N 11, Приложение 1

N 11, Приложение 1

В Государственной Думе



1 апреля - Комитет по собственности выступает за то, чтобы рассмотрение в третьем чтении поправок в закон "Об акционерных обществах", касающихся использования кумулятивного голосования при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, было отложено на неопределенное время. В сложившейся ситуации комитет предпочитает, чтобы документ не рассматривался до тех пор, пока не начнет работу Государственная Дума нового созыва.

2 апреля - Государственная Дума приняла в первом чтении поправки в некоторые законодательные акты, которыми вносятся изменения, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Изменения, которые предполагается внести в федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" и Трудовой кодекс, предусматривают возможность страховщика при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний назначать и проводить экспертизу по факту и обстоятельствам наступления страхового случая, а также участие представителя страховщика в расследовании несчастных случаев на производстве. В заключении комитета Государственной Думы по труду и социальной политике на законопроект указывается, что эти нормы позволят ужесточить контроль за соблюдением законодательства при проведении расследований несчастных случаев на производстве.
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи в введением единого социального налога".
Законопроект предусматривает упорядочивание нормы ряда в связи с введением с первого января 2001 года ЕСН, средства которого направляются на государственное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В законопроекте предусматриваются изменения в законы "Об основах обязательного социального страхования" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Депутаты Государственной Думы проголосовали за закон "О внесении изменения и дополнений в федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым страхователь несет ответственность за своевременную регистрацию, уплату страховых взносов и предоставление страховщику отчетности. Нарушение сроков регистрации для страхователя влечет штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Осуществление юридическим или физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качества страхователя наказывается штрафом в размере от 20 тыс. руб. Кроме того, законом устанавливается ответственность банков и других кредитных организаций, открывающих расчетные счета организаций без предъявления документа, подтверждающего регистрацию. За нарушение этой нормы предусмотрен штраф в размере 10 тысяч рублей.

3 апреля - Комитет Государственной Думы по собственности рекомендовал принять президентские поправки в федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Документом предлагается унифицировать процедуру принятия решений о создании федеральных государственных предприятий и передать исключительное право на создание таких предприятий правительству Российской Федерации. Поправки исключают институт казенных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ими также уточняется порядок госрегистрации унитарных предприятий, а также полномочия собственника имущества унитарного предприятия. Законопроект упрощает для унитарного предприятия процедуру голосования в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, принадлежащими ему акциями (долями, паями). В случаях, когда унитарному предприятию принадлежит менее 25% акций (долей, паев), в уставном капитале общества или товарищества, унитарное предприятие вправе проводить голосование без согласования с собственником имущества унитарного предприятия. Документ определяет круг лиц, которые вправе обращаться в суд с требованием о ликвидации государственного или муниципального предприятия. Предлагается, кроме того, продлить до 1 января 2004 года сроки приведения уставов унитарных предприятий в соответствие с положениями федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Рекомендуя принять законопроект, комитет, вместе с тем, отметил несоответствие ряда его положений статье 297 ГК РФ. Согласно законопроекту, казенное предприятие вправе отчуждать принадлежащее ему имущество или иным способом распоряжаться им только в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а Гражданский кодекс требует также согласие собственника имущества казенного предприятия. Кроме того, комитет рекомендовал уточнить критерий отнесения сделки к крупной для казенных предприятий.
Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи рекомендовал принять во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности". В новой редакции закона определен порядок осуществления транспортной деятельности как "оказание экспедиторских услуг по организации доставки грузов любыми видами транспорта, включая оформление таможенных документов". Определена также схема контроля за выполнением услуг, который будет осуществляться как в рамках заключенных договоров, так и согласно правилам контроля за транспортно-экспедиторской деятельностью, утвержденным Правительством Российской Федерации. Кроме того поправки уточняют понятия "клиент" и "экспедитор".

4 апреля - Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменения в статью 4 федерального закона "О плате за пользование водными объектами". Правительство предлагает снизить минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами для гидроэлектростанций с 4-20 до 1-8 рублей за 1 тыс кВт/ч.

8 апреля - Заместитель председателя фракции "Народный депутат" А.Г. Аксаков считает, что Дума примет правительственные поправки в главу налогового кодекса, касающуюся соглашения о разделе продукции (СРП). Этой поправкой предполагается перед передачей инвесторам месторождения для разработки на условиях СРП в обязательном порядке проводить аукцион для желающих работать на этом месторождении на общих налоговых основаниях.
Депутаты четырех центристских партий внесли в Государственную Думу законопроект, в соответствии с которым закон о госрегулировании тарифов на электро- и тепловую энергию предлагается дополнить нормой о том, что решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области госурегулирования тарифов подлежит согласованию с федеральным органом по регулированию естественных монополий.Депутаты предлагают, чтобы решение субъекта РФ об изменении тарифов не применялось до соответствующего согласования.
Глава Комитета Государственной Думы по образованию и науке А.В. Шишлов считает, что Правительство "фактически выступило против развития отечественного образования", дав отрицательный отзыв на законопроекты, которыми предполагалось предоставить налоговые льготы для образовательных учреждений. поправки предполагали снижение с 20 до 10% ставки НДС на компьютерные, аудио- и видеоматериалы учебного и научного назначения. Предлагалось также разрешить организациям исключить из налогооблагаемой базы расходы на обучение работников в учреждениях среднего профессионального образования. Еще одна поправка в Налоговый кодекс касалась исключения из налогооблагаемой базы расходов на приобретение основных средств высших учебных заведений.
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству принял решение разработать в течение месяца концепцию новой редакции закона "О рекламе". Члены комитета считают, что в новой редакции закона следует зафиксировать принцип саморегулирования рекламной деятельности, установив в законе взаимосвязь с законодательством о саморегулируемых организациях. Комитет по экономической политике на своем ближайшем заседании должен утвердить окончательный состав рабочей группы и экспертного совета, которые и представят концепцию нового закона о рекламе. Решено также провести парламентские слушания по проекту нового закона в июне 2003 года.

10 апреля - Комитет Государственной Думы по законодательству рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона, вносящего изменения в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документ направлен на решение некоторых проблем, связанных с регистрацией прав на недвижимость. В соответствии с законопроектом, органы охраны объектов культурного наследия наделяются правом направлять в учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимость и сделок с ним сведения о недвижимости, отнесенные к объектам культурного наследия, с целью их государственной охраны до решения вопроса о включении их в единый госреестр объектов культурного наследия. Законопроектом изменяются также права регистратора прав на недвижимое имущество. В соответствии с изменениями, до внесения в единый госреестр прав записи о сделке, регистратор обязан в письменной форме внести отметку, если в отношении этих прав заявлено право требования со стороны третьих лиц. При отсутствии причин, препятствующих проведению государственной регистрации и перехода права собственности на объект недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации сделки.
Члены комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам разработали поправки в законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле», касающиеся срочных сделок с валютой В принятой в первом чтении редакции законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле" полностью отсутствует положение, регулирующее операции с валютным деривативами. На западных рынках это сегмент финансового рынка является крупнейшим - его дневные обороты превышают 2 трлн. долл. Предложенные поправки вводят в закон определение деривативов. К ним относятся срочные сделки, расчеты по которым осуществляются по истечение определенного срока или в порядке, предусмотренном правилами биржи, и размер денежных обязательств по которым зависит от изменения цен на иностранную валюту. К валютным операциям отнесены только те срочные сделки, которые предусматривают обязанность одной из сторон осуществлять выплаты в иностранной валюте. Таким образом, операции с валютными форвардными и фьючерсными контрактами, расчеты по которым производятся в рублях, не будут относиться к валютным операциям и смогут совершаться без ограничений.
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В подготовленном комитетом проекте постановления содержится ряд поправок к законопроект. Поправки касаются реформирования госмонополии на контроль оборота алкогольной продукции и предполагают осуществление государственного контроля через контроль над информацией. Законопроект, в частности, сохраняет действующий порядок уведомлений для производителей и вводит ограничение на использование специальных контрольно-кассовых аппаратов при реализации этой продукции. Уведомление производителя при этом будет считаться принятым только в случае, если в нем будет указан исчерпывающий перечень информации: объем производимой продукции, назначение, конечный продукт и тара, в которой он будет реализован. Законопроект также снимает квоту на экспорт алкогольной продукции.

11 апреля - На пленарном заседании 11 апреля Государственная Дума приняла парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову "О средствах Пенсионного фонда РФ, переданных в доверительное управление Внешэкономбанку". В своем обращении депутаты требуют принять меры по обеспечению доли эффективного управления Внешэкономбанком доверенными ему средствами и предоставить в Государственную Думу информацию о мерах по недопущению использования этих средств для погашения государственного внешнего долга России. Как пояснил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам В.В. Гальченко, часть средств Пенсионного фонда РФ, предназначенных для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по которой не определен инвестиционный портфель, были переданы в доверительное управления Внешэкономбанку. Однако, проверка, проведенная Счетной палатой, показала, что из 23 сделок по приобретению и продаже государственных ценных бумаг, заключенных Внешэкономбанком в 2002 году, 10 осуществлялись "с наименьшей выгодой для Пенсионного фонда". Кроме того, депутаты опасаются, что эти средства могут быть использованы для обслуживания внешнего долга Российской Федерации, так как Внешэкономбанк является агентом правительства РФ по погашению и обслуживанию внешнего долга.
В ходе заседания Государственная Дума обратилась к Председателю Правительства М.М. Касьянову с просьбой о принятии неотложных мер по государственному регулированию цен на лекарственные средства. В обращении депутатов отмечается, что принимаемые правительством меры по сдерживанию цен на лекарственные средства в условиях новой налоговой политики и введение 10% ставки налога на добавленную стоимость при реализации лекарственных средств, оказались неэффективными. В этой связи премьер-министру предложено рассмотреть вопрос об отмене налога на добавленную стоимость, взимаемого при реализации лекарственных средств, а также принять меры по государственному регулированию цен на лекарственные препараты.
Государственная Дума приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации о ситуации, сложившейся в горнодобывающей отрасли промышленности в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года. Согласно постановлению "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году", эта плата после установления новых коэффициентов возросла примерно в 150 раз, отмечают депутаты. По их мнению, в результате инвестиционная привлекательность проектов в сфере недропользования значительно сократилась. Государственная Дума рекомендует главе правительства принять меры по снижению платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятия земель лесного фонда для целей недропользования, а также предусмотреть рассрочку внесения сумм в счет этой платы.
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", предоставляющий право физическим лицами при определенных условиях заниматься добычей драгоценных металлов и камней. В соответствии с законопроектом, физические лица - граждане Российской Федерации, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели и получившие необходимые лицензии, могут заниматься добычей драгоценных камней и металлов, за исключением алмазов. Добыча может осуществляться на участках недр местного значения, которые не являются объектам промышленной разработки, в частности, на остаточных запасах, в отвалах или отходах горнодобывающих производств, на некондиционных или ранее списанных запасах.
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О внесении дополнения в статью 219 части 2 Налогового кодекса РФ". Выступая в ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании палаты, заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам С.И. Штогрин заявил, что этот документ решает две не связанные друг с другом проблемы. Во-первых, законопроект касается налоговых вычетов, предоставляемых опекунам, позволяя им получать вычеты в размере до 25 тыс. руб. за обучение своих подопечных в возрасте до 24 лет. Однако при обсуждении законопроекта во втором чтении, к нему была добавлена норма, устраняющая некоторые проблемы, связанные с налогообложением доходов по ценным бумагам.
Депутаты Государственной Думы направили парламентский запрос Председателю Правительства с просьбой предоставить информацию о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты. Председателю правительства к 1 сентября предлагается представить данные об объемах ввезенной и вывезенной из РФ наличной иностранной валюты физическими лицами - резидентами и нерезидентами - в период с 1 апреля 2003 года по 1 августа 2003 года. Кроме того, к 1 мая 2004 года правительство должно представить аналитический доклад о ввозе и вывозе из РФ наличной иностранной валюты в период с 1 апреля 2003 года по 1 апреля 2004 года.

14 апреля - Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении законопроект "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". Главная особенность законопроекта заключается в том, что он вводит систему страхования вкладов в отличие от предыдущих версий, предлагавших систему государственного гарантирования вкладов граждан. Другим концептуальным моментом законопроекта следует считать введение государственного страхования в рамках единого централизованного страхового фонда. Предусматривается, что государство будет покрывать дефицит средств фонда в случае его возникновения. Формирование средств фонда, в соответствии с законопроектом, происходит за счет страховых взносов кредитных организаций в размере 0,6% от объема привлеченных средств граждан ежегодно. Государство делает первоначальный взнос в размере 3 млрд. руб. Все средства фонда поступают в распоряжение специального агентства, деятельность которого не носит коммерческого характера, а все доходы от размещения этих средств аккумулируются в фонд. Ряд положений законопроекта, однако, вызвали вопросы у депутатов. Они выразили сомнение, что Банк России сумеет проверить в течение переходного периода, равного 2-м годам кредитные организации на предмет их готовности войти в систему страхования, как этого требует законопроект. Кроме того, депутаты предлагали уточнить положения документа, касающиеся Сбербанка России. В отношении него законопроект предусматривает сохранение на три года действующей субсидиарной ответственности Правительства. По окончании этого переходного периода планируется вступление Сбербанка в общую систему страхования.

16 апреля - Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". В соответствии с законопроектом, система госслужбы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы, согласно законопроекту, являются видами федеральной государственной службы. По новой редакции проекта закона вместо квалификационных разрядов для госслужащих вводятся классные чины, а также создается федеральный кадровый резерв. Депутаты отклонили рекомендованные комитетом по делам Федерации и региональной политики поправки, вводящие требования о внепартийности госслужбы.
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" и законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР". Согласно первому законодательному акту, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, а также прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными. Однако сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, а также органам государственных внебюджетных фондов. Вторым законопроектом устанавливается государственная пошлина за регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей взимается в размере 400 рублей. За государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей государственная пошлина составляет 80 рублей. Данные законодательные акты вступают в силу с 1 января 2004 года.

17 апреля - Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал нижней палате принять в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 7 федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля", предусматривающий ограничение плановых проверок малого бизнеса. Как заявил глава комитета Г.А. Томчин, субъекты малого предпринимательства как наиболее уязвимая категория хозяйствующих субъектов должны быть защищены от излишних издержек в период их становления. Согласно законопроекту, плановые проверки предприятия малого бизнеса могут проводится не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации. По мнению главы комитета, предлагаемое ограничение на проведение плановых мероприятий по контролю "не отразится на качественных характеристиках контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов".
Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал нижней палате принять в первом чтении правительственный законопроект "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Основная идея законопроекта заключается в адаптации действующего внешнеторгового законодательства к новым правовым и экономическим реалиям. При разработке законодательного акта были учтены положения генерального соглашения ВТО по тарифам и торговле. В законопроекте также уточняется распределение компетенции между федеральным центром и субъектами РФ, а также между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности.

18 апреля - Государственная Дума приняла во втором чтении новую редакцию Таможенного кодекса. Основные споры при обсуждении законопроекта на пленарном заседании вызвал вопрос о толлинге. Депутаты отклонили поправку, предполагающую введение таможенных пошлин на продукты переработки импортного сырья.
Государственная Дума приняла в первом чтении предложенные правительством поправки к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Поправки существенно расширяют круг автовладельцев, на которых не будут распространяться требования закона по обязательному страхованию гражданской ответственности. Если ранее страхованию не подлежали транспортные средства Вооруженных Сил, то теперь к ним добавится транспорт других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба (МВД, ФСБ, ФСНП и др.).
Государственная Дума РФ приняла обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову с просьбой рассмотреть вопрос о мерах по защите прав граждан на владение, пользование и распоряжение земельными участками. В обращении подчеркивается, что Государственная Дума обеспокоена проблемной ситуацией, сложившейся в сфере оформления гражданами прав на земельные участки. Депутаты отмечают, что в большинстве муниципальных образований отсутствует государственные или муниципальные службы по межеванию земельных участков. Их функции осуществляют частные организации, которые самостоятельно устанавливают тарифы на свои услуги. В результате тарифы оказываются экономически необоснованными и в несколько раз превышают необходимые расходы на проведение работ по межеванию земельных участков. Такая ситуация противоречит концепции Земельного кодекса РФ, ставившей целью защиту и развитие имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками". В связи с этим Государственная Дума предлагает правительству Российской Федерации рассмотреть на одном из заседаний вопрос о защите прав граждан на владение, пользование и распоряжение земельными участками, в том числе возможность возложения функций по межеванию земельных участков на государственные органы - земельные комитеты, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом, кадастровые бюро. Кроме того рекомендуется определить перечень малообеспеченных категорий граждан, которые имеют право оформить права на земельные участки бесплатно или по сниженным тарифам.

21 апреля - Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении еще в декабре 2002 года. Вместе с тем 1 января 2003 года вступил в силу общий закон "О несостоятельности (банкротстве)". В результате основные поправки ко второму чтению обсуждаемого законопроекта были направлены на то, чтобы согласовать его нормы с новым федеральным законом. В соответствии с поправками, рекомендованными комитетом, конкурсное управление банкротством кредитных организаций осуществляет государственная компания АРКО и в ряде исключительных случаев иные юридические лица. Законопроект также содержит нормы, регулирующие порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций арбитражными судами и определяет исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать в процедуре банкротства. Комитет, таким образом, отклонил поправки, направленные на отмену эксклюзивных прав АРКО осуществлять конкурсное производство, а также поправки, исключающие возможность участия в нем иных юридических лиц.

22 апреля - Прошли парламенские слушания по вопросам природоохранного законодательства. Участники парламентских слушаний рекомендовали ускорить работу над законом "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

23 апреля - Межфракционное депутатское объединение "Энергия Россия" и комитет Государственной Думы по энергетике рекомендовали правительству ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов с целью изъятия рентной составляющей стоимости добываемых в РФ углеводородов.
Государственная Дума приняла в третьем чтении федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", позволяющий физлицам добывать драгоценные камни и металлы.

24 апреля - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате принять в первом чтении правительственные поправки в закон «О Центральном банке Российской Федерации», уточняющие функции банка. Законопроектом "О внесении изменений в статью 69 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" предлагается исключить из перечня функций банка определение порядка формирования и размера резервов кредитных организаций, образуемых до налогообложения, для гарантирования возврата вкладов граждан. Предлагаемое изменение связано с наделением Агентства по реструктуризации кредитных организаций полномочиями по формированию и управлению средствами фонда страхования вкладов.
Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в статью 2 закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с законопроектом, предлагалось отнести пиво крепостью более 8% к алкогольной продукции. Законопроект был внесен законодательным собранием Приморского края. На законопроект было получено отрицательное заключение правительства.

25 апреля - Государственная Дума приняла во втором чтении поправки в закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", касающиеся регистрации прав на историко-культурные объекты. В соответствии с документом, органы охраны объектов культурного наследия наделяются правом направлять в учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимость и сделок с ним сведения о недвижимости, отнесенные к объектам культурного наследия, с целью их государственной охраны до решения вопроса о включении их в единый госреестр объектов культурного наследия. Законопроектом изменяются права регистратора прав на недвижимое имущество. В соответствии с поправками, до внесения в единый госреестр записи о переходе права, регистратор обязан в письменной форме внести отметку, имеется ли в отношении соответствующего имущества право со стороны третьих лиц. При отсутствии причин, препятствующих проведению государственной регистрации и перехода права собственности на объект недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации сделки.
Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях законопроект "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части 2 Налогового кодекса РФ" Принятые поправки в Налоговый кодекс предполагают, что налогообложение в размере 35% будет производиться в отношении вкладов, превышающих размер полной ставки рефинансирования ЦБ. При этом предлагается сохранить действующие налоговые ставки - общую в размере 35%, а по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее 6 месяцев, - 13%.
Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Законопроектом, который представляет собой новую редакцию действующего закона о госрегулировании внешнеторговой деятельности, приводит российское законодательство в соответствие международному торговому праву.
Государственная Дума приняла в первом чтении президентские поправки в закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Государственной Думы приняла в третьем чтении федеральный закон "О системе государственной службы РФ", внесенный президентом Российской Федерации.
Государственная Дума на пленарном заседании приняла федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" в редакции, предложенной согласительной комиссией Государственной Думы и Совета Федерации. В закон был внесен ряд изменений, предложенных Советом Федерации, в частности, разделены понятия наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. Кроме того, закон разделил полномочия Министерства по налогам и сборам и Банка России по контролю за использованием контрольно-кассовой техники - в результате Банк России будет контролировать ее использование в кредитных организациях. По решению согласительной комиссии в закон также включен перечень предприятий, которые могут работать без использования контрольно-кассовой техники. В соответствии с прежней редакцией закона, этот перечень должен был утверждаться Правительством Российской Федерации.
На пленарном заседании Государственная Дума приняла в третьем чтении новую редакцию Таможенного кодекса. В кодексе сохранен действующий режим переработки импортного сырья на таможенной территории РФ, при котором товары, изготовленные из этого сырья не облагаются таможенными пошлинами при вывозе. Однако в законе предусмотрена возможность государства налагать ряд ограничений на использование режима толлинга. При подготовке закона к третьему чтению в него были внесены изменения, касающиеся полномочий президента. В соответствии с ними, в случае возникновения противоречий между указами президента и актами ГТК, действуют указы президента.
В Государственной Думе прошел круглый стол "Проблемы законодательного регулирования автотранспортной деятельности". Участники круглуго стола выразили уверенность, что закон о транспортно-экспедиторской деятельности будет принят в июне.


В Совете Федерации



9 апреля - Совет Федерации на пленарном заседании одобрил поправки в законы "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ", "О континентальном шельфе РФ" и "Об исключительной экономической зоне РФ", связанные с ратификацией Россией Конвенции ООН по морскому праву.
Поправками вводится конвенционный принцип исследований на континентальном шельфе и во внутренних морских водах РФ - исключительно мирный характер таких исследований. Законы дополняются положениями о том, что размещение и использование во внутренних морских водах научно-исследовательских установок осуществляется в порядке, предусмотренном для морских научных исследований. Вносится дополнение, согласно которому установление правил проведения подобных исследований относится к ведению Правительства Российской Федерации. Изменения внесены также в нормы, определяющие основание для отказа в разрешении на проведение исследований.

21 апреля - Комитет Совета Федерации по бюджету рекомендовал палате одобрить поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налоговых вычетов. Изменениями в статью 219 НК устанавливается, что владелец акций, получивший их безвозмездно или по нерыночной цене, при продаже сможет возместить подоходный налог, уплаченный с суммы материальной выгоды (разница рыночной цены акции и стоимости, по которой владелец ее получил). Поправка в статью 214 НК позволяет не только родителям, но и опекунам детей внести в налоговый вычет из доходов плату за образование своих детей.

23 апреля - Совет Федерации на пленарном заседании одобрил закон "О внесении дополнений и изменений в закон "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". За это решение проголосовало 116 членов Совета Федерации, против - 14, воздержалось - 8.

В Правительстве Российской Федерации



18 апреля - Председатель Правительства РФ М.М.Касьянов подписал постановление, разъясняющее порядок предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве. Согласно постановлению, все должники разделены на 4 категории: "А", "Б", "В" и "Г". Категория "А" включает в себя должников, размер внеоборотных активов которых превышает 5 млрд. рублей, либо являющихся стратегическими организациями, а также должников, в отношении которых президент или правительство дали поручение о рассмотрении вопроса о подаче заявления о признании их банкротами. К категории "Б" относятся должники, размер внеоборотных активов которых составляет от 1 до 5 млрд.рублей, категории "В" - от 300 млн. до 1 млрд.рублей, остальные должники составляют категорию "Г". Решения о подаче заявлений о банкротстве должников категории "А" принимаются Правительством, Председателем Правительства или по его поручению заместителем Председателя Правительства. В отношении должников категории "Б" решение принимается на федеральном уровне, "В" - на межрегиональном уровне, "Г" - уполномоченным органом. В случае возникновения угрозы банкротства государственных унитарных предприятий (ГУП) и организаций, более 25 процентов акций (долей, паев) которых находится в федеральной собственности вопрос о подаче заявления откладываются на срок до 2 месяцев для решения вопроса о приватизации ГУП или продаже акций. Для этого необходимо соответствующее ходатайство федерального органа исполнительной власти, являющегося представителем собственника имущества должника Российской Федерации и органов местного самоуправления.

21 апреля - Главными направлениями среднесрочной программы социально-экономического развития страны должны стать снижение административного и налогового давления на предпринимательство, создание, поиск и закрепление новых рынков сбыта продукции перерабатывающих секторов- заявил Председатель Правительства РФ М.М.Касьянов.
Выступая на заседании Совета по предпринимательству при Правительстве РФ, где обсуждалась среднесрочная программа социально-экономического развития, М.М.Касьянов указал, что этот документ - обновленный вариант программы, принятой два года назад. Необходимость обновления он аргументировал тем, что по итогам прошлого года темп изменения структуры экономики в пользу несырьевых отраслей замедлился и возникла потребность принять меры для повышения роли перерабатывающей промышленности. В новой программе социально-экономического развития нужно сделать акцент на укрепление устойчивого поступательного роста экономики за счет перерабатывающих отраслей промышленности.

23 апреля - Правительство РФ завершило процесс обсуждения налоговой реформы на 2003-2005 годы и одобрило доклад, представленный Министерством по налогам и сборам, Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов Российской Федерации. Одобренный Правительством пакет мер должен привести к снижению налоговой нагрузки на экономику в объеме 1,75% валового внутреннего продукта. Также будет отменен налог с продаж, налог на добавленную стоимость будет понижен с 20 до 18%. Одновременно будет отменен акциз на природный газ. При этом резко повысится экспортная пошлина на газ - с 5 до 20%. Будет введена повышенная специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых для природного газа.

29 апреля Правительство одобрило проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Проект закона в целях устранения излишних административных барьеров в сфере обращения лекарственных средств и медицинской техники, предусматривает исключение из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, деятельности по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В настоящее время эта норма Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не действует, так как в действующем законодательстве отсутствуют определения понятий "распространение лекарственных средств" и "распространение изделий медицинского назначения". В связи с этим Правительством РФ не утверждалось положение о порядке лицензирования указанного вида деятельности. В сфере обращения лекарственных средств действуют установленные законодательством нормы по лицензированию их производства, изготовления, оптовой и розничной торговли, которые обеспечивают контроль за всем циклом оборота лекарственных средств. В процессе производства и реализации изделия медицинского назначения подлежат обязательной государственной регистрации и сертификации, контролю за биологической безопасностью и государственному метрологическому контролю и надзору (в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными стандартами). По мнению Министерства здравоохранения РФ, норма о лицензировании деятельности по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения представляется излишней.

 

В министерствах Российской Федерации

 

17 апреля - Министерство по налогам и сборам РФ выступает за торговлю импортными спиртными напитками через акцизные склады. С введением год назад торговли всей производимой в России алкогольной продукции через акцизные склады производство алкоголя увеличилось на 5,7%. Большая часть этого прироста достигнуто за счет вывода производства алкогольной продукции из незаконного оборота алкогольной продукции. Министерство по налогам и сборам РФ в 2002 году приостановило действие 200 лицензий на производство алкогольной продукции, а за 3 месяца этого года еще 100 лицензий у предприятий, которые уклоняются от уплаты налогов или задерживают их перечисление в бюджет, а также производят некачественную продукцию. В этом году санкции в отношении неплательщиков налогов будут ужесточены. Закон "Об обороте алкогольной продукции" в новой редакции уже поступил в Государственную Думу РФ. Он предусматривает значительное ужесточение требований к производителям алкогольной продукции.

18 апреля - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ представило Правительству проект "Комплекса мер по государственной поддержке малого бизнеса в 2003 финансовом году". Это роспись 100 миллионов рублей, выделенных в соответствии с бюджетной классификацией на "Взаимодействие малого и крупного бизнеса". Эти средства выделены федеральному, региональным и местным фондам поддержки малого предпринимательства по статье "Развитие инфраструктуры малого предпринимательства". Средства будут выделяться фондами на конкурсной основе.

 

В Счётной палате

 

25 апреля Анализ структуры налоговых поступлений свидетельствует о низком уровне налогообложения добываемых природных ресурсов, заявил председатель Счетной палаты С.В.Степашин. В настоящее время назрела необходимость в существенном совершенствовании налоговой политики. Так, по оценкам экспертов Центрального экономико-математического института РАН чистый народнохозяйственный доход (или так называемая нераспределенная прибыль) формируется за счет труда лишь на 5%, на 20% – за счет основного капитала, а на 75% - за счет природных факторов. Однако, 70% фискальной нагрузки, наоборот, приходится на труд, 20% – на основной капитал и лишь 10% – на ренту. Председатель Счетной палаты уверен, что велики резервы дополнительных поступлений и от неналоговых доходов.

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.