N 12, Приложение 1

N 12, Приложение 1

В Государственной Думе


12 мая - прошли парламентские слушания, посвященные проблемам законодательного обеспечения прав собственности.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству С. В.Генералов считает, что Правительство должно в ближайшее время разработать и внести в Государственную Думу пакет законопроектов, касающихся рассмотрения корпоративных конфликтов.
Выступая сегодня на парламентских слушаниях, посвященных проблемам законодательного обеспечения прав собственности, он выразил мнение, что эти законопроекты могут быть приняты Государственной Думой уже до конца 2003 года. По словам Генералова, в этот пакет должны войти поправки к законам "О статусе судей" и "О судебной системе в РФ", ужесточающие ответственность за принятие судебных решений. Кроме того, депутаты ожидают внесения изменений в законы "Об исполнительном производстве", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", и в закон "О банкротстве". Предлагается, в частности, предусмотреть ответственность миноритарных акционеров за подачу иска, целью которого является "захват контроля" над компанией. Кроме того, по словам председателя комитета Государственной Думы по собственности В.С. Плескачевского, в законопроектах необходимо уточнить процедуры, связанные с проведением собраний акционеров и ведением реестров акционерных обществ. Он предлагает уточнить основание для передачи функций по ведению реестра от одного регистратора к другому, а также полностью запретить изъятие или арест реестров.
Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля". Законопроект, внесенный правительством, направлен на защиту прав субъектов малого предпринимательства как наиболее уязвимой категории хозяйствующих субъектов, а также исключения излишних издержек в период их становления. Это планируется достичь ограничением периодичности проведения плановых мероприятий по контролю.

14 мая - Депутаты рассмотрели в первом чтении два альтернативных законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части уточнения отдельных понятий и дополнительных мерах по усилению государственного контроля в данной сфере), и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях" (в части уточнения определений и ужесточения форм государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). В первом чтении был принят правительственный законопроект.
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О внесении дополнения в Налоговой кодекс РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации". Документ направлен на увеличение доходов государства от использования режима СРП. Согласно проекту закона, доля государства в общем объеме произведенной продукции должна составлять не менее 32% от общей продукции, произведенной на основе СРП. Кроме того, компенсационная плата инвестору при разработке месторождения по СРП не должна превышать 75% от общей продукции, произведенной на континенте, и не более 90% от производства на шельфе. Депутаты также проголосовали за поправку центристов, вводящую процедуру проведения аукционов на право пользования режимом СРП. Таким образом, недропользователи, включенные в перечень на право пользования режимом СРП, в отношении которых не были заключены договоры до вступления в силу этого закона, должны будут выиграть аукцион. На первом этапе они должны будут участвовать в аукционе на общих основаниях. Получение же права на пользование СРП будет возможно либо в случае признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, либо в случае, если недропользователь станет победителем тендера. Положение о тендерах не применяется при заключении соглашений об СРП в отношении недропользователей, которым уже было представлено право пользования СРП до вступления в силу закона.
Государственная Дума ратифицировала Хартию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
ШОС была учреждена Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном с целью углубления всестороннего сотрудничества по обеспечению безопасности и стабильности в регионе, а также для более эффективного экономического развития государств-членов организации. Участники организации считают приоритетными задачами укрепление мира, совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, борьбу с незаконным оборотом наркотиков и оружия и другими видами транснациональной преступной деятельности.
Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в закон "О бюджете федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год", касающиеся финансирования региональных программ охраны материнства и детства. В первом чтении был принят законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (об ограничении периодичности проведения плановых мероприятий по контролю). Законопроект направлен на снижение чиновничьего надзора за малым бизнесом, особенно в течение первых трех лет становления малых предприятий.

15 мая - Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона о внесении дополнения в главу "водный налог" Налогового кодекса РФ, приводящий законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с НК РФ. Документом установлены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Налогом будет облагаться так называемое особое водопользование, в частности, использование воды для сплавов и целей энергетики. Размеры ставок водного налога рассчитаны, исходя из действующих ставок платы за пользование водными объектами, с учетом предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1,17 и объемов поступлений от указанной платы в 2003 году. По расчетам разработчиков проекта, налоговые поступления в госбюджет после введения "водного налога" составят 8,4 млрд рублей в 2004 году. Согласно законопроекту, существует ряд налоговых льгот для пользователей водными объектами, в частности, из налогооблагаемой базы исключен такой вид пользования водными объектами как сброс сточных вод в водные объекты. Ставка водного налога за пользование водными объектами при заборе воды для водоснабжения населения, согласно документу, составит 70 рублей за 1 тысячу кубический метров воды при средней ставке водного налога в 270 рублей за 1 тысячу кубических метров.
Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рекомендовал палате принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
В законопроекте предлагается ввести процедуру согласования готовящихся решений по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими госрегулирование тарифов с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Предлагаемые изменения не только позволят избежать неоправданного вмешательства федеральных органов исполнительной власти в полномочия исполнительной власти субъектов, но и сделать более согласованной государственную политику регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. Принятие законопроекта поможет избежать необоснованного роста тарифов на электрическую энергию во многих регионах страны, а также снизить рост социальной напряженности.
Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рекомендовал палате принять в первом чтении два законопроекта, вносящих изменения в "Устав железнодорожного транспорта РФ" и в федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ". Рекомендовано принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта РФ" и в федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ".
Законопроекты направлены на исключение неоправданных расходов федерального бюджета, обеспечение интересов обороны и безопасности государства в сфере железнодорожного транспорта. Предполагается, в частности, уточнить тарифы перевозок и работу специального железнодорожного транспорта, перевозящего заключенных, а также военнослужащих. Кроме того, комитет решил направить в Совет Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". Целью внесения поправок является приведение к единообразию терминов и понятий, используемых в федеральном законе и нормативных правовых актах, регулирующих осуществление международных автомобильных перевозок. Документ также уточняет порядок перечисления штрафов, предусмотренных за отдельные виды нарушений.
Государственная Дума приняла в первом чтении проекты законов, направленные на реформирование системы арбитражных судов. Законопроекты "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" призваны содействовать дальнейшему развитию арбитражных судов, оптимизации их структуры, а также приближения правосудия к месту жительства лиц, нуждающихся в защите арбитражных судов. Кроме того, они унифицируют нормативные акты, регулирующее вопросы статуса судей. Согласно законопроектам, предполагается образовать до 1 января 2006 года 20 арбитражных апелляционных судов. При этом предполагается использовать окружной принцип образования судов, который ранее был использован при образовании арбитражных судов кассационной инстанции. Образование апелляционных судов позволит отделить апелляционную судебную инстанцию от первой судебной инстанции, изменив при этом положение, при котором арбитражный суд субъекта РФ и принимает решение, и осуществляет его проверку. Для приближения правосудия к месту жительства участвующих в деле лиц предполагается образовать постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания этих судов. Возглавлять присутствие будут заместители председателей соответствующих арбитражных судов.

21 мая - Государственная Дума ратифицировала договоры между РФ и Литвой о российско-литовскиой границе и о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море.
Государственная Дума ратифицировала Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. В соответствии с соглашением, которое было подписано главами государства Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана 26 октября 1999 года, определяется порядок гармонизации функциональных законодательств сторон, синхронизации сроков разработки предложений, необходимых для вступления в силу международных договоров, подписанных в рамках Таможенного союза. Соглашение создает организационные предпосылки для осуществления взаимодействия правовых систем сторон. Кроме того, соглашение предусматривает, что гармонизация национальных законодательств будет осуществляться посредством проведения согласованной законотворческой политики и создания интегрированной базы законодательства.
Государственная Дума приняла закон "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ", доля государства в общем объеме произведенной на условиях СРП продукции составит не менее 32%. Кроме того, закон предусматривает увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения экономических показателей при использовании режима СРП. Согласно документу, уровень компенсации для разработчика не должен превышать 75% при добыче на континенте, при добыче на шельфе данный показатель не превысит 90% от общего объема произведенной продукции. Пропорции раздела продукции между инвестором и государством определяются в зависимости от геолого-экономической оценки участка недр, а также технического проекта и показателей технико-экономического обоснования соглашений. Закон принципиально изменяет процедуру заключения СРП. В отношении участков недр, включенных в список разрешенных для разработки на условиях СРП, соглашения будут заключены только в том случае, если аукцион на их разработку в обычном налогом режиме не состоялся. Однако это положение не применяется к участкам, расположенным на континентальном шельфе РФ, в пределах исключительной экономической зоны РФ, а также к участкам недр, возможность разработки которых на условиях СРП установлена международными договорами. Таким образом, исключение сделано для ныне действующих проектов СРП ("Сахалин-1", "Сахалин-2", Харьягинское месторождение), а также Приразломного, Штокмановского и месторождений Каспия, а также проекта "Сахалин-3".
Государственная Дума одобрила на пленарном заседании в первом чтении поправки в закон "О международном коммерческом арбитраже". В соответствии с законопроектом, вносятся поправки в приложение 2 закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", уточняющие разрешения споров, связанных с ипотекой, постройкой и ремонтом судов, а также со спасением в любых судоходных водах морских судов, судов внутреннего и смешанного плавания. Новый подпункт включен в статью 2 закона и касается разрешения споров, связанных с причинением ущерба от загрязнения судами с нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Документ приводит закон в соответствие с Кодексом торгового мореплавания РФ в части возможности ареста судна в пределах юрисдикции РФ, когда оно находится вне акватории порта. Законопроект подготовлен депутатами думского комитета по энергетике, транспорту и связи и получил положительные отзывы Минюста и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ.

В Совете Федерации



14 мая - Совет Федерации на пленарном заседании одобрил новую редакцию Таможенного кодекса РФ. В Кодексе учтены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что облегчает вступление России во Всемирную Торговую организацию. В новой редакции преобладают нормы прямого действия, что в несколько раз снижает потребность в законных правовых актах. Кодекс предусматривает возможность использования упрощенных и ускоренных процедур таможенного оформления товаров, сокращается с 10 до 1-3 дней срок передачи товаров импортерам. Документом снижаются размеры сборов за таможенное оформление, отменяются сборы, связанные с выдачей свидетельств и разрешений, величина сборов ставится в зависимость от затрат таможенных органов. Упрощается порядок заявлений таможенного режима транзита, а транзитные товары также освобождаются от уплаты пошлины налога. С вступлением в силу новой редакции Кодекса, передача информации таможенным органам будет возможна в электронной форме.

28 мая - Совет Федерации на пленарном заседании одобрил законопроект "О внесении дополнения в часть вторую НК РФ, внесение изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ". Законопроект предусматривает установление специального налогового режима, который предполагает замену уплаты совокупности налогов и сборов разделом произведенной продукции. В отличие от действующего порядка, налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определена не как стоимость, а как количество добытых полезных ископаемых. Налоговая ставка при добыче этого вида углеводородного сырья установлена не в процентном отношении, а в твердой сумме - 340 рублей за одну тонну. Предусмотрена возможность установления предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, при достижении которого установленная налоговая ставка применяется с коэффициентом 1 вместо 0,5 в течение всего срока действия соглашения.

В Правительстве Российской Федерации



15 мая - На заседании Правительства были изложены основные подходы, касающиеся реформирования системы лицензирования. Они включают в себя устранение дублирования в лицензировании, ликвидацию избыточного лицензирования и перераспределения полномочий по лицензированию между федеральными и региональными органами исполнительной власти. В ходе обсуждения было принято решение о необходимости продолжить работу по мониторингу ситуации с лицензированием. Были высказаны различные предложения по сокращению отдельных видов лицензируемой деятельности и введению новых.

21 мая - Правительство РФ утвердило положение об осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации. Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя: государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам; контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией; за соблюдением законодательства РФ при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности; государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже; государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

27 мая - Председатель Правительства М. Касьянов подписал Постановление "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего". Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного или административного управляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и финансового оздоровления - составляет следующие отчеты: отчет временного управляющего; отчет внешнего управляющего; отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства; заключения административного управляющего о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В министерствах Российской Федерации



12 мая - В Министерстве экономического развития и торговли РФ разработан законопроект о защите прав юридических лиц от избыточного государственного контроля. В настоящее время контроль над юридическими лицами и особенно предприятиями малого и среднего бизнеса осуществляют около десятка инспекций. Это значительно осложняет работу бизнесменов, приводит к бюрократизации и коррумпированности экономики. В этой связи Министерство разработало законопроект, которым предлагается защитить все юридические лица от избыточного государственного контроля. Этим документом, в частности, предлагается сократить количество инспекций до 2-3.

27 мая - В министерстве экономического развития и торговля РФ пришли к выводу, что для успешного развития малого бизнеса в регионах необходимо разработать государственную стратегию развития российских регионов в области малого бизнеса. Документ должен содержать ряд стратегических мер по развитию экономики и малого бизнеса в регионах. В качестве примера представитель Министерства привел Псковскую область - для этого региона совместно с администрацией Псковской области была разработана стратегия развития муниципальных образований региона. И после начала практической реализации этого документа показатели развития малого бизнеса значительно улучшились.

В Счётной палате



12 мая - Счетная палата РФ выступает за пересмотр основ налогообложения нефтяных компаний. Подход, применимый к другим компаниям, неприемлем в отношении нефтяных. Ограничить их поле для ухода от налогов может лишь введение рентных платежей. В 2000-2001 году нефтяные компании, формально не нарушая российское налоговое законодательство, смогли существенно уменьшить свои налоговые выплаты. В Счётной палате РФ уже принято решение, согласно которому инспекции по проверке деятельности нефтяных компаний будут работать комплексно.

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.