Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 9

февраль 2003 года


1. Информация о важнейших направлениях законотворческой работы проводимой с непосредственным участием ТПП РФ.

2. Информация о процессах законотворческой работы законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации.

3. Судебное регулирование правоприменительной практики.

4. О работе государственных контрольных органов по укреплению законности и повышению эффективности правового регулирования экономики.

5. Нормотворческая работа общественных объединений.

6. Отечественный и зарубежный опыт по внедрению передовых достижений науки, техники и технологии.


1.Информация о важнейших направлениях законотворческой работы проводимой с непосредственным участием ТПП РФ.


1.1.Предложения ТПП РФ по изменению системы налогообложения субъектов малого предпринимательства


В широком спектре вопросах совершенствования законодательства о налогообложении малого предпринимательства ТПП РФ считает актуальным решение проблем, связанных с обеспечением на уровне регионов и муниципалитетов надлежащих условий и предпосылок для развития малого бизнеса. Поэтому ТПП РФ проводит активную работу по подготовке проекта федерального закона «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации».
Данный законопроект направлен на формирование нового налогового и бюджетного механизма, стимулирующего поддержку и развитие малого предпринимательства со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, создание ими благоприятных условий для функционирования малых предприятий, увеличению их числа и численности занятых на них работников.
Разрабатываемым законопроектом предполагается значительно увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в региональные и местные бюджеты за счет направления в эти бюджеты налоговых поступления от большинства федеральных налогов и сборов, а также налоговых платежей при использовании специальных налоговых режимов. Все это достигается:
Во-первых, путем внесения дополнения в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации установить, что в отношении субъектов малого предпринимательства (критерии отнесения к ним установлены ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ) доходы от указанных видов налогов и сборов становятся дополнительными регулирующими налоговыми доходами, которые передаются другим уровням бюджетной системы Российской Федерации. При этом предлагается определить законами субъектов Российской Федерации следующую пропорцию их распределения: – до 30% в бюджеты регионов и не менее 70% в местные бюджеты. Такой гибкий механизм позволит субъектам Российской Федерации при необходимости увеличивать налоговые поступления в местные бюджеты по всем или отдельным видам федеральных налогов и сборов.
Примерно в такой же пропорции предлагается увеличить и соответствующие доли поступлений в региональные и местные бюджеты, при применении субъектами малого предпринимательства специальных налоговых режимов. Однако при уплате субъектами малого предпринимательства единого налога, при применении упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предлагается установить отчисления в федеральный бюджет в размере 10 % суммы соответствующего налога для их направления на финансирование базовой части трудовых пенсий. Помимо этого, при использовании субъектами малого предпринимательства специальных налоговых режимов предлагается сохранить ранее установленные законодательством нормативы отчислений в государственные внебюджетные фонды, что обеспечит сохранение социальных гарантий для работников малых предприятий.
Принимая во внимание, что единый социальный налог, государственная пошлина, таможенные платежи носят целевой характер, либо являются инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности, предлагается не распространять на них вышеуказанный порядок распределения.
При подготовке законопроекта было также учтено, что субъекты малого предпринимательства применяют разные режимы налогообложения:

  • общий режим,
  • упрощенную систему,
  • систему уплаты единого налога на вмененный доход,
  • единый сельскохозяйственный налог,

    а также то обстоятельство, что далеко не все налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, являются субъектами малого предпринимательства (критерии отнесения к ним установлены ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ). Например, упрощенную систему налогообложения вправе применять некоммерческие организации, а также предприятия с численностью работников, в несколько раз превышающей критерии, установленные для малых предприятий. Ввиду этого для налогоплательщиков, в том числе и применяющих специальные налоговые режимы, но не являющихся субъектами малого предпринимательства, предлагается полностью сохраняться существующий порядок налогообложения и действующие нормативы отчислений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
    Во-вторых, в новой статье 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства, предлагается указать, что суммарное налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства от всех видов налогов и сборов не может составлять более 25% их валового дохода от реализации товаров, работ, услуг. Установление такого верхнего предела налоговых изъятий обеспечит гарантирование нормальных экономических условий для деятельности малых предприятий.
    В-третьих, для исключения необоснованного завышения субъектами Российской Федерации значений корректирующего коэффициента К-2 по единому налогу на вмененный доход от отдельных видов деятельности (например, в целях общего увеличения налоговых поступлений) предлагается внести дополнение в пункт 7 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанным дополнением значения данного коэффициента будут ежегодно определяться для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на основе методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
    Следует отметить, что выпадающие в связи с принятием федерального закона доходы федерального бюджета по ряду налогов и сборов (ориентировочно 7,5-8,5 млрд. рублей) при необходимости можно было бы компенсировать соответствующим уменьшением доли субъектов Российской Федерации от налоговых поступлений по акцизам на отдельные виды товаров (услуг), например на горюче-смазочные материалы (бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для двигателей), алкогольную продукцию (вино, пиво, водку при реализации с акцизных складов) и др. В этой связи данный федеральный налог в проекте закона исключен из числа налогов, которые полностью перестают быть собственными налоговыми доходами федерального бюджета. Вместе с тем нельзя не учитывать, что принятие данного закона будет способствовать созданию более благоприятного климата для субъектов малого предпринимательства, что должно привести к легализации значительной части теневого бизнеса, росту количества малых предприятий, увеличению производимых ими товаров (работ, услуг), росту занятости и доходов населения, росту валового внутреннего продукта. Это дает основание полагать, что возможные потери федерального бюджета будут полностью или частично компенсированы за счет косвенных факторов и источников доходов.
    Кроме того, принятие федерального закона позволит несколько компенсировать потери региональных и местных бюджетов в результате предстоящей отмены с 1 января 2004 года налога с продаж.
    Введение нового порядка налогообложения малого бизнеса потребует изменений и в налоговом администрировании. Предлагается установить, что суммы вышеуказанных федеральных налогов и сборов самостоятельно исчисляются и уплачиваются субъектами малого предпринимательства отдельно в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, исходя из установленных бюджетным законодательством нормативов отчислений.
    Принимая во внимание все вышеуказанные особенности налогообложения малых предприятий, учет субъектов малого предпринимательства в качестве налогоплательщиков, налоговыми органами нужно будет вести отдельно от других категорий налогоплательщиков.
    Новый порядок налогообложения малого бизнеса предлагается ввести с 1 января 2004 года.

    1.2.Предложения стороны работодателей по изменению Трудового кодекса Российской Федерации



    В рамках рабочей группы при Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике продолжается работа по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Стороной работодателей подготовлены и направлены в Комитет предложения из которых наиболее важными являются:

    Первое, закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) порядка принятия, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК), нормативных правовых актов федерального уровня, содержащих нормы трудового права, что обеспечивает создание условий для более эффективного использования возможностей РТК и реализации принципов социального партнерства.
    Второе, при заключении соглашения на федеральном уровне федеральным органам исполнительной власти предлагается учитывать мнение соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (дополнение в часть шестую статьи 35 ТК РФ). Это обусловлено тем, что во многих случаях гарантии и компенсации, установленные заключенными на федеральном уровне соглашениями, финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации. В результате подобных соглашений субъекты Российской Федерации ставяться перед необходимостью нести финансовую нагрузку, превышающую их реальные возможности.
    Третье, при перемещение работника в другое структурное подразделение даже при сохранении трудовой функции и/или должности часть второй статьи 57 ТК РФ перечня существенных условий труда значительно ограничивает правовые возможности работодателя поэтому предлагается исключить указание на структурное подразделение, поскольку это противоречит части третьей статье 72 ТК РФ и делает невозможным произвести перемещение необходимое в связи произведенными техническими и производственно-технологическими изменениями.
    Четвертое, следует исключить часть четвертую статьи 61 ТК РФ, предусматривающую, что трудовой договор аннулируется, если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели. Данное положение является новым по сравнению с КЗоТ РФ и вводит институт аннулирования трудового договора без указания на механизм его применения и согласования с другими статьями Кодекса. В соответствии со статьей 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. На основании статьи 68 ТК РФ в трехдневный срок после подписания трудового договора работодатель обязан издать приказ о приеме на работу. Трудовая книжка ведется на всех проработавших свыше 5 дней, соответственно по истечении 5 дней в нее должна быть внесена запись о приеме на работу. Если работник не приступил к работе, работодателю придется выяснять, произошло это по уважительной причине либо нет. Если же через семь дней выяснится, что работник не приступил к работе без уважительных причин и трудовой договор с ним аннулируется, и у него и у работодателя возникнут проблемы с отменой приказа о приеме на работу, внесением записи в трудовую книжку о признании предыдущей записи о приеме на работу недействительной и т.п.
    Пятое, перенесенный из КЗоТ РФ запрет на установление при приеме на работу испытательного срока для лиц, окончивших профессиональное обучение и впервые поступающих на работу, не соответствует существующим реалиям и ущемляет права работодателя. Многообразие форм образовательных учреждений и определенная свобода в разработке образовательных программ обуславливают различия в уровнях подготовки специалистов. Поэтому испытание лица, впервые поступающего на работу по полученной специальности, необходимо в целях установления соответствия работника и уровня его подготовки получаемой работе. Абзац 5 четвертой части статьи 70 ТК РФ полагаем возможным исключить.
    Шестое, в действующей редакции статьи 74 ТК РФ перевод на более низко квалифицированную работу требует письменного согласия, что представляется нецелесообразным в случаях аварии, стихийного бедствия и т.д., в связи с этим предлагается уточнение редакции данной статьи. По тем же причинам из абзаца первого части второй статьи 99 ТК РФ и части второй статьи 113 ТК РФ следует исключить указание на необходимость получения письменного согласия работника в таких случаях. В экстремальной ситуации обязанность работодателя получить письменное согласие работника на сверхурочную работу может привести к негативным последствиям, как для организации, так и для населения.
    Седьмое, для более эффективного использования потенциала высококвалифицированных работников предлагается из части первой статьи 98 ТК РФ исключить запрет на внутреннее совместительство по занимаемой работником профессии, специальности или должности. Предельную продолжительность работы по совместительству увеличить с 16 до 20 часов в неделю (статьи 98, 284 ТК РФ). Сокращение времени работы по совместительству по сравнению с действовавшим ранее КЗоТ РФ ухудшило положение совместителей. Кроме того, теперь для выполнения работы по одной свободной ставке, которую прежде могли выполнять два совместителя нужно искать работника еще на 0,4 ставки. Вопросы ограничения работы по совместительству лучше решены в статье 282 ТК РФ, чем в части четвертой статьи 98 ТК РФ, которую можно исключить.
    Восьмое, жесткое указание на выплату заработной платы не реже двух раз в месяц (статья 136 ТК РФ) не всегда отвечает интересам самих же работников, предпочитающих получать ежемесячно более значительную сумму. Этот вопрос можно оставить на усмотрение работников.
    Девятое, часть вторая статьи 190 ТК РФ указывает, что правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору. Данное положение представляется не совсем верным, поскольку правила внутреннего трудового распорядка являются первичным документом организации, утверждаемым работодателем в первую очередь. Их принятие не может быть отложено до заключения коллективного договора.
    Десятое, глава 32 ТК РФ предусматривает возможность заключения с лицом, ищущим работу, ученического договора на профессиональное переобучение гражданско-правового характера. В случае заключения такого договора на ученика не распространяются предусмотренные трудовым законодательством гарантии. Однако гражданские правоотношения не регулируются трудовым законодательством. В случае необходимости соответствующие дополнения следует вносить в Гражданский кодекс Российской Федерации. Стороной работодателей сформулированы предложения, предусматривающие исключение положений о гражданско-правовых ученических договорах из ТК РФ.
    Одиннадцатое, в соответствии со статьей 293 ТК РФ сезонными признаются работы, выполняющиеся в силу определенных условий в течение периода, не превышающего шесть месяцев. Вместе с тем для учета особенностей отдельных видов сезонных работ (например, работы старательских золотодобывающих артелей) целесообразно продлить данный период до девяти месяцев.
    Двенадцатое, в статье 352 ТК РФ среди способов защиты трудовых прав работников пропущена судебная защита, что противоречит абзацу 15 статьи 2 ТК РФ и статье 46 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на судебную защиту своих прав.
    Тринадцатое, статью 374 ТК РФ в части предоставления при увольнении гарантий руководителям выборных профсоюзных коллегиальных органов следует привести в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации. Аналогичные гарантии этой категории работников содержались в КЗоТ РФ (часть вторая статьи 235) и действующем ФЗ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (пункт 3 статьи 25). Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 г. они признаны несоответствующими Конституции РФ, так как несоразмерно ограничивают права работодателя, дают необоснованные преимущества одним работникам перед другими, допускают возможность злоупотребления правом. Кроме того, сохранять подобные гарантии профсоюзным лидерам на фоне отмены их рядовым работникам после вступления в силу ТК РФ (увольнение остальных работников по перечисленным в статье основаниям производится без согласия профсоюза) было бы не вполне корректно. В части первой статьи 374 ТК РФ слова «с предварительного согласия» предлагается заменить словами «с учетом мнения» и дополнить эту часть ссылкой на порядок учета мнения вышестоящего профсоюзного органа производится согласно статье 373 настоящего Кодекса, то есть в обычно порядке. Соответствующие изменения следует внести и в Федеральный закон «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности».
    Четырнадцатое, статьей 375 ТК РФ определены гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы. По окончании работы на выборной должности им предоставляется прежняя либо равноценная работа в организации. В случае отказа от предложенной работы трудовой договор с таким работником расторгается по пункту 7 статьи 77 ТК РФ. Последнее является повторным увольнением перешедшего на выборную должность работника и, следовательно, уже уволенного по пункту 5 статьи 77 ТК РФ. В части первой статьи 375 ТК РФ предлагается исключить последнее предложение. Невозможно расторгнуть трудовой договор, если он не был заключен. Полагаем возможным исключить и часть четвертую этой же статьи, так как отсутствует механизм предоставления гарантий и льгот (в том числе выплат) лицу, являющемуся работником другой организации.
    Пятнадцатое, увольнение работника, уже имеющего дисциплинарное взыскание, по пункту 5 статьи 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей должно производиться на общих основаниях. В связи с чем в статье 376 ТК РФ, вводящей дополнительные гарантии при увольнении членов выборного профсоюзного органа, следует исключить слова «и пункту 5».
    Шестнадцатое, действующая редакция статьи 410 ТК РФ позволяет органу, возглавляющему забастовку, держать в напряжении работодателя неопределенный срок с момента принятия собранием (конференцией) работников организации решения о ее проведении. Данную статью необходимо дополнить положением, ограничивающим возможность объявления забастовки определенным сроком (одним месяцем) со дня принятия соответствующего решения. В случае если в течение месячного срока забастовка не была объявлена, коллективный трудовой спор считается урегулированным.
    Существенная часть перечисленных выше, а также не вошедших в этот текст позиций подготовлена на основании предложений, поступивших от территориальных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей, предприятий.
    Подготовка предложений представленными в рабочей группе сторонами социального партнерства - только начальный этап разработки согласованного проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Предстоит сложный, длительный процесс обсуждения и переговоров, в ходе которого будут приложены все усилия, чтобы итоговый законопроект соответствовал интересам и работников и работодателей.

    1.3.О ходе рассмотрения проекта Федерального закона
    «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи».



    По данному законопроекту ТПП РФ выступило организатором общественных слушаний варианта правительственного проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи» № 228044, принятому Государственной Думой в первом чтении. Это вызвано тем, что данный законопроект является достаточно спорным. Не случайно Президент Российской Федерации письмом № Пр-7 от 01.01.2003 г. направил Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу отрицательное заключение. Ввиду сложившихся сложностей в решении данной проблемы Департаментом ТПП РФ по законодательству и предпринимаются шаги по всестороннему изучению, в частности, с помощью представителей деловых кругов, являющихся членами ТПП РФ, сути происходящих в этой области событий с тем, чтобы Государственная Дума приняла взвешенное и целесообразное решение.

    1.4.О ходе рассмотрения проекта Федерального закона
    «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации).



    Проект федерального закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)», подготавливаемому Правительством Российской Федерации к внесению в Государственную Думу является ключевым нормативным правовым актом в системе законодательства регулирующего дальнейшее экономическое развитие нашего государства. Данный законопроект в случае его принятия может потенциально коснуться каждого субъекта предпринимательской деятельности и перейти из экономической плоскости в политическую.

    1.5.О ходе рассмотрения проекта Федерального закона
    «О коммерческой тайне».



    Проект Федерального закона «О коммерческой тайне», подготовленный к внесению в Государственную думу Российской Федерации Правительством Российской Федерации, несмотря на целый ряд юридико-технических замечаний, в целом одобрен ТПП РФ, что нашло отражение в заключении направленном в Правительство Российской Федерации.


    2. Информация о процессах законотворческой работы
    законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации.



    2.1.Законопроектная работа Государственной Думы
    Федерального Собрания Российской Федерации



    3 февраля - На заседании комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам обсуждался проект федерального закона "О федеральном бюро кредитных историй". Депутат Госусдарственной Думы Зубов В.М. заявил, что законопроект недоработан, имеет внутренние противоречия и не соответствует действующему законодательству.
    Зубов В.М. пояснил, что в случае внесения в Государственную Думу законопроекта подготовленного правительством, он готов выступить за отзыв "депутатского" законопроекта с рассмотрения нижней палаты. Другой соавтор законопроекта, заместитель председателя комиссии Государственной Думы по защите прав инвесторов Аксаков А.Г. заявил, что "депутатский" законопроект имеет все шансы быть поддержанным нижней палатой. Присутствовавший на заседании представитель Минэкономразвития сообщил, что аналогичный законопроект о бюро кредитных историй готовится в правительстве и в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы.

    5 февраля - Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу об уголовной ответственности за нарушение авторского права и смежных прав)», внесенный Президентом Российской Федерации. Законопроект должен был обсуждаться в третьем чтении, однако в подготовленной к третьему чтению редакции, "слишком узко" трактовалось понятие нарушения авторских прав. В законопроекте были упомянуты только ввоз, продажа, покупка и сдача в аренду объектов авторского права, В связи с этим, законопроект и вернули во второе чтение, а затем приняли с поправкой депутата Государственной Думы Баранникова, которая предполагает уголовную ответственность за любое незаконное использование объектов авторских и смежных прав.
    Отклонен законопроект «О внесении изменения в статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (по вопросу изменения прав собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении)», внесенный депутатом Государственной Думы К.Ю. Севенард.
    Отклонен законопроект «О внесении изменения в статью 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (по вопросу определения момента возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления)».
    Отклонен законопроект «Об особом правовом статусе на территории Российской Федерации оффшорных компаний», внесенный депутатами Государственной Думы Н.В.Арефьевым, Е.П.Ищенко, Н.В.Коломейцевым, С.И.Загидуллиным, С.И.Неверовым. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на "противодействие уклонению юридических лиц от уплаты налогов и сборов и невозвращению в РФ валютной выручки, полученной в результате экспорта, а также обеспечение прав акционеров, кредиторов и инвесторов открытых акционерных обществ на получение информации о владельцах их акций". Согласно законопроекту, оффшорным компаниям запрещается осуществлять валютные операции, экспорт-импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Оффшорные компании не в праве также участвовать в качестве покупателей в сделках по приватизации государственного и муниципального имущества, а также владеть на правах собственности акциями российских ОАО и осуществлять функции управляющей организации в ОАО. Депутаты подчеркнули, что положения законопроекта противоречат действующим законам и международным обязательствам РФ. Профильный комитет выступил за отклонение законопроекта, как популистского. Правительство выступило против принятия законопроекта.
    Отклонен законопроект «О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части установления цены продажи земельных участков при их приватизации).

    6 февраля - Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении дополнений в федеральный закон «О защите прав потребителей».
    Законопроект дает право общественным объединениям по защите прав потребителей требовать возмещения расходов на проведение экспертизы от лица, виновного в нарушении требований по качеству и безопасности товаров. Согласно законопроекту, объединения потребителей получат такую возможность в случае, если экспертиза, проведенная ими на собственные средства, выявила недоброкачественность и небезопасность товаров. Правительство представило отрицательное заключении на законопроект.

    7 февраля - Принят в редакции согласительной комиссии закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят в редакции согласительной комиссии закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (о порядке вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты), внесенный Правительством Российской Федерации. По новой редакции закона гражданам разрешается вывозить из Российской Федерации без декларирования до 3-х тыс. долларов, а суммы от 3-х до 10 тыс. долларов подлежат декларированию.
    Принят первом чтении законопроект в «О внесении дополнения в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации (о распространении права на получение социальных налоговых вычетов на налогоплательщиков-опекунов)», внесенный Законодательным Собранием Владимирской области. Законопроект поддержали 37 субъектов РФ, принятие не потребует расходов из бюджета.
    Отклонен законопроект «О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от налогообложения материальной выгоды в отношении заемных средств)», внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области. От Комитета по бюджету и налогам Мельников А.Ю. предложил законопроект отклонить, хотя Комитет признает актуальность проблемы. Принятие законопроекта позволит недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов.
    Отклонен законопроект «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в части уточнения нормы переходного периода) Официальный представитель Правительства высказался против принятия законопроекта.
    Принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие акты законодательства Российской Федерации» (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов к проведению лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью), внесенный Правительством Российской Федерации. Цель законопроекта - создать финансовую устойчивость на рынке страховых услуг, гарантии защиты прав страхователей. Российский рынок страховых услуг испытывает недостаток капиталоемкости. Для страховых компаний устанавливается порог капитала - не менее 30 млн. руб. Это требование будет учитываться при лицензировании.
    Депутаты приняли постановление об обращении к Генеральному прокурору Устинову В.В. «О неисполнении органами исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
    В ряде регионов России указанный федеральный закон не исполняется, и тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями. Депутаты просят принять меры по приведению тарифов на текущий год в соответствие с законом. В обращении отмечается, что несмотря на установленные законодательством ограничения порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, некоторые региональные энергетические комиссии решили повысить тарифы на электрическую и тепловую энергию на 25-30%.

    12 февраля - На «правительственном часе» Председатель Правительства Российской Федерации М.М. Касьянов выступил с информацией «О мерах по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса». Он проанализировал причины аварий в сфере ЖКХ в различных регионах страны, которые привели к огромным потерям воды, тепла и энергии. М.М.Касьянов заявил, что реформа ЖКХ не дала ожидаемых результатов. В регионах к ее реализации подошли однобоко: акцент был сделан только на повышение стоимости услуг. Любые финансовые вливания в ЖКХ будут недостаточны. Он отметил, что очень мало примеров успешного проведения реформы ЖКХ. Во многих регионах оплата услуг ЖКХ превышает 100%. "Реформа не должна осуществляться за счет населения", - сказал он, отметив, что следует внести коррективы в реформу ЖКХ. В частности, принять меры по реструктуризации и демонополизации ЖКХ. Председатель Правительства остановился также на вопросах реформирования электроэнергетики и на соответствующих законопроектах, которые были внесены Правительством и доработаны депутатами Государственной Думы. Демонополизация этих отраслей, по его мнению, даст положительные результаты.
    Государственная Дума выразила недоверие Федеральной энергетической комиссии в связи с необоснованным превышением предельного уровня тарифов, установленных правительством в отдельных регионах. За принятие соответствующего постановления, инициированного центристскими фракциями, проголосовали все присутствовавшие на пленарном заседании депутаты.
    Отклонен законопроект «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (об особенности регулирования деятельности физических и юридических лиц в глобальной сети Интернет), внесенный Депутат Государственной Думы С.Ю.Глазьевым.

    13 февраля - Экспертный совет по валютному регулированию при бюджетном комитете Государственной Думы поддержал правительственный вариант закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с правительственным законопроектом, намечено либерализовать характер текущей валютной операции и некоторых операций капитального характера. Законопроект направлен на ограничения регулируемых операций и регулирующих механизмов. В соответствии с законопроектом, открытие счетов в зарубежных банках тех стран, которые не включены в список FATF, будет носить уведомительных характер. Правительство намерено сохранить механизм репатриации обязательной валютной выручки экспортеров и обременение их обязательным резервированием. Изменена норма об обязательной продаже валютной выручки - обязательной продаже будет подлежать не более 30%. После 1 января 2007 года предполагается полностью отменить обязательную продажу валютной выручки. На заседании также рекомендовано отклонить альтернативные проекты законов «О валютном регулировании и валютном контроле», один из которых вносился депутатом Е.П. Ищенко, другой – группой депутатов.
    Законопроект группы депутатов лишает органы государственной власти и Центральный банк права издавать нормативные акты, ограничивающие деятельность на валютном рынке. Кроме того, опасения Банка России вызывают нормы законопроекта, уравнивающие права резидентов и нерезидентов в части совершения валютных операций. В законопроекте предусмотрено сохранение ряда ограничений на переходный период сроком от 1,5 до 2 лет, после чего все они должны быть отменены. В правительственном варианте, напротив, за органами госвласти и Банком России сохраняется право осуществлять валютное регулирование. В документе содержится два вида ограничений, которые могут быть введены: резервирование и режим счета (то есть, деньги переводятся с определенного счета в Центральный банке). Законопроект, внесенный депутатом Е. П. Ищенко, в большей степени сохраняет действующий порядок валютного регулирования. Предусматривается, в частности, разрешительный порядок совершения валютных операций, сохраняется действующий норматив возврата валютной выручки и права органов государственной власти и Банка России вводить ограничения на валютном рынке. Среди основных новаций своего законопроекта его автор Ищенко Е.П. назвал введение специального валютного режима. Специальный валютный режим согласно законопроекту, может проявляться в двух направлениях: смягчение валютного режима или введение защитных мер. По словам депутата, законопроект предусматривает распространение статуса национального резидента на те предприятия, которые принадлежат иностранцам, но находятся на территории России. Законопроект также уравнивает в правах физических лиц как резидентов, так и нерезидентов. В отличие от правительственного законопроекта, документ централизует право издавать нормативные акты в части валютного регулирования у правительства и, в частности, министерства финансов.
    Комитет Государственной Думы по экономической политике не поддержал на заседании законопроекты, устанавливающие государственную монополию на экспорт нефтепродуктов и отдельных видов товаров.

    На обсуждение комитета были вынесены законопроекты «О введении государственной монополии на экспорт нефти и нефтепродуктов», «О внесении изменения и дополнения в статью 17 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Члены комитета дали отрицательные оценки законопроектам в части их соответствия отдельным нормативным актам Российской Федерации. Положения законопроектов противоречат Гражданскому кодексу в части закрепления свободы договора на территории Российской Федерации, а также федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции» в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями данных соглашений, собственностью инвестора. Кроме того, законопроекты предполагают введение антирыночного механизма контроля за экспортом нефти, которое негативно скажется на результатах переговорного процесса о вступлении России в ВТО.
    Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы рекомендовал принять в первом чтении поправки в статью 218 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации о возможности предоставления физическим лицам налогового вычета.

    14 февраля - Принят закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (по вопросу уточнения редакции статей 171 и 172), внесенный Советом Федерации».
    Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в части изменения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при регулировании тарифов)», внесенный Правительством Российской Федерации. В законопроекте закреплена норма о том, что предельный уровень тарифов на электроэнергетику на год устанавливается Правительством до принятия бюджета на этот год. При формировании тарифов необходимо учитывать местные условия. В случае необходимости изменения тарифов вносятся соответствующие поправки в законодательство. Исключается непредусмотренное повышение тарифов на местах, принудительное кредитование поставщиков электроэнергии потребителями.
    Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (в части уточнения сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям в электроэнергетике, и доступа к услугам естественных монополий), внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроект расширяет права на оперативное диспетчерское управление и контроль за энергетической системой.
    Принят во втором чтении законопроект «Об электроэнергетике», внесенный Правительством Российской Федерации. Руководствуясь предложениями депутатов, в подготовленном тексте комиссия утонила понятие «веерные отключения» и установила запрет на такие отключения. В представленной редакции проекта содержатся гарантии прав потребителей, но предусмотрены ограничения режима потребления. В законопроекте появились новые статьи, в том числе, касающиеся регулирования деятельности теплоэлектростанций, управления работой атомных электростанций. Учтено предложение о содействии энергостроению. Установлено, что первоначально доля Российской Федерации в собственности электроэнергетического хозяйства должна быть не менее 51%, а в дальнейшем - 75% плюс одна голосующая акция. По вопросу об участии государства в регулировании электроэнергетики и установления тарифов принята компромиссная поправка, в которой сказано, что Правительство утверждает на год предельный уровень цен с календарной разбивкой.
    Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» (в части регламентации отношений, возникающих между энергоснабжающей организацией и потребителем, и отношений между абонентами-юридическими лицами и энергоснабжающей организацией), внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят во втором чтении законопроект «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», внесенный Правительством Российской Федерации. При подготовке законопроекта ко второму чтению закреплена норма, о необходимости довести в ходе реформирования долю участия государства в электроэнергетике до 75%. Предусматривается погашение образовавшейся задолженности энергетикам, обеспечение единого подхода к собственникам при проведении реорганизации. Закреплена норма, обеспечивающая надлежащий контроль за реформированием. Статья 10 дополнена словами о том, что Правительство до 1 июля 2005 года обязано регулярно информировать Федеральное Собрание о реформе. Учтена поправка 4-х центристских депутатских объединений о сохранении действия Закона о регулировании тарифов на электроэнергетику.
    Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении» (в части перераспределения полномочий между субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят во втором чтении законопроект «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы И.Ю. Артемьевым, В.М. Дубовым, А.Д. Жуковым, С.В. Иваненко, С.С. Митрохиным, В.М. Резником, С.Н. Решульским.
    Принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности"» (о введении нового лицензируемого вида деятельности - "деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию"), внесенный Правительством Российской Федерации.

    18 февраля - Рабочая группа комитета Государственной Думы по кредитным организация и финансовым рынкам не согласилась с предложением дополнить готовящийся ко второму чтению законопроект «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» новой главой «Мировое соглашение».
    Автор поправки, заместитель председателя комитета Тарачев В.А. считает, что введение процедуры мирового соглашения после отзыва лицензии у кредитной организации, но до возбуждения процедуры банкротства, позволит удовлетворить интересы наибольшего количества кредиторов. Кроме того, по его мнению, это будет способствовать защите прав акционеров и позволит сохранить саму кредитную организацию. По мнению Банка России, подобная норма чревата негативными последствиям: введение процедуры мирового соглашения приведет к неполному исполнению обязательств кредитной организации перед кредиторами, а также принуждению части кредиторов согласиться с мнением большинства.

    19 февраля - Отклонен законопроект «О восстановлении основного капитала и инвестициях», внесенный депутатом Государственной Думы второго созыва В.А. Лисичкиным.

    20 февраля - Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
    Проект, внесенный Правительством, устанавливает более четкий порядок введения специальных мер для защиты экономических интересов товаропроизводителей России. Он позволит обеспечить правительству максимальную свободу действий при проведении мероприятий по защите российского внутреннего рынка и привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО. Кроме того, он детально определяет порядок проведения расследований для установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба.
    Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 255 части второй Налогового кодекса РФ», позволяющий работодателям относить суммы платежей по договорам добровольного медстрахования в пользу работников к расходам на оплату труда.

    21 февраля - Принят закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в части изменения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при регулировании тарифов), внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (в части уточнения сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям в электроэнергетике, и доступа к услугам естественных монополий)», внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят закон «Об электроэнергетике», внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части регламентации отношений, возникающих между энергоснабжающей организацией и потребителем, и отношений между абонентами-юридическими лицами и энергоснабжающей организацией), внесенный Правительством Российской Федерации. Принят закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении» (в части перераспределения полномочий между субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации)», внесенный Правительством Российской Федерации.
    Принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (о введении нового лицензируемого вида деятельности – «деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»), внесенный Правительством Российской Федерации.

    28 февраля - В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ». Страхование вкладов граждан организуется за счет создания системы страхования вкладов состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления системой страхования вкладов, Банка России и органов исполнительной власти, при осуществлении ими функций связанных со страхованием вкладов. Система страхования вкладов обеспечит гражданам возврат их средств в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков. Предельный размер возмещения по вкладам устанавливается в размере 95 тыс. рублей, что составляет 1,5 доли ВВП на одного гражданина России.

     

    2.2.Законопроектная работа Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

     

    3 февраля Рабочая группа Совета Федерации приняла решение создать четырехстороннюю комиссию по работе над законопроектом «О связи» с участием обеих палат парламента, Правительства и Президента Российской Федерации. Рабочая группа верхней палаты согласилась с президентскими поправками, предложенными в данный законопроект. Основные президентские поправки к прошедшему первое чтение в Государственной Думе законопроекту «О связи» касаются избыточности государственного вмешательства в хозяйственные отношения и совмещения в одном органе функций лицензирования, управления, контроля и надзора за данным видом деятельности. Также в документе, подписанном Президентом, отмечалось, что порядок регулирования деятельности предприятий связи должен основываться не на особых принципах отдельного закона, а на общем законодательстве. Председатель «профильного» комитета Совета Федерации по промышленной политике В.Г.Завадников заявил, что законопроект не имеет отношения к реформированию в отрасли связи. Однако, по его мнению, замечания Президента и Совета Федерации к законопроекту слишком существенны, чтобы депутаты Государственной Думы их не учитывали. Поэтому члены рабочей группы решили создать четырехстороннюю комиссию по работе над проектом с участием обеих палат парламента, Правительства и Президента.

    12 февраля Совет Федерации одобрил Закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Данный Федеральный Закон определяет порядок перераспределения существующих активов железнодорожного транспорта и стартовые условия функционирования отрасли в рыночной экономике. Он регламентирует проведение приватизации на железнодорожном транспорте, образование единого хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества «Российские железные дороги», формирование его уставного капитала и определяет порядок оборота имущества этого акционерного общества. В результате работы Согласительной комиссии над законопроектом, исключены такие положения, как отчетность создаваемого акционерного общества "Российские железные дороги" перед Государственной Думой. Кроме того, упорядочен процесс назначения и утверждения президента этого акционерного общества.

    26 февраля Комитет по правовым и судебным вопросам Совета Федерации поддержал поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации по вопросу незаконного предпринимательства и незаконной банковской деятельности. Комитет также обсудил законопроекты, рассмотренные Советом Государственной Думы. Комитет поддержал концепцию проекта Федерального Закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации» (новая редакция Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Кроме того, комитет отклонил следующие концепции проектов федеральных законов: "О внесении изменения в пункт 1 статьи 231 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в части изменения сроков вступления в силу отдельных положений закона), "О внесении дополнения в статью 80 Трудового кодекса Российской Федерации" (о возможности установить срок предупреждения об увольнении по собственному желанию трудовым договором), "О внесении изменения в статью 11 Федерального Закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (по вопросу формирования квалификационных коллегий судей), "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения безопасности жизни граждан и усиления борьбы с терроризмом" (по вопросу применения наказания в виде пожизненного лишения свободы), "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации" (о дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 241.1 "Занятие проституцией"), "О внесении изменения и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации" (в части регулирования земельных отношений между государством и религиозными организациями).

    26 февраля Совет Федерации одобрил поправки в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Изменения уточняют перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, в частности, в него включена деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Как заявил глава Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению С.А.Васильев, "внесение этих поправок будет способствовать повышению профессионализма участников пенсионного страхования и в итоге создаст условия для повышения финансовой устойчивости пенсионных фондов".

    2.3.Нормотворческая и правоприменительная работа Правительства Российской Федерации

    6 февраля Правительство Российской Федерации одобрило и приняло решение внести в Государственную Думу Российской Федерации проект закона, устанавливающий ограничение на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с даты их государственной регистрации. В частности представленный законопроект предусматривает дополнение пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» положением, устанавливающим ограничение на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с даты их государственной регистрации. Данный законопроект разработан в целях защиты малого бизнеса как наиболее уязвимой категории хозяйствующих субъектов, а также исключения излишних издержек в период его становления. Предлагаемое ограничение периодичности проведения плановых мероприятий не отразится на качественных характеристиках контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, так как в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом, в отношении субъектов малого предпринимательства, нарушающих требования по обеспечению безопасности, могут проводиться внеплановые мероприятия по контролю.

    12 февраля На утреннем пленарном заседании Государственной Думы Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов выступил с информацией "О мерах по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса". Он проанализировал причины аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в различных регионах страны, которые привели к огромным потерям воды, тепла и энергии. М.М.Касьянов заявил, что реформа ЖКХ не дала ожидаемых результатов. В регионах к ее реализации подошли однобоко: акцент был сделан только на повышение стоимости услуг. Любые финансовые вливания в ЖКХ будут недостаточны. От отметил, что очень мало примеров успешного проведения реформы ЖКХ. Во многих регионах оплата услуг ЖКХ превышает 100%. По мнению М.М.Касьянова, следует принять меры по реструктуризации и демонополизации ЖКХ. Председатель Правительства остановился также на вопросах реформирования электроэнергетики и на соответствующих законопроектах, которые были внесены Правительством и доработаны депутатами Государственной Думы.

    17 февраля Правительство Российской Федерации одобрило концепцию государственной политики на рынке труда на период 2003-2005 годов. В ходе заседания Правительства Российской Федерации отмечено, что в настоящее время в стране официально зарегистрировано 1,5 миллиона безработных, что почти на 200 тысяч больше, чем год назад. Вместе с тем безработица в течение последних четырех лет сокращается. По методологии Международной организации труда в Российской Федерации количество незанятых граждан оценивается на уровне около 5 миллионов человек. Москва, однако, из всех столиц мира является городом, где проблема безработицы наименее остра: официально зарегистрировано 36 тысяч безработных, тогда как количество свободных рабочих мест в пять раз больше. Правительство поручило Министерству труда и социального развития Российской Федерации подготовить анализ баланса трудовых ресурсов и профессиональной подготовки кадров. Сейчас в ряде секторов экономики имеется большое количество свободных рабочих мест, тогда как в других - избыток рабочей силы.

    25 февраля Правительство Российской Федерации одобрило проект закона «О национализации». В ближайшие 2-3 недели документ планируется внести в Государственную Думу Российской Федерации. В соответствии с законопроектом, национализация имущества в Российской Федерации будет производиться исключительно на возмездной основе с выплатой возмещения в размере рыночной цены имущества. Законопроектом предусмотрено, что национализация имущества может производиться только в целях удовлетворения потребности Российской Федерации в продукции (работах и услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства. Осуществление национализации имущества должно производиться на возмездной основе с предварительным и равноценным возмещением собственнику стоимости имущества и других убытков, причиняемых ему в результате национализации.

    2.4.Нормотворческая и правоприменительная работа министерств и ведомств Российской Федерации

    4 февраля Министерство экономического развития согласовало с Минфином Российской Федерации ряд ключевых моментов по проекту налоговой реформы. Два ведомства договорились об отмене налога с продаж с 2004 года, однако ради этого придётся отложить снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на 2-3 года. Уже в ближайшее время будут предприняты шаги по упрощению администрирования этого налога. В частности, согласована унификация процедуры зачета входящего НДС для экспортеров и, одновременно, поставщиков товаров на внутренний рынок. Не решенной остается проблема зачета НДС при капитальном строительстве и для компаний, производящих товары с длительным циклом производства (судостроение, энергетика и т.п.).

    5 февраля Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации разработало концепцию формирования биржевого рынка нефти и нефтепродуктов. Согласно проекту Министерства, при покупке нефти на внутреннем рынке государство сможет выбирать наиболее низкие цены. По мнению Министерства, биржа необходима, поскольку сейчас нефтяные компании "в силу доминирующего положения на целом ряде сегментов рынка имеют возможность не только формировать цены по цепочке: добыча - переработка - оптовая продажа, но и влиять на уровень розничной цены". В то же время введение внутреннего биржевого рынка нефтепродуктов будет "способствовать формированию внутрироссийских экономически обусловленных рыночных цен".

    6 февраля Министерство финансов Российской Федерации осуществило очередной платеж в размере 42 миллионов 462 тысяч долларов США в счет погашения долга Российской Федерации перед Международным валютным фондом. Платеж был осуществлен досрочно. По оригинальному графику платежей средства первоначально предполагалось перечислить в пятницу, 7 февраля. Это был первый платеж Фонду в текущем месяце. В прошлом году общий объем платежей Российской Федерации Международному валютному фонду составил около 1,5 миллиардов долларов США. В 2003 году, согласно графику платежей, Российская Федерация перечислит Фонду 2,1 миллиардов долларов США.

    6 февраля Количество организаций, желающих работать в этом году по упрощенной системе налогообложения малого бизнеса, по данным Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, выросло в целом по России в 2,8 раза. В Москве количество организаций, перешедших на упрощенную систему, увеличилось в 8 раз, а в Санкт-Петербурге почти в 9. Вместе с тем представитель Министерства сообщил, что предприятия, которые уже перешли на упрощенную систему налогообложения, могут потерять право на нее, если оборот их превысит 15 миллионов рублей в год, или в случае производства предприятием подакцизных товаров. И тогда они будут вынуждены переходить на обычную систему налогообложения. Представитель Министерства также подчеркнул, что многие государственные унитарные предприятия или созданные ими дочерние структуры также хотели бы перейти на эту систему, но в МНС категорически против, поскольку этот закон написан для малого бизнеса, а не для государственных структур. В дальнейшем этот закон будет совершенствоваться, исходя из его правоприменительной практики. Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации поручено проанализировать все плюсы и минусы этого законопроекта и к сентябрю 2003 года подготовить президенту свои предложения по внесению поправок.

    11 февраля Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин провел совещание по концепции формирования стабилизационного фонда. Проект концепции предусматривает, что стабилизационный фонд будет формироваться за счет дополнительных доходов при благоприятной конъюнктуре в наиболее успешные для российской экономики годы, а не только от высоких мировых цен на энергоносители. В этой связи предлагается сформировать стабилизационный фонд за счет экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в полном объеме (с учетом того, что при низких мировых ценах на нефть экспортная пошлина не взимается), а также за счет той части налога на добычу полезных ископаемых, которая будет формироваться при цене на нефть выше расчетной цены для расходной части бюджета. Третьим источником наполнения стабилизационного фонда будет остаток профицита после исполнения всех расходов бюджета, включая процентные платежи по долгу и погашения основной части долга за счет профицита.

    18 февраля Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации подготовило проект постановления, разделяющий надзор за инвестированием пенсионных накоплений между Министерством финансов и Федеральной комиссией по ценным бумагам Российской Федерации. Согласно этому проекту, полномочием Министерства финансов станет надзор за Пенсионным фондом Российской Федерации и Государственной управляющей компанией, Комиссия же будет контролировать рыночные процессы пенсионной реформы. В Правительстве Российской Федерации эти перемены объясняют тем, что функции надзора за пенсионной реформой тесно переплетаются с функциями контролера фондового рынка – Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации.

    25 февраля Министерство финансов Российской Федерации предлагает унифицировать акцизы на природный газ с 2004 года. В настоящее время акцизы при поставках газа в страны входящие в Содружество независимых государств, в 2 раза ниже, чем при поставках в другие страны. Кроме того, обсуждается возможность отмены акцизов и введения вместо них экспортных пошлин, либо увеличения налога на добычу полезных ископаемых в части газа.

    25 февраля Министерство финансов Российской Федерации предлагает Правительству внести в Гражданский кодекс Российской Федерации поправку, узаконивающую новый вид договора банковского вклада, запрещающий его досрочное изъятие. «Речь идет о внесении изменений в статью 837 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а не об ее отмене. Предлагается сохранить бессрочные вклады и срочные депозиты с правом изъятия, а также ввести новый вид депозита - с невозможностью изъятия. Разумеется, процент по последнему депозиту будет выше. «У вкладчика должна быть возможность выбора. А выбор вида депозита - дело сугубо добровольное», - считает руководитель Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Министерства финансов Российской Федерации А.Г.Силуанов.

     

    3.Судебное регулирование правоприменительной практики.

     

    3.1.Постановления Верховного Суда Российской Федерации по вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду

     

    После вынесения Конституционным Судом Российской Федерации определения от 10.12.2002 г. № 284-О о признании постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" подлежащим применению состоялись новые постановления Верховного Суда Российской Федерации по этому вопросу.
    Определением Верховного Суда РФ от 23.01.2003 г. удовлетворено заявление представителя Правительства Российской Федерации о пересмотре решения Верховного Суда РФ от 28.03.2002 г. и определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ 04.06.2002 г. о признании незаконным постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, при этом данное решение Верховного Суда РФ отменено.
    Решением Верховного Суда РФ от 12.02.2002 г. частично удовлетворено заявление ОАО «Кольская горно-металлургическая компания», результатом чего явилось признание недействующими пункта 2 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, делегирующего полномочия Минприроды России совместно с другими министерствами и ведомствами по установлению базовых нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. В решении указано, что эти вопросы относятся к компетенции Правительства РФ. Одновременно признан недействительным пункт 9 постановления в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке.
    Таким образом, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду не определена, постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 действует без базовых нормативов платы и коэффициентов индексации. Более подробно сложившаяся ситуация и возможные практические действия плательщиков рассматриваются в размещенной на сайте Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии О. Шевелевой «Платежи по понятиям».

    4. О работе государственных контрольных органов по укреплению законности и повышению эффективности правового регулирования экономики.



    4.1.В счетной палате Российской Федерации



    3 февраля Счетная палата и Государственный таможенный комитет Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по пресечению нарушений, связанных с использованием бюджетных средств и уклонением от уплаты таможенных платежей. Оно направлено на укрепление взаимодействия в сфере предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных с использованием средств федерального бюджета, средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов и уклонением от уплаты таможенных платежей. Счетная палата и Государственный таможенный комитет Российской Федерации договорились об обмене аналитической, статистической и иной информацией, представляющей взаимный интерес. Стороны договорились обмениваться опытом по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, связанных с неуплатой таможенных платежей, предоставлением льгот по их уплате, использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

    21 февраля Счетная палата Российской Федерации рекомендует повысить эффективность сотрудничества с европейскими финансово-экономическими организациями. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела аналитическую записку по вопросам организации и эффективности сотрудничества Российской Федерации с финансовыми и экономическими организациями Европы. По мнению экспертов Счетной палаты Российской Федерации, для повышения эффективности сотрудничества с европейскими финансово-экономическими организациями целесообразно активизировать работу федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, по усилению влияния Российской Федерации на программы европейских организаций на этапах отбора проектов, формирования и реализации программ, с целью подчинения их содержания интересам страны.


    5.Нормотворческая работа общественных объединений.



    5.1.В Федерации Независимых Профсоюзов России



    26 февраля Представители Правительства Российской Федерации и профсоюзов работников бюджетной сферы в течение недели еще раз рассмотрят проект закона о введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы. Договоренность об этом достигнута на встрече заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко с Председателем Федерации независимых профсоюзов России М.В.Шмаковым и лидерами профсоюзов работников народного образования и науки, здравоохранения и культуры.
    В.И.Матвиенко сообщила, что в течение недели планируется выработать компромиссный вариант введения в Российской Федерации с 1 октября отраслевых систем оплаты труда работникам бюджетной сферы. Данный законопроект, по ее мнению, должен быть принят Государственной Думой в ходе весенней сессии, поскольку в противном случае будет невозможно вводить в действие отраслевые системы оплаты труда с 1 октября. По словам В.И.Матвиенко, после одобрения законопроекта необходимо принять постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее решение вопросов по каждой отраслевой системе оплаты труда.
    В.И.Матвиенко отметила, что 80% работников бюджетной сферы получают заработные платы не из федерального бюджета, а из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Многие субъекты Федерации не готовы к большему увеличению зарплат работникам бюджетной сферы, чем это запланировано на этот год. Кроме того, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации проинформировала о поручении Министерству финансов и Министерству труда и социального развития Российской Федерации изыскать в бюджете текущего года 350 миллионов рублей для финансирования санаториев-профилакториев для высших учебных заведений.


    6.Отечественный и зарубежный опыт по внедрению передовых достижений науки, техники и технологии.



    6.1.Проблемы перехода на электронную торговлю и использования электронных документов.



    В Женеве Европейской экономической комиссией ООН 24 - 25 февраля 2003 г. состоялось совещание «за круглым столом» на тему «Преодоление препятствий на пути развития информационного общества: бизнес-решение». Указанное совещание «за круглым столом» проводилось в рамках общего тематического направления «К наукоемкой экономике», Были обсуждены вопросы, связанные с преодолением препятствий для развития информационного общества в странах с переходной экономикой, в частности вопросы развития электронной торговли, преодоления недоверия потребителей к системам оплаты по компьютерным сетям, создания информационной инфрастуктуры при партнерстве государства и частного сектора.
    Центральной стала дискуссия по вопросу «Готовность стран с переходной экономикой к электронно-информационным технологиям: доступность для малых и средних предприятий осуществления электронного бизнеса и электронных финансовых операций». Основное содержание дискуссии по этой теме сводится к следующему.
    В настоящее время количество пользователей Интернет в мире составляет около 650 млн. При этом на страны-члены ОЭСР (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, в которую входят развитые страны) приходится две трети пользователей. Капиталовложения в этих странах в электронные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) составляет 7% от ВНП. Число компаний в этих странах, использующих электронные ИКТ, колеблется от 65 % в США до 34 % в Италии. Что касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой, то многие из них показывают впечатляющие результаты использования электронных ИКТ: Китай вышел на третье место после США и Японии; Эстония, Словения, Чехия и Венгрия вплотную приблизились к развитым странам по развитию информационной инфраструктуры, основанной на электронных ИКТ (среди 82 стран, оцененных по Индексу готовности к применению электронных ИКТ, Эстония занимает 24-е место, опередив Италию и Испанию, Словения – 33-е место, в то время как Россия – 69-е); на сто человек число пользователей компьютерами в Чехии составляет 57, опередив Германию – 52, в то время как в России – 5.
    Тем не менее, во многих еще развивающихся странах и странах с переходной экономикой электронные ИКТ – лишь средство сбора информации, а торговые операции осуществляются без их применения: в странах Центральной и Восточной Европы лишь 17 % торговых операций производятся посредством Интернета, в то время как в США – 72 %. Между тем, коммерческие компании, главным образом малые и средние предприятия (МСП) могут осуществлять куплю-продажу на электронных рынках, участвовать закупках для государственных нужд, организуемых с помощью электронных ИКТ, использование которых ускоряет получение коммерческой информации и сокращает торговые издержки во много раз по сравнению с традиционными торговыми операциями. Имеются прогнозы, что в области торговли посредством электронных ИКТ объем реализации таких товаров, как ЭВМ, автомобили, нефтехимическая продукция и канцелярские принадлежности в ближайшие три года возрастет от нынешних 1 триллиона долл. США до 4 триллионов долл. США. Тенденция такова, что торговые операции в мире все в большей степени будут осуществляться посредством электронных ИКТ. Интересно отметить, что в Чехии, Венгрии и Польше уже 90 % торговых операций осуществляется посредством электронных ИКТ.
    Для МСП существует проблема приобретения компьютеров и дорогостоящего обучения. Решение этой проблемы – в получении государственной поддержки, привлечении средств коммерческих банков и частных инвесторов. Финансовую и техническую помощь в этом отношении оказывают и такие международные организации, как ПРООН через свои представительства в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Но коль скоро МСП встали на путь использования электронных ИКТ, они сразу ощущают выгоду от ускорения торговых операций и сокращения издержек и успешнее ведут свою предпринимательскую деятельность. Другой путь поддержки МСП – создание технических «кластеров» (т. е. географически сосредоточенных предприятий типа «наукоградов»), как например, «Кремниевая долина» в США, Кэмбридж в Англии, «София Антиполис» во Франции, Пенанг в Малайзии, «Интернет-Сити» в Дубаи (Арабские Эмираты).
    Растет количество электронных банковских операций. Одним из мировых лидеров в этом отношении стала Эстония. Традиционные чеки, векселя, тратты, аккредитивы заменяются электронными аналогами. В настоящее время в мире наблюдается процесс трансформирования кредитных карт, дебитовых карт и предоплаченных карт в комбинированные «смарт-карты», и хотя в общем объеме банковских операций во всем видам таких карт использование последних составляет не более 10 %, однако по имеющимся прогнозам в ближайшие 2-3 года они достигнут 30-50 %. Электронные банковские операции сейчас включают кроме того такие инструменты, как электронные счета-фактуры (инвойсы) и электронные чеки с использованием электронной цифровой подписи.
    Что касается электронных операций по страхованию и перестрахованию, созданию баз данных в этой области, то мире существует лишь несколько организаций в данной сфере (как например, Euler and Hermes, Dun and Bradstreet, Gerling NCM). Однако в основной круг пользователей их баз данных коммерческих рисков, а также клиентов по страхованию кредитов входят прежде всего МСП.
    В число инноваций в сфере электронного финансирования входят: предоставление крупными фирмами скидок для МСП с сумм дебиторской задолженности; создание расчетно-клиринговых центров с управлением кредитными рисками (например, Smetrix в Филиппинах); создание информационно-консультативных центров (например, SMELoan в Гонгконге).
    Широкое применение электронных ИКТ ведет к их удешевлению. Увеличивается транспарентность деловых операций (однако требуется применение средств информационной безопасности, особенно на первых порах, т.к. чем выше уровень применения электронных ИКТ, тем выше транспарентность и меньше возможностей для правонарушений).
    Что касается роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных торгово-промышленных палат, следует отметить Стандарты ТПП РФ по ИКТ, принятые с целью поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации, таких как, например, «База данных – «Предприятия», «База данных – коммерческие предложения», «База данных – инвестиционные проекты», «Интернет-сайты региональных палат». В соответствии с Рабочей Программой ТПП РФ на 2002-2004 гг. в числе приоритетных целей Палаты указывается развитие методов и форм взаимодействия с законодательными, исполнительными и судебными органами РФ. На web-сайте ТПП РФ имеется раздел «законодательство», на котором публикуются ежемесячные аналитические записки, состоящие из двух частей: информационной и собственно аналитической, в которой комментируются правовые последствия для предпринимателей не только принятых законодательных актов, но и находящихся на стадии рассмотрения проектов таких актов. Кроме того, в Рабочей Программой ТПП РФ на 2002-2004 гг. указано, что необходимо разрабатывать совместно с торговыми палатами европейских стран и реализовывать программы сотрудничества в области ИКТ.
    Одним из стратегических направлений в реализации промышленной политики Российской Федерации является широкое создание малых и средних венчурных, инновационных предприятий, т. е. предприятий, которые активно используют такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения и ноу-хау. В связи с этим целесообразно обсуждение в системе торгово-промышленных палат в Российской Федерации вопроса о применении электронных информационно-коммуникационных технологий в деятельности малых и средних венчурных, инновационных предприятий.
    Необходимо обратить внимание на состояние российского законодательства в сфере электронных ИКТ. Принят Федеральный закон от 10.01.02 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Однако он нуждается в сопутствующих ему нормативных правовых актах, например, о порядке сертификации средств электронной цифровой подписи с учетом нового Федерального закона от 27.12.02 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». До настоящего времени не рассмотрен внесенный в Государственную Думу законопроект «Об электронном документе», а законопроект «Об электронной торговле» все еще не готов к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении. Необходимо ускорить рассмотрение этих важных законопроектов. Представляется целесообразным также, чтобы ТПП РФ в соответствии со ст. 77 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС установила, в том числе и через представительства ТПП РФ в европейских странах, деловые контакты с торговыми палатами этих стран с целью совместной разработки и реализации программ сотрудничества в области электронных ИКТ.



    Аналитическая записка
    о состоянии и проблемах законотворчества, февраль 2003 г.
    скачать документ Word 229 Kb

  • Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.