Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 13

Июнь 2003



  • В центре внимания

  • 11 июня 2003 года Государственная Дума рассмотрела
    законопроекты в сфере налогообложения


  • 20 и 21 июня Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях проекты федеральных законов в сфере налогообложения

  • Статьей 18 части первой Налогового кодекса Российской
    Федерации система налогообложения при выполнении соглашений о
    разделе продукции отнесена к специальным налоговым режимам


  • Законодательные инициативы об
    установлении гарантий по оплате труда


  • Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев выступил с докладом об итогах весенней (2003 года) сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и объявил сессию закрытой

  • Приложение 1




    В центре внимания



    6 июня 2003 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».
    Названный законодательный акт предусматривает дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 26-4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».
    К истории вопроса. Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлены правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
    Соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. На основании соглашения о разделе продукции произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором. Соглашением определяются условия пользования недрами.
    При этом, устанавливается порядок определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости, а также части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его расходов на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция).

    11 июня 2003 года Государственная Дума рассмотрела
    законопроекты в сфере налогообложения



    1. Проект федерального закона № 328672-3 «О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26-2 и 26-3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», внесенный Правительством Российской Федерации, принят 11 июня в первом чтении.
    Законопроект предусматривает отмену акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также индексацию на 10-20 процентов ставок налогообложения подакцизных товаров, увеличение на 10 процентов ставок земельного налога, отмену ряда региональных и местных налогов.
    Данная мера обусловлена общими направлениями развития налоговой реформы и уменьшению числа налогов с одновременным обеспечением принципа определенности в объемах налоговых платежей.
    Законопроект отменяет сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак. Предусматривается индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам на 10 процентов, за исключением сигарет. Аналогично предусматривается индексация ставок земельного налога, кроме ставки налога по сельскохозяйственным угодьям.

    2. Проект федерального закона № 328662-3 «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает снижение стандартной ставки налога на добавленую стоимость с 20 до 18 процентов, а также изменение действующего порядка применения налоговой ставки в размере 0 процентов по перевозкам экспортируемых и импортируемых товаров.
    Законопроект принят в первом чтении 11 июня 2003 года.

    3. Проект федерального закона № 323865-3 «О внесении дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает освобождение от таможенной пошлины товаров, кроме подакцизных, ввезенных (ввозимых) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам, финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 года и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм под гарантии Правительства Российской Федерации.


    20 и 21 июня Государственная Дума приняла во втором и третьем
    чтениях проекты федеральных законов в сфере налогообложения



    20 июня 2003 года Государственной Думой на пленарном заседании был принят во втором и третьем чтениях проект федерального закона № 323865-3 «О внесении изменения и дополнения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (об освобождении от таможенной пошлины товаров, ввезенных (ввозимых) по договорам, финансирование которых осуществлялось за счет связанных кредитов иностранных государств, банков и фирм).
    Обозначенный законодательный акт одобрен на заседании Совета Федерации 25 июня 2003 года.
    21 июня на внеочередном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят проект федерального закона № 328672-3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (об отмене акциза на природный газ и увеличении ставок налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, а также об индексации ставок акцизов). Данный проект включил в себя также положения проекта федерального закона № 328662-3 «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации» (снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов).
    Рассматриваемый проект федерального закона одобрен на заседании Совета Федерации 25 июня 2003 года.
    Рассмотрение проекта федерального закона № 323295-3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (глава 26.1 Единый сельскохозяйственный налог), проекта федерального закона № 323840-3 «О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» (глава «Налог на имущество организаций»), проекта федерального закона № 323851-3 «О внесении дополнения в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов» (глава «Налог на наследование или дарение») перенесено на осеннюю сессию работы Государственной Думы.

    Статьей 18 части первой Налогового кодекса Российской
    Федерации система налогообложения при выполнении соглашений о
    разделе продукции отнесена к специальным налоговым режимам.



    Принятый 21 мая Государственной Думой и подписанный 6 июня 2003 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон, разработан с целью более четкого и полного определения системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
    Отличие системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции от ранее действующей системы заключается в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей, введении льгот по уплате ряда налогов, установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, связанных с понятием прибыльной продукции инвестора, замене уплаты отдельных налогов и таможенных платежей разделом продукции.
    Включение в состав Налогового кодекса Российской Федерации отдельной главы 26-4 вызвано необходимостью четко определить особенности налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в целях создания стабильных условий работы для инвесторов, а также соблюдения интересов государства при реализации указанных соглашений.
    Федеральным законом предусматривается уплата инвесторами по соглашениям о разделе продукции налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке с возмещением сумм указанного налога в более короткие, чем это установлено главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации сроки.
    Кроме того, предусматривается определение состава возмещаемых расходов законодательным актом, а не нормативным актом Правительства Российской Федерации.

    Законодательные инициативы об
    установлении гарантий по оплате труда



    В рекомендациях состоявшихся 10 июня 2003 года парламентских слушаний, посвященных проблемам совершенствования законодательства об оплате труда, предлагалось поддержать разработанный депутатами Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике федеральный закон о минимальной почасовой оплате труда. Это уже третий вариант законопроекта по этому вопросу, внесенный в Государственную Думу. Предполагается, что два первоначальных варианта законопроекта будут отозваны авторами.

    Проект федерального закона № 252782-3 «О минимальной часовой заработной плате» предусматривает введение наряду с минимальным размером оплаты труда (далее – МРОТ) еще одной гарантии в виде минимальной часовой заработной платы. Час работы при выполнении работником обязанностей по трудовому договору будет оплачиваться в размере не меньше минимальной часовой заработной платы. Данная гарантия призвана обеспечить оплату труда работников пропорционально отработанному времени не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. С этой целью вводится понятие не полностью занятых работников, к которым относятся работники, получающие согласно трудовому договору месячную заработную плату в меньшем размере, чем минимальная часовая заработная плата, умноженная на 168 (среднее количество рабочих часов в месяц). Для не полностью занятых работников предполагается сокращенная продолжительность рабочего времени пропорционально заработной плате.

    Предложения проекта вызывают возражения по следующим основаниям.
    Существование двух федеральных гарантий по оплате труда, не связанных друг с другом и различных по размеру, в виде минимального размера оплаты труда и минимальной часовой заработной платы создаст сложности для правоприменителя и повлечет значительные изменения в трудовом законодательстве. Одновременно с законопроектом должны быть подготовлены изменения в действующее законодательство, предусматривающие не только закрепление новой гарантии по оплате труда, но и разграничивающие случаи ее применения наряду с уже существующей (МРОТ). Пока таких предложений не представлено.
    Несмотря на привлекательность идеи введения минимальной часовой заработной платы, отрицательные последствия этого шага для работников могут превысить ожидаемые преимущества. Неполная занятость работников приведет к увеличению числа безработных и социальной незащищенности этой категории работников. Неизбежно встанет вопрос о необходимости трудоустройства, обеспечения пособиями по безработице не полностью занятых работников, что связано с дополнительными бюджетными расходами. Несмотря на содержащееся в части четвертой статьи 7 проекта указание о запрете завышения норм труда с последующим привлечением не полностью занятых работников к неоплачиваемой работе за пределами установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени, несомненно, такие случаи будут иметь место. Это обусловлено невозможностью осуществлять регулярный контроль со стороны соответствующих надзорных органов, а также нежеланием работников инициировать трудовые споры из-за опасения потерять работу даже на условиях неполной занятости.
    Законопроект предполагает введение минимальной часовой оплаты труда на первом этапе только для работников внебюджетной сферы, что противоречит Конституции Российской Федерации (статьи 7, 19) и может расцениваться как дискриминация работников бюджетной и внебюджетной сферы.
    В соответствии с информацией, прозвучавшей на парламентских слушаниях, предполагается установить минимальную часовую заработную плату в размере 10 рублей в час. Вместе с тем, уже в настоящее время оплата труда во внебюджетной сфере значительно превышает эту величину. Основные проблемы низкой заработной платы, не достигающей уровня прожиточного минимума трудоспособного человека, существуют именно у работников бюджетной сферы. Следует также обратить внимание, что в ряде субъектов Российской Федерации прожиточный минимум различается в несколько раз, соответственно установление на федеральном уровне еще одной гарантии по оплате труда, ориентированной на размер прожиточного минимума в среднем по Российской Федерации, не сможет решить проблему. (Прожиточный минимум пропорционально отработанному времени в таких субъектах Российской Федерации как Корякский и Ненецкий автономные округа, Камчатская область и др. не будет достигнут.)
    В этой связи возникает вопрос о целесообразности законопроекта.
    Представляется проблематичным достижение одной из декларируемых целей законопроекта в виде вывода «из тени» заработной платы, к которому приведет увеличение налогооблагаемой базы по налогам на фонд оплаты труда. Если выплата «теневой» заработной платы устраивает и работника и работодателя, введение минимальной часовой заработной платы не отразится заметным образом на увеличении налогооблагаемой базы. Кроме того, работодатели отдельных отраслей промышленности, депрессивных территорий не смогут найти средства для повышения заработной платы. Для них введение минимальной часовой заработной платы повлечет увеличение финансовой нагрузки (расходов на фонд оплаты труда), что приведет к росту себестоимости продукции, банкротствам предприятий, последствиями могут стать безработица либо инфляция. Все перечисленное не способствует увеличению налоговых поступлений с фонда оплаты труда.
    Статья 2. Цели и задачи настоящего Федерального закона - носит описательный характер и не имеет предмета регулирования, поэтому предлагается ее исключить, включив ее содержание в пояснительную записку или в статью 1 проекта. В отношении перечисленных в ней трех основных задач закона хотелось бы отметить, что первая из них предусматривает поэтапное повышение уровня минимальной часовой.

    Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев выступил
    с докладом об итогах весенней (2003 года) сессии
    Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    и объявил сессию закрытой.



    Уважаемые депутаты! Сегодня мы завершаем работу весенней сессии Государственной Думы. Начинали мы эту сессию с рассмотрения пакета законов по реформе электроэнергетики и железнодорожного транспорта, а закончили рассмотрением бюджетообразующих налоговых законов. Да и вся эта сессия прошла под знаком ряда крупномасштабных законодательных инициатив, принятие которых имеет значительные последствия для всех граждан нашей страны.

    Как всегда, в центре внимания депутатов были самые насущные вопросы жизни российского общества - зарплаты бюджетников, пенсии для жителей Крайнего Севера, насущные социальные программы, состояние жилищно- коммунального хозяйства и системы электроэнергетики, поддержка образования и культуры, совершенствование системы государственного управления, обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов России.
    Всего в период этой сессии мы с вами провели тридцать восемь пленарных заседаний Государственной Думы, в ходе которых нами было рассмотрено свыше шестисот вопросов, принято четыре федеральных конституционных закона и свыше ста федеральных законов. Совет Федерации одобрил пятьдесят девять законов и отклонил шесть. Президент Российской Федерации подписал пятьдесят четыре закона и отклонил два. По ряду законов в настоящее время осуществляются согласительные процедуры.
    Уважаемые коллеги! Одно из центральных мест в работе весенней сессии 2003 года занимала проблема разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти в нашей стране. Эта проблема была определена как одна из приоритетных в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Конституционные нормы, касающиеся совместного и исключительного ведения различных уровней власти, необходимо наполнить реальным содержанием и конкретизировать.
    Депутатами и профильными комитетами Государственной Думы была проделана огромная работа по рассмотрению тысяч поправок к базовому Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и к новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом основное внимание мы уделяли ключевой задаче - финансовому обеспечению каждого из властных полномочий и обязательств федеральных, региональных и местных властей. Государственная Дума настаивает на том, чтобы Правительство уже в сентябре внесло изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.
    В эту сессию нам наконец удалось принять в первом чтении проект федерального закона "О минимальных государственных социальных стандартах". Депутаты знают, какая нелегкая судьба у этого законопроекта. Потребовалось более семи лет, прежде чем он дошел до стадии своего рассмотрения в Государственной Думе. Принятие этого закона важно не только для того, чтобы каждый уровень власти мог выполнять свои обязательства по осуществлению конституционных гарантий и прав граждан, но и для стабилизации всей системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. И предстоят большие усилия для того, чтобы добиться введения в нашей стране минимальных социальных стандартов как неотъемлемого элемента построения в России предусмотренного Конституцией социального государства.
    Уважаемые коллеги! Можно бы отдельно сказать о той законотворческой работе, которую мы проводили по всем отраслям. Подготовлен подробный отчет о нашей деятельности. Поэтому позвольте мне по окончании сессии поблагодарить всех депутатов за большую работу. Позвольте мне поблагодарить помощников депутатов, Аппарат Государственной Думы, его руководство, нашу Пресс- службу, которая работает с парламентскими журналистами.
    От всей души желаю депутатам хорошо отдохнуть в период летних отпусков, набраться новых сил на осеннюю сессию, поскольку нам предстоят и выборы, и рассмотрение федерального бюджета.

    Заместитель
    Директора департамента ТПП РФ
    по законодательству

    Жбанков В.Н.

    Приложение 1



    Аналитическая записка
    о состоянии и проблемах законотворчества, июнь 2003 г.
    скачать документ Word 109 Kb

  • Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.