах национальной валюты, и условия приобретения товаров (работ, услуг), а по социально значимым товарам, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, также отпускную цену изготовителя или, для импортных товаров, - цену организации-импортера;
  • место нахождения зарегистрированной на территории Российской Федерации организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на удовлетворение иных (помимо принятия претензий, осуществление ремонта и технического обслуживания товара) обоснованных требований потребителей.

    Существенной корректировке предлагается подвергнуть положения статья 13 Закона об ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.
    Так, поправкой в пункт 1 этой статьи предусматривается, что продавец (изготовитель, исполнитель) будет нести ответственность, предусмотренную законом или договором, не только за нарушение прав потребителей, но также и за нарушение их прав на получение установленных действующим законодательством льгот. Фактически право на получение льгот по некоторым товарам (работам, услугам) становится одной из разновидностей прав потребителей. Следует отметить, что данная норма будет весьма актуальна при реализации потребителями существующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, плате за телефон, по льготному проезду на транспорте и ряда иных льгот, установленных действующим законодательством для слабозащищенных в социальном плане категорий граждан Российской Федерации.
    Также планируется дополнить пункт 5 статьи 13 Закона новым положением о том, что если требование потребителя о выплате ему неустойки не было удовлетворено в добровольном порядке, то при судебном разбирательстве размер подлежащей взысканию с продавца (изготовителя, исполнителя) суммы не может быть уменьшен судом более чем на тридцать процентов. Предполагается также соответствующим образом скорректировать абзац первый статьи 333 Гражданского кодекса РФ, предоставив возможность отдельными федеральными законами устанавливать пределы снижения судом размера неустойки.
    Законопроектом предусматривается, что при удовлетворении судом требований потребителя суд в обязательном порядке должен выносить решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, штрафа в пределах цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. При этом предлагается установить, что размер штрафа не может быть меньше тридцати процентов взыскиваемой судом в пользу потребителя суммы.
    Предусматривается также дополнить статью 15 Закона новой нормой, устанавливающей возможность предъявления потребителем и удовлетворения продавцом (изготовителем, исполнителем) требования о возмещении морального вреда без обращения в суд. В указанном случае размер компенсации предлагается устанавливать соглашением сторон.
    Уделено внимание в проекте закона и так называемым «пирамидальным» схемам продажи товаров. В статье 16 Закона предлагается прописать норму, запрещающую продажу товаров методом, при котором доход продавца образуется не за счет продажи товаров (работ, услуг), а за счет привлечения большего числа клиентов).
    В проекте закона некоторым изменениям также подвергаются установленные статьей 19 Закона сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Совершенно справедливо в проекте предлагается установить, что если гарантийный срок на сезонный товар не истек на момент окончания сезона, то его течение приостанавливается до наступления нового соответствующего сезона.
    Следует отметить, что в пункте 1 статьи 20 Закона в настоящее время не установлен конкретный срок на устранение продавцом (изготовителем) недостатков, обнаруженных в товаре. В Законе лишь указывается, что это должно быть сделано продавцом «незамедлительно», что вызывает определенные трудности в процессе практического применении данной нормы. В этой связи в законопроекте предлагается прямо указать, что указанные недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним в семидневный срок, если иной срок устранения недостатков не вытекает из существа недостатка, либо если иной срок не определен соглашением сторон в письменной форме.
    В законопроекте предусматривается некоторое развитие положений статьи 25 Закона, предусматривающих право потребителя на обмен товара надлежащего качества. В частности, предлагается конкретизировать, что в случае отсутствия необходимого товара продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена непродовольственного товара надлежащего качества, о его поступлении в продажу не позднее семи дней с момента поступления.
    Необходимо обратить внимание также на следующие новации. Законопроектом предлагается установить, что если договор на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг был заключен вне места стационарной торговли, в том числе методом дистанционных продаж, с использованием электронных способов торговли, на презентации и т.п., и при этом сумма договора превышает 2 минимальных размера оплаты труда, потребитель в течение 10 дней вправе отказаться от договора и потребовать полного возврата уплаченных сумм. Возврат указанных сумм должен быть произведен в течение семи дней с момента предъявления требования потребителем, а переданный потребителю товар или результаты работы (услуги) возвращается продавцу (исполнителю).
    И еще одно существенное изменение. Согласно правилу, заложенному в пункте 1 статьи 35 Закона, при выполнении работ из материалов заказчика, в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала в разумный срок. При отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества изготовитель обязан возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала, а также расходы, понесенные потребителем.
    Представляется, что вышеназванная норма является слишком «жесткой» по отношению к изготовителю, так как вообще не учитывается характер и степень повреждения материала (вещи). В этой связи в вышеуказанный пункт статьи 35 Закона предлагается дополнить положением о том, что если повреждение не влияет на потребительские свойства вещи (материала) и не препятствует ее дальнейшему использованию в соответствии с целевым назначением, потребитель вправе требовать безвозмездного устранения повреждения, либо возмещения расходов на его устранение.
    Также в законопроекте предусматривается расширение прав общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также органов местного самоуправления в сфере их деятельности по защите прав потребителей.
    В частности, предлагается наделить их правом предъявлять иски в интересах группы потребителей, число которых ограничено (жители одного дома, пассажиры одного рейса и др.), но оформление полномочий каждого потребителя, входящего в группу, на предъявление иска от его имени требует больших затрат (т.е. групповые иски). При этом указанный групповой иск может содержать требование о взыскании компенсации в отношении всех членов группы, если принцип определения размера такой компенсации установлен действующим законодательством или договором.
    Таковы основные изменения, предлагаемые Минэкономразвития России, а также рядом других министерств, в законодательство о защите прав потребителей.
    Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при участии объединений предпринимателей были подготовлены дополнения к указанному законопроекту, направленные на защиту прав товаропроизводителя. В частности, предлагается дополнить пункт 3 статьи 503 части второй Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) новой нормой, предусматривающей, что покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи технически сложного или дорогостоящего товара не в любом случае, а лишь при существенном нарушении требований к качеству товара, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 475 ГК РФ.
    Необходимость такого дополнения обусловлена тем, что на современном этапе развития науки и техники невозможно гарантировать абсолютную надежность технически сложного дорогостоящего товара, поскольку он, как правило, представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных деталей, механизмов, узлов и агрегатов. По этим причинам абзацем 6 пункта 1 статьи 503 ГК РФ право на замену технически сложного или дорогостоящего товара предоставлено потребителю лишь в случаях существенного нарушения требований к его качеству.
    В этой связи совершенно нецелесообразно сохранять положение, предусмотренное абзацем 1 пункта 3 статьи 503 ГК РФ, позволяющие покупателю при наличии даже несущественных недостатков в технически сложном товаре, требовать расторжения договора и возврата уплаченной за товар суммы. Очевидно, что сложившееся положение противоречит принципам разумности и справедливости, на которых основано гражданское законодательство.
    В связи с изложенным вполне логично было бы распространить требование о существенности недостатков технически сложных или дорогостоящих товаров не только при удовлетворении требований покупателей об их замене, но и при расторжении договоров купли-продажи таких товаров. При этом данное положение полностью соответствовало бы пункту 2 статьи 475 ГК РФ.
    Аналогичное изменение предлагается внести также в абзац 8 пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О защите прав потребителей».


    Проблемы совершенствования законодательства
    о государственной поддержке малого предпринимательства


    В соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова на 17 марта 2003 года запланировано заседание Правительства Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития в Российской Федерации малого предпринимательства. В этой связи Департаментом ТПП РФ по законодательству были подготовлены предложения по совершенствованию законодательства в сфере поддержки и развития малого предпринимательства. Основное содержание указанных предложений сводится к следующему.
    Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации должна обеспечиваться созданием системы нормативных правовых актов, развитием и совершенствованием законодательства в этой сфере.
    Очевидно, что центральное место в указанной системе занимает Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». За 7 лет после его принятия данный закон не претерпел существенных изменений и в настоящее время не обеспечивает в полной мере решение новых задач и назревших проблем. Многие положения закона устарели, а некоторые из них вступают в противоречие с действующим гражданским, налоговым и бюджетным законодательством.
    Помимо приведения данного Федерального закона в соответствие с действующим законодательством, необходимо внести в него изменения и дополнения, направленные на совершенствование существующей системы государственной поддержки малого предпринимательства, корректировку критериев отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства, а также направлений, форм и методов поддержки малого бизнеса. При разработке соответствующего законопроекта также необходимо предусмотреть расширение прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области правового регулирования предпринимательской деятельности и применения дополнительных форм поддержки малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
    Полагаем, что соответствующий проект закона мог бы быть подготовлен в виде новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
    Кроме того, представляется целесообразным дополнить главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации новым параграфом «Субъекты малого предпринимательства» в котором сформулировать основные определения, особенности правового положения, основополагающие принципы их государственной поддержки.
    Важнейшим элементом государственной поддержки и развития в Российской Федерации малого предпринимательства являются регулирование отношений в налоговой сфере. Принимая во внимание, что основной спецификой деятельности малых предприятий является их ограниченность в материальных и трудовых ресурсах, полагаем, что основными направлениями совершенствования законодательного обеспечения в этой сфере должны быть реальное снижение налогового бремени, а также упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности.
    К сожалению, в настоящее время становится очевидным, что недавно принятые законодательные акты по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (федеральные законы от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ), не являются адекватными мерами в этом направлении. Полагаем, что введенные с 1 января 2003 года новые главы Налогового кодекса Российской Федерации 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» не решат должным образом назревшие проблемы налогообложения малого бизнеса и не повлекут ощутимого снижения на них налоговой нагрузки, упрощения процедур налогообложения, ведения налогового учета и отчетности.
    Нельзя не отметить, что вышеназванными федеральными законами ликвидирована хорошо зарекомендовавшая себя в сфере малого бизнеса патентная система уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей.
    Кроме того, новая упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ) заменяет лишь 5 из 20 ныне действующих налогов и при этом предусматривает обязанность налогоплательщиков ежеквартально производить уплату авансовых платежей и представлять налоговые декларации. В этой связи данная «упрощенная» система налогообложения на практике потребует дополнительного привлечения предпринимателями специалистов-бухгалтеров для ведения налогового учета и представления отчетности. Полагаем, что уплата единого налога и предоставление декларации по нему должно осуществляться только один раз – по результатам финансового года.
    Помимо этого, в новой главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается неоправданно широкий перечень субъектов предпринимательской деятельности, которым не разрешается применять упрощенную систему налогообложения. Установленный в статье 346.13 Налогового кодекса РФ критерий для определения возможности применения упрощенной системы в виде 15 млн. руб. годового дохода от реализации товаров (работ, услуг) не позволяет переходить на нее многим малым предприятиям, занимающимся производственной деятельностью, а также малым венчурным и инновационным предприятиям. Полагаем, что необходимо предоставить субъектам малого предпринимательства возможность перехода на упрощенную систему налогообложения при доходе от реализации на уровне 40-50 миллионов рублей в год.
    Существуют реальные опасения, что введение в действие главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации для ряда плательщиков единого налога на вмененный доход может обернуться увеличением налоговой нагрузки, в первую очередь за счет происшедшего с 1 января 2003 года увеличения размеров базовой доходности, применяемых при исчислении суммы налога. Положение усугубляется также тем, что в большинстве субъектов Российской Федерации размеры корректирующих коэффициентов по налогу (К-2) оставлены на прошлогоднем уровне.
    Кроме того, проведенный торгово-промышленными палатами в ряде регионов России анализ ситуации показывает, что по объектам розничной торговли и общественного питания применение единого налога на вмененный доход дает некоторое преимущество по сравнению с общей системой налогообложения только высокодоходным предприятиям, и то лишь в случаях, когда площади их торговых залов (залов общественного питания) не превышают 70 кв.м. Для других субъектов малого предпринимательства, осуществляющих указанные виды деятельности, становиться выгодней применять общий режим налогообложения, однако в силу требований статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации они его применять не вправе.
    В связи с изложенным полагаем, что в налоговое законодательство необходимо включить норму, обеспечивающую субъектам малого предпринимательства право выбора схемы налогообложения между упрощенной системой, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и общей системой налогообложения.
    Следует также отметить, что до настоящего времени законодательно не разрешена давно назревшая для организаций, приобретающих продукцию малых предприятий для ее дальнейшей реализации (переработки), проблема учета и зачета налога на добавленную стоимость, от уплаты которого освобождены субъекты малого предпринимательства, использующие для налогообложения специальные налоговые режимы. В этой связи крупным и средним предприятиям невыгодно приобретать продукцию у малых предприятий. Неурегулированность этого вопроса продолжает оказывать негативное влияние на конкурентоспособность производимых ими товаров (работ, услуг).
    Помимо совершенствования федерального налогового законодательства необходимо также развивать региональную нормативную правовую базу по вопросам налогообложения малых предприятий. Следует отметить, что далеко не всегда в субъектах Российской Федерации своевременно принимаются соответствующие законодательные акты, необходимые для применения субъектами малого предпринимательства специальных налоговых режимов. Порой указанные акты вступают в противоречие с федеральным законодательством.
    Так, решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 апреля 2002 г. №3-88 была признана недействующей часть 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» в связи с ее противоречием статье 3 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В этой связи для многих малых предприятий Санкт-Петербурга в середине финансового года существенно изменились условия налогообложения по упрощенной системе, а вернуться к общему режиму налогообложения законодательство им не позволяло.
    Для обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства необходимо также принятие законодательных мер, направленных на создание для его субъектов действенной системы доступа к финансовым и иным материальным ресурсам, развитие негосударственных механизмов финансовой поддержки, создание условий для развития негосударственных небанковских организаций финансирования малого бизнеса.
    Необходимо отметить, что кредитование субъектов малого предпринимательства со стороны банков и иных кредитных организаций вызывает определенные трудности. Во-первых, банкам зачастую невыгодно заниматься микрокредитованием - субъекты малого предпринимательства как клиенты для них малопривлекательны. Во-вторых, на рынке банковских услуг не имеется в достаточной степени столь необходимых для малого бизнеса предложений по кредитованию на длительные сроки под небольшую процентную ставку без серьезного обеспечения обязательств. В-третьих, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации установлены достаточно сложные правила оформления процедур кредитования физических лиц и субъектов малого предпринимательства. В этой связи, становится актуальным подготовка проекта федерального закона, направленного на упрощение кредитования субъектов малого предпринимательства. Законодательно закрепить такой упрощенный порядок можно было бы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
    Что касается развития негосударственных небанковских организаций финансирования малого бизнеса то необходимо отметить следующее. С введением в действие Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» были урегулированы вопросы создания и деятельности кредитных кооперативов с участием индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем до настоящего времени должным образом не урегулированы на законодательном уровне вопросы организации и функционирования обществ взаимного кредитования и иных кредитных потребительских кооперативов с участием юридических лиц. На решение данной проблемы направлен подготовленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О кредитной кооперации» (№ 70443-3), который 24 апреля 2002 был принят Государственной Думой в первом чтении. Вместе с тем работа над этим крайне важным для малого предпринимательства законопроектом в Государственной Думе в настоящее время приостановлена. Предлагается активизировать работу над данным проектом закона в целях его окончательного принятия Государственной Думой в период текущей парламентской сессии.
    Немаловажное значение для развития малого бизнеса, по нашему мнению, имеет создание на базе положений Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» правовых основ для деятельности обществ взаимного страхования субъектов малого предпринимательства. В этих целях группой депутатов (Ю.А.Артемьевым, М.М.Задорновым, М.В.Емельяновым) в 2001 году был внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 173367-3 «О взаимном страховании». Законопроект с подобным названием также готовится к внесению в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в связи с чем, видимо, откладывается рассмотрение вышеназванного проекта, внесенного депутатами. Полагаем необходимым обеспечить принятие и введение в действие закона «О взаимном страховании» к концу 2003 года.
    Также считаем необходимым в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а затем и в иных актах бюджетного законодательства закрепить возможность направления на поддержку малого предпринимательства средств от приватизации государственного и муниципального имущества.
    Что касается Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», то необходимо отметить следующее. В новую редакцию данного закона не вошел ранее существовавший и жизненно важный для малого предпринимательства способ приватизации - выкуп арендованного имущества. Приобретение указанного имущества на аукционе (конкурсе) для субъектов малого предпринимательства не представляется возможным ввиду отсутствия достаточных финансовых средств для того чтобы конкурировать на аукционе с предприятиями крупного и среднего бизнеса.
    В этой связи абсолютное большинство малых предприятий, арендующих государственные или муниципальные здания (сооружения, помещения), находятся под постоянной угрозой лишиться своего бизнеса ввиду продажи арендованного имущества на конкурсе новому собственнику. При этом новый собственник приобретает имущество, как правило, для организации собственного дела, а не для извлечения прибыли от сдачи его в аренду, поэтому постепенно вытесняет арендатора или отказывает ему в заключении договора на новый срок. Такое положение также ставит под сомнение целесообразность для малых предприятий вкладывать средства в ремонт, надлежащее оборудование и содержание арендованного здания (помещения).
    В связи с изложенным предлагается законодательно закрепить для малых предприятий возможность на участие в приватизации государственного и муниципального имущества путем заключения договоров аренды с правом их выкупа по рыночной стоимости. Эта поправка в закон обеспечит стабильность для субъектов малого бизнеса, а также будет способствовать привлечению инвестиций.
    Отсутствие должного законодательного регулирования является препятствием в решении проблемы предоставления малым предприятиям государственных и муниципальных заказов. Несмотря на установление в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации» механизма обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд, эти нормы на практике не работают. Причиной этому является то, что в принятом позднее Федеральном законе от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который является определяющим, эти нормы не нашли своего отражения и тем более развития. В этой связи актуальным является подготовка проекта федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ.
    Немаловажное значение для развития малого бизнеса имеет устранение административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий. В прошлом году был принят и введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». Вместе с тем данный закон не в полной мере устраняет недостатки ранее существовавшей системы регистрации организаций и изменений в их учредительных документах, в связи с чем требует соответствующих уточнений и корректировки. Кроме того, порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации до настоящего времени законодательно не установлен. 25 декабря 2002 года Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона №267089-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (по вопросу об установлении порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей), внесенный депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым. Считаем, что необходимо в кратчайшие сроки доработать указанный законопроект с учетом мнения предпринимателей по данному проекту.
    Большое количество нареканий со стороны представителей малого предпринимательства вызывает сложившаяся практика проведения органами внутренних дел и налоговой полиции многочисленных проверок финансовой, хозяйственной и иной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, когда это не связанно с расследованием конкретного правонарушения. При проведении указанных проверок сотрудники правоохранительных органов отказываются руководствоваться Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», ссылаясь, в частности, на статью 11 Закона Российской Федерации «О милиции» и иные федеральные законы. Видится, что данная проблема может быть решена путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты.
    С другой стороны нельзя не отметить, что одним из главных препятствий в функционировании и развитии малых предприятий является вымогательства, поборы, «рэкет» со стороны различных преступных группировок. В настоящее время иметь и вести свой бизнес в России становиться для предпринимателей все более опасным. Причем положение в этом направлении с каждым годом все ухудшается, а правоохранительные органы не проявляют необходимой активности в решении данной проблемы. В этих условиях становиться актуальным вопрос об обеспечения государством безопасности граждан при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Для его решения необходимы экстренные, в первую очередь, политические и организационные меры. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о подготовке проекта указа Президента Российской Федерации «О неотложных и дополнительных мерах по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности в Российской Федерации».
    Принимая во внимание, что значительное число венчурных и инновационных предприятий является субъектами малого предпринимательства, необходимо особо подчеркнуть актуальность формирования и развития нормативной правовой базы в сфере венчурного и инновационного предпринимательства.
    Имеющийся мировой и отечественный опыт развития венчурной и инновационной индустрии позволяет сделать вывод о необходимости оказания ей содействия и поддержки на государственном уровне. В этой связи предлагается подготовить проект федерального закона «О государственной поддержке венчурного и инновационного предпринимательства в Российской Федерации», в котором сформулировать основные направления и задачи государственной политики в развитии указанной индустрии, формы и методы ее реализации.
    Помимо этого для создания благоприятных условий создания и функционирования венчурных и инновационных предприятий необходимо провести корректировку действующего законодательства.
    Как уже отмечалось ранее, в настоящее время налогообложение малого предпринимательства, в том числе с учетом установленных льгот, не стимулирует динамичного развития малых предприятий и притока в них венчурного капитала. В этой связи в налоговое законодательство целесообразно внести изменения и дополнения, направленные на стимулирование роста оборотов малых инновационных предприятий, а также предоставления им возможности применения упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ) без какого-либо ограничения размера годового дохода от реализации.
    В сфере валютного законодательства, учитывая то обстоятельство, что вложение капитала в венчурные и инновационные предприятия являются высокорисковыми, представляется необходимым отменить для этих предприятий обязательную продажу валютной выручки. Принимая во внимание что внешнеэкономические сделки, заключаемые венчурными и инновационными предприятиями носят, как правило, долгосрочный характер, представляется целесообразным также отменить установленный Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» разрешительный порядок, требующий обязательного получения разрешения Центрального банка Российской Федерации на исполнение платежей по заключенным контрактам, если их исполнение превышает 180 дней.
    Кроме того, Таможенный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить нормой об освобождении от уплаты таможенных пошлин вкладов иностранных инвесторов в отечественные венчурные и инновационные предприятия, осуществляемые путем внесения в уставный капитал имущества.
    В бюджетном законодательстве предлагается предусмотреть норму о ежегодном включении в федеральный бюджет (например, в рамках Федеральной инвестиционной программы) строку о ежегодном выделении средств на государственную поддержку и развитие венчурного и инновационного предпринимательства.
    Необходимо также отметить, что практика создания в России первых отечественных венчурных фондов свидетельствует об определенных сложностях при регистрации венчурных фондов, что приводит к неоправданной задержке их открытия. Для устранения существующих сложностей при регистрации в Российской Федерации венчурных фондов представляется необходимым разработать предложения по упрощению условий их государственной регистрации и внесению соответствующих изменения в законодательные акты.
    Способствовать улучшению инвестиционного климата в России, следовательно, и развитию венчурного и инновационного предпринимательства, будет также общая гармонизация и обеспечение стабильности российского законодательства, укрепление нормативной правовой базы охраны и защиты интеллектуальной собственности. В этой связи предлагается ускорить работу по подготовке проекта федерального закона «О коммерческой тайне».
    Совершенствование правового регулирования деятельности малых предприятий и их государственной поддержки требует постоянного мониторинга действующего законодательства, в том числе в регионах, на муниципальном уровне. Для осуществления такого мониторинга, а также для обобщения практики применения действующего законодательства в области малого предпринимательства и выработки взвешенных предложений по его совершенствованию предлагается создать при участии МАП России, ТПП РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также территориальных (региональных, местных) торгово-промышленных палат сеть центров правовой помощи малому бизнесу. Указанные центры могли бы также оказывать всестороннюю правовую помощь субъектам малого предпринимательства, осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затрагивающих интересы малого предпринимательства или участвовать в их подготовке.


    Россия переходит на новую систему
    технического регулирования


    В июле 2003 года вступает в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который затрагивает хозяйственные интересы практических всех российских предпринимателей.
    Закон находится в блоке первоочередных законодательных актов, подлежащих принятию в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО). В заявлении руководителя многосторонней рабочей группы по присоединению России к ВТО (Женева) от 18 декабря 2002 года указывалось, что рабочая группа приняла к сведению пожелание руководителя российской правительственной делегации об ускорении переговорного процесса присоединения, в том числе и по системным вопросам (т.е. вопросам приведения законодательства и правоприменительной практики России в соответствие с требованиями ВТО). В заявлении также указывалось, что в докладе рабочей группы, содержащим обязательства Российской Федерации, будет иметься раздел «Техническое регулирование и стандарты, включая меры, принимаемые на границе при импорте».
    Это означает, что, во-первых, основным положениям данного закона странами-членами ВТО будет уделено серьезное внимание и, во-вторых, правительственная делегация на переговорах в ВТО в принимаемых российской стороной обязательствах по применению Соглашения ВТО по техническим барьерам и Соглашению ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам должны защитить интересы российских предпринимателей. Это означает также, что российские предприниматели должны сами внимательно изучить этот Федеральный закон для надлежащего его применения.
    Основные положения закона сводятся к следующему. В сферу регулирования закона входят отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований (в форме технических регламентов) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований (в форме стандартов) к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия (в форме сертификации или декларирования).
    С учетом того, что в России действует значительное число обязательных государственных стандартов, в законе предусмотрен переходный период: технические регламенты и новые стандарты, учитывающие международные стандарты, должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу указанного закона, после чего весь массив прежних стандартов утратит силу. С учетом того, стандартизация, учитывающая международные стандарты, является процессом крайне трудоемким, так как фактически связана с процессом перестройки производства (выполнения работ, оказания услуг), отраслевые ассоциации и союзы предпринимателей должны приступить к этой работе немедленно во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.
    Технические регламенты, как правило, принимается в форме федеральных законов. В исключительных случаях (возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и в других чрезвычайных случаях) Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент в форме своего указа. Кроме того, до вступления в силу федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте.
    Применение технических регламентов строго ограничивается целями защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
    Могут быть общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, биологической безопасности, электромагнитной совместимости, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности. Специальные технические регламенты принимаются, когда необходимо учесть технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
    Стандарты могут быть в форме национальных стандартов и стандартов организаций. Орган по стандартизации (в законе он назван «национальным», без уточнения, является ли он федеральным органом исполнительной власти) разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов, а разработчиком национального стандарта может быть любое лицо (имеются виду юридические лица и индивидуальные предприниматели).
    С учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и направляет его в федеральный орган по стандартизации, который принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Стандарты организаций (коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц) могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
    Различие национальных стандартов и стандартов организаций является чисто формальным, так как и те, и другие применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере, независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
    Подтверждение соответствия означает удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. Основная цель его заключается в содействии приобретателям (потребителям) в компетентном выборе продукции, работ, услуг.
    Подтверждение соответствия в России может носить добровольный или обязательный характер.
    Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации в целях установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
    Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Орган по сертификации (а им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы в соответствии с порядком, установленным законом) выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
    Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
    Декларирование соответствия осуществляется либо на основании только собственных доказательств (техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы), либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Она подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок действия декларации определяется соответствующим техническим регламентом.
    Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации и содержит сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.
    Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.
    Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
    При ввозе на территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов. Предоставление декларации о соответствии или сертификата соответствия не нужно, если таможенным режимом не предусмотрена возможность отчуждения продукции на таможенной территории Российской Федерации. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
    В законе содержатся положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением технических регламентов, в частности, органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия.
    В законе также содержатся положения об ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) согласно законодательству Российской Федерации за несоответствие продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов. В связи с указанным законом Правительство Российской Федерации дало поручение от 24.01.03 г. № ХВ-П8-00792 отраслевым министерствам и ведомствам подготовить проекты нормативных правовых актов по следующим вопросам:

  • порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;
  • порядок оценки соответствия, в том числе государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну;
  • правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов; программа разработки технических регламентов, которая должна содержать предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам, которая должна утверждаться Правительством Российской Федерации ежегодно уточняться и опубликовываться;
  • порядок организации постоянного учета и анализа всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, животным и растениям с учетом тяжести этого вреда, а также организации информирования приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов;
  • правила опубликования уведомлений о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта и размер платы за их опубликование;
    порядок представления заключения экспертной комиссии по техническому регулированию, необходимого для направления Правительством Российской Федерации отзыва на внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте, с приложением необходимых документов;
  • правила опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование;
  • порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию; порядок опубликования заключений экспертных комиссий по техническому регулированию и размер платы за их опубликование;
  • порядок опубликования проекта постановления Правительства Российской Федерации в случае отсутствия федерального закона о техническом регламенте;
    предложение Правительству Российской Федерации по определению органа, уполномоченного на исполнение функций национального органа по стандартизации;
  • порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально - экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов);
  • предложения по национальным стандартам национальному органу по стандартизации, который разрабатывает и утверждает Программу разработки национальных стандартов;
  • порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении
    публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование;
    порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию;
    порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;
  • методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соответствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями;
  • порядок ведения реестра деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений;
  • форма сертификата соответствия, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;
  • порядок аккредитации органов по обязательной сертификации; порядок аккредитации испытательных лабораторий (центров), привлекаемых на договорной основе органом по сертификации
    для проведения исследований (испытаний) и измерений;
  • методика определения стоимости работ по сертификации;
  • порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в едином реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений;
  • порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов,
    устанавливаемый федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;
  • предложение по изображению знака обращения на рынке, которое будет установлено Правительством Российской Федерации;
  • предложения по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления импортных товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, которые утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов;
  • порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
  • порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом;
  • порядок и условия создания и функционирования единой информационной системы, предназначенной для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
  • порядок определения и ежегодного дополнения перечня отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия, до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

    Проблема перехода на новую систему технического регулирования в сфере транспорта рассматривалась в числе основных вопросов повестки дня на заседании Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, состоявшемся 29 января 2003 года. Комитет принял решение о формировании рабочей группы по данной проблеме и пригласил в ее состав представителей от комитетов и департаментов ТПП РФ, других заинтересованных организаций.

     

    Готовится заседание Правительства РФ по проблемам
    развития легкой промышленности в Российской Федерации

    Началась работа межведомственной рабочей группы по подготовке постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по развитию легкой промышленности Российской Федерации», в которой принимают участие представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
    Анализ проекта Концепции развития легкой промышленности и ход ее обсуждения показывает наличие общих одинаковых экономических и правовых проблем развития российской обрабатывающей промышленности в целом, а не только легкой промышленности. При этом многие из этих проблем связаны с состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей России и предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО).
    Целью проекта Концепции является создание условий, обеспечивающих развитие российской легкой промышленности, в которой имеется более 16 тысяч предприятий с общей численностью более 800 тысяч работников. В этой связи Концепция предполагает технологическую модернизацию отрасли, повышение уровня переработки сырья, сокращение, а затем и прекращение экспорта сырья для этой отрасли промышленности, повышение рентабельности производства, внедрение международных стандартов, защиту рынка от недобросовестной конкуренции и расширение интеграции России в мировое производство товаров легкой промышленности, те есть продукции текстильной, швейной, кожевенной, меховой и обувной промышленности.
    Сегодняшнее состояние основных производственных фондов отрасли не позволяет производить высококачественную, сравнимую с зарубежными аналогами продукцию. Какие меры в этой связи предлагаются в правительственном решении?

    1. Участники рабочей группы предложили, чтобы в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» и поручением Правительства РФ о представлении перечня проектов правовых актов по реализации этого федерального закона, работа была сориентирована на международные стандарты, содержащие технические и качественные требования, обеспечивающие конкурентоспособность товаров российской легкой промышленности.
    Было предложено также, чтобы заблаговременно было определено, какие технические регламенты следует разработать для включения в Программу Правительства РФ по разработке технических регламентов, а какие национальные стандарты в легкой промышленности будут включены в Программу разработки национальных стандартов национальным органом по стандартизации, определенным Правительством РФ.
    2. В отношении импортозамещения участниками рабочей группы отмечалось, что потенциальная возможность увеличения доли отечественной продукции на российском рынке товаров легкой промышленности высока. Это обосновывается, в частности, тем, что государственное субсидирование отрасли за счет бюджетных средств оправдано и показало высокую бюджетную эффективность.
    Вполне очевидно, что внедрение технологий глубокой переработки сырья и материалов в легкую промышленность, которая была включена в Перечень критических технологий, утвержденный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, невозможно без государственных субсидий. Между тем, в соответствии с обязательным для присоединяющегося к ВТО государства Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам государственные экспортные субсидии и субсидии по импортозамещению запрещены. Более того, незапрещенные субсидии, которые содействуют производству и прямо не связаны с целями экспорта и импортозамещения, могут оказаться «наказуемыми» (то есть дающими право на применение компенсационных пошлин против товаропроизводителей), если будет доказано, что они наносят ущерб соответствующей отрасли промышленности другой страны, участвующей в ВТО. В то же время, в п. 4 ст. 29 указанного Соглашения ВТО содержится важная оговорка, позволяющая государствам, находящимся на этапе перехода к рыночной экономике, в исключительных случаях отступать в течение определенного срока от условий данного Соглашения, «если такие отступления считаются необходимыми для целей процесса перехода к рыночной экономике».
    В связи с этим целесообразно включить в проект постановления Правительства РФ пункт, предписывающий российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО заявить, что в целях перехода к рыночным отношениям в российской легкой промышленности, обеспечения необходимых для этого конкурентоспособности ее продукции и модернизации производства, на Российскую Федерацию в соответствии п. 4 ст. 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам в течение срока, не превышающего семи лет, не распространяются положения статей 3, 4, 5, 6 и 7 указанного Соглашения, отразив это заявление в Докладе рабочей группы по присоединению России к ВТО, который будет приложен к Протоколу о присоединении России к ВТО (такой Протокол имеет силу международного договора и подлежит ратификации).
    3. В отношении импорта продукции легкой промышленности в Концепции высказано обоснованное предложение, чтобы в ходе переговоров России о присоединении к ВТО уровень связывания ставок ввозных таможенных на ковры, ткани ворсовые, текстильные материалы, трикотажное полотно, одежду, прочие текстильные изделия и обувь к концу имплементационного периода (до 6 лет) не отличался существенно от уровня ставок ввозных таможенных пошлин на эти товары в действующем Таможенном тарифе РФ.
    С учетом этого целесообразно включить в проект постановления Правительства РФ пункт, предписывающий российской делегации на переговорах по присоединению России к ВТО, добиваться принятия обязательства Российской Федерации в Перечне ее таможенно-тарифных уступок, прилагаемому к Протоколу о присоединению к ВТО, что уровень связывания ставок ввозных таможенных пошлин на ковры, ткани ворсовые, текстильные материалы, трикотажное полотно, одежду, прочие текстильные изделия и обувь к концу имплементационного периода (до 6 лет) не будет существенно отличаться от уровня ставок ввозных таможенных пошлин на эти товары в действующем Таможенном тарифе РФ.
    Кроме того, Соглашение ВТО по текстилю и одежде не исключает применения импортных квот на временной основе в отношении этой группы товаров. Переговоры, ведущиеся в рамках ВТО, пока не привели к существенной либерализации международной торговли этими товарами. Поэтому на период модернизации легкой промышленности (но именно в целях модернизации, а не для консервирования отсталого уровня продукции) можно применять импортные квоты и импортное лицензирование в отношении ввозимых текстильных изделий.

    Изменения в законодательстве об обеспечении пособиями
    по временной нетрудоспособности


    С вступлением 1 января 2003 года в силу Федерального закона от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее – Закон) изменен существовавший ранее порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности граждан, работающих в организациях либо у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.
    В части обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию данной категории работников произошли значительные изменения. Они обусловлены принятием в прошедшем году дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность перехода на специальные налоговые режимы с 2003 года отдельных организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц. К особенностям специальных налоговых режимов относится замена большинства налогов, в том числе и единого социального налога, одним платежом, в дальнейшем распределяемым между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами, включая Фонд социального страхования Российской Федерации. Налогооблагаемая база по указанным налогам определяется доходом налогоплательщика либо иными показателями (например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей - площадью сельскохозяйственных угодий), не связанными с фондом оплаты труда и численностью работников, как при исчислении единого социального налога. Тем самым не обеспечивается соотношение между гарантируемым законодательством уровнем социального обеспечения и поступающими на его обеспечение средствами.
    По предварительным оценкам Фонда социального страхования Российской Федерации критериям, позволяющим перейти на специальные налоговые режимы с 2003 года и соответственно отказаться от уплаты единого социального налога, удовлетворяло до половины организаций, зарегистрированных в Фонде. Отчисления в Фонд социального страхования от специальных налогов ожидаются существенно меньше, чем от единого социального налога. Без внесения изменений в действовавшее до 2003 года законодательство, работодателям, уплачивающим единый социальный налог, пришлось бы «субсидировать» оплату пособий по временной нетрудоспособности работникам работодателей, перешедших на специальные налоговые режимы. Работодатели и работники оказались бы в неравном положении. Кроме того, нарушился бы баланс между поступающими в Фонд социального страхования Российской Федерации средствами на выплату пособий по обязательному социальному страхованию и выплачиваемыми гражданам суммами.
    В соответствии с расчетами, приведенными в финансово-экономическом обосновании к закону, ожидаемых поступлений от специальных налогов достаточно для выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда в размере не более минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) за календарный месяц. Остальную часть пособий, как предусмотрено в Законе, работодатели доплачивают за счет своих средств.
    Действие закона распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей (работодателей), перешедших с начала 2003 года на упрощенную систему налогообложения, либо плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, либо единого сельскохозяйственного налога (главы 26-1, 26-2, 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации). Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам перечисленных выше работодателей за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации лишь в сумме, не превышающей за полный календарный месяц МРОТ, составляющий в настоящее время 450 рублей. В части, превышающей МРОТ, пособие должно выплачиваться за счет средств работодателя. При этом порядок исчисления и назначения пособий по временной нетрудоспособности не изменился и производится в соответствие с действующими нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
    Работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, вправе в добровольном порядке уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в размере 3 % от облагаемой базы, определяемой для исчисления единого социального налога (выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников). В этом случае пособие по временной нетрудоспособности будет полностью выплачиваться за счет средств Фонда.
    Приведенные выше изменения не касаются обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, оставшегося без изменения. Действие Закона распространяется только на пособия по временной нетрудоспособности, включая период временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами.
    Закон предоставляет возможность добровольного присоединения к системе обязательного социального страхования лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой: индивидуальным предпринимателям, адвокатам и иным. До введения единого социального налога в 2001 году эти лица уплачивали страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (адвокаты в обязательном порядке, а индивидуальные предприниматели в добровольном порядке) и, соответственно, им выплачивались все виды пособий по болезни и материнству.
    Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации от единого социального налога, уплачиваемого указанными гражданами. Однако в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" его действие распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Предусмотрев возможность добровольной уплаты страховых взносов лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, законодатель ликвидировал существовавший пробел. В соответствии с законом указанные лица вправе вносить в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы в размере 3,5% налоговой базы, определяемой для исчисления единого социального налога. По истечении шести месяцев с начала уплаты страховых взносов они приобретают право на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предоставляемых Фондом.
    Отложение на шесть месяцев после начала уплаты страховых взносов права на получение пособия ухудшает положение этой категории граждан, поскольку до принятия закона они приобретали его с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
    Порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования в соответствии с законом устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Закона), что также не соответствует пункту 1 статьи 21 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», определяющему, что условия, порядок, срок и уплата страховых взносов устанавливаются федеральными законами в конкретных видах обязательного социального страхования.
    Дополнения Налогового кодекса Российской Федерации главами 26-1, 26-2, 26-3, позволившими отдельным налогоплательщикам переходить с 2003 года на специальные налоговые режимы, облегчающими налоговую нагрузку на малый бизнес, были приняты Государственной Думой в конце весенней сессии 2002 года (в июле). К сожалению, при изменении налогового законодательства не учли выпадение части средств единого социального налога, перечисляемых в Фонд, что обусловило поспешность принятия Закона и наличие в нем приведенных выше и иных противоречий. Учитывая неоднозначные социальные последствия его принятия, на стадии законопроекта вопреки сложившейся практике он не выносился даже на обсуждение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК). В итоге помимо разрешения возникающих у страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации трудностей и защиты его интересов в связи с уменьшением налоговых поступлений, Закон еще больше увеличил существующие противоречия в законодательстве об обязательном социальном страховании.
    Обязывая работодателей оплачивать часть пособия работника по временной нетрудоспособности (либо в добровольном порядке страховые взносы в Фонд с налоговой базы ЕСН), фактически Закон снова вводит единый социальный налог для работодателей, использующих специальные налоговые режимы, уже отмененный внесенными в Налоговый кодекс РФ дополнениями (статьи 346-1, 346-11, 346-26 НК РФ).
    Закон предусматривает увеличение финансовой нагрузки в основном на субъекты малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы, что не согласуется с проводимой государством политикой на развитие малого бизнеса и «выведение из тени» заработной платы работников.
    Ошибочным представляется и возложение на работодателя обязанности по частичной оплате работникам пособий по временной нетрудоспособности. В существующей ситуации будет найдено множество способов, как избежать дополнительных расходов. В итоге пострадавшей стороной окажется работник. Следствием явится ухудшение здоровья работающего населения – это новые затраты в других областях, которые так либо иначе будут частично компенсироваться за счет бюджетных средств.
    Подобные отрицательные моменты можно перечислять долго. Если бы Закон предварительно обсуждался в рамках социального партнерства на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, могли быть найдены иные решения, менее болезненные для работодателей, работников и государства.
    Сохранение оплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации наряду с переходом на страховые принципы формирования системы социального страхования, снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также управление средствами внебюджетных фондов на паритетной основе сторонами социального партнерства представляются наиболее приемлемым способом избежания отдельных перечисленных выше негативных последствий. В текущем году будет продолжена работа по реформированию и модернизации системы социального страхования, в ходе которой сторона работодателей постарается реализовать заявленные принципы.


    Готовятся изменения в Трудовой кодекс РФ


    В Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике сформирована рабочая группа по подготовке предложений и разработки текста единого проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», направленного на устранение имеющихся неточностей и противоречий. В состав рабочей группы включены представители депутатских объединений, сторон социального партнерства, представленных в Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. По итогам первого заседания, состоявшегося 24 января 2003 года, предложено проанализировать предложения по изменению и дополнению Трудового кодекса Российской Федерации, поступившие в Комитет, и до 15 февраля 2003 года представить свои предложения.


    Директор
    Департамента по законодательству ТПП РФ
    В.Б.Исаков

    Приложение 1


    Аналитическая записка
    о состоянии и проблемах законотворчества, январь 2003 г.
    скачать документ Word 53,1 Zip

  • Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.