N 9, Приложение 1

N 9, Приложение 1

В палатах Федерального Собрания


Государственная Дума



3 марта
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять во втором чтении поправки в закон "О защите прав законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
Законопроект допускает возможность предварительного предложения ценных бумаг, выпуск которых только планируется осуществлять путем их размещения по закрытой подписке, и которые не прошли государственной регистрации. Целью законопроекта является устранение противоречий между корпоративным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг в части их выпуска на предъявителя, повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ и устранение положений, ущемляющих законные права акционеров. Правительство поддерживает законопроект.

Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Законопроект устраняет несогласованность законов "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Одобренные комитетом поправки, касающиеся осуществления эмитентом прав по именным бездокументарным ценным бумагам в отношении не только лиц, указанных в системе ведения реестра, но и лиц, чьи права учитываются в депозитарии, устранит существующую неясность и позволит владельцам ценных бумаг осуществлять права на них, в частности, - вносить предложения в повестку дня общего собрания акционеров и требовать предоставление информации от акционерного общества.

Правительство внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона "О взаимном страховании".
Документ регламентирует права граждан и субъектов предпринимательской деятельности на объединение в целях оказания взаимной финансовой помощи в виде взаимного страхования. Законопроект предусматривает предоставление саморегулируемым некоммерческим организациям свободы при определении направлений и целей их деятельности, а также средств их достижения. Кроме того, проект регламентирует принципы ограничения и особенности деятельности таких обществ, права и обязанности их участников.

Бюджетный комитет Государственной Думы рекомендовал принять в первом чтении законопроект "О внесении дополнений в статью 212 части 2 Налогового кодекса РФ", исключающий из налогообложения доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами. В соответствии с действующей редакцией статьи НК, такая материальная выгода определяется вне зависимости от источника выплаты и назначения полученных заемных средств. По мнению комитета, это создает препятствия для оказания финансовой поддержки гражданам в виде предоставления заемных средств на льготных условиях из местных бюджетов для строительства жилья. До вступления в силу 23 главы НК законом "О подоходном налоге с физических лиц" было предусмотрено освобождение от налогов таких средств. С введением в действие новых правил платить налог обязаны многие налогоплательщики с низкими доходами. Комитет рекомендовал также существенно доработать законопроект ко второму чтению, предложив указанные положения применить не только к заемным средствам, полученных из бюджетов муниципальных образований, но и на средства, предоставляемые федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, члены комитета предлагают ограничить перечень налогоплательщиков, к которым применим данный режим, распространив его только на тех граждан, которые имеют право в соответствии с действующим законодательством на получение кредитов на льготных условиях.

Новгородская областная дума внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" для защиты производителей апатитового концентрата. Одновременно выдвинутый законопроект направлен на согласование в Правительство РФ. Законопроект предусматривает, что деятельность производителей апатитового концентрата – незаменимого сырья для производства минеральных удобрений – будет регулироваться теми же правовыми нормами, что и деятельность естественных монополий.

5 марта
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "Об акционерных обществах", предусматривающий обязательное проведение кумулятивного голосования при выборах членов совета директоров всех акционерных обществ.
В соответствии с действующим законодательством, кумулятивное голосование является обязательным при выборах членов совета директоров акционерных обществ, число акционеров которых превышает одну тысячу. Принятый во втором чтении законопроект снимает данное ограничение и предусматривает обязательное проведение кумулятивного голосования во всех акционерных обществах. Законопроект направлен на защиту интересов миноритарных акционеров и позволит им принимать участие в управлении АО путем делегирования своего представителя в совет директоров. На заседании были отклонены поправки депутата Г.В. Бооса, предлагавшего снизить порог количества акционеров в АО до 500, при котором кумулятивное голосование является обязательным. По мнению Г.В.Бооса, полная отмена нынешнего порога приведет к переделу собственности, особенно в тех акционерных обществах, где контрольный пакет акций неустойчив, и будет способствовать "расшатыванию рынка".

Банковский комитет Государственной думы рекомендовал принять во втором чтении поправки к закону о защите прав инвесторов, касающиеся соблюдения прав акционеров при размещении акций. Согласно документу, при размещении ценных бумаг по закрытой подписке до государственной регистрации выпуска эмитент и потенциальные покупатели акций могут заключить предварительный договор, который позволит им защитить свои интересы с минимальными убытками. Кроме того, эмитент сможет осуществлять права по именным бездокументарным ценным бумагам в отношении не только лиц, указанных в системе ведения реестра, но и лиц, чьи права учитываются в депозитарии.

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний". Согласно законопроекту, нарушение срока предоставления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - в размере 5000 руб. Страхователь несет ответственность за достоверность предоставляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным лицам обеспечения по страхованию. В случае недостоверности указанных сведений, излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию не засчитываются в счет уплаты страховых взносов. Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником ежемесячно в срок, установленный для получения в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц. В случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки, он уплачивает пени. Взыскание недоимки и пени может производиться с рублевых расчетных и валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах, либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.

6 марта
Комитет Государственной Думы по государственному строительству на своем сегодняшним заседании рекомендовал принять в первом чтении поправки в закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".
Поправками предусматривается возможность принятия решения по отдельным вопросам не только общим собранием коллегии адвокатов, а также конференции либо президиумом коллегии адвокатов. Кроме того, поправками предлагается устранить правовые коллизии между законом об адвокатуре и законом "О прожиточном минимуме в РФ". Действующая редакция закона об адвокатуре предусматривает, что юридическая помощь гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ, оказывается бесплатным в случаях, установленных законом. Однако закон о прожиточном минимуме гласит, что величина прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ устанавливается не законами субъектов, а постановлениями органов их исполнительной власти.

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении два альтернативных законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле" и рекомендовал отклонить третий законопроект, внесенный депутатом Е.П. Ищенко.
Законопроект, разработанный РСПП и внесенный от имени группы депутатов наиболее либерален. Он практически не содержит отсылочных норм и включает полный перечень операций, на которые могут быть наложены ограничения. Кроме того, законопроект выводит из сферы валютного регулирования рублевые операции нерезидентов и сокращает период ограничений, указанных в законопроекте, до 1 января 2005 года. Законопроект внесенный правительством сохраняет возможность правительства и Банка России своими нормативными документами существенно влиять на рынок. В нем предусматривается сохранение трех видов ограничений, которые могут вводиться правительством или Банком России: режим счета, резервирование и институт уполномоченных банков. Сохранена также 100% репатриация валюты и норматив обязательной продажи валютной выручки, сниженный до 30%. Ограничения установлены до 1 января 2007 года. Законопроект депутата Е.П. Ищенко предполагает, что правительство и Банк России могут в любое время нормативными актами изменять действующий валютный режим. Законопроект содержит большое количество ограничений и, по мнению комитета, отодвигает процесс либерализации.

7 марта
Депутаты Государственной Думы проголосовали за принятие федерального закона "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ".
Закон вступает в силу с 1 июля 2003 года. Этилированный бензин составляет не более 2% в обороте автомобильного бензина. Принятие закона не повлечет существенных изменений на российском рынке, но позволит предотвратить вредное воздействие на окружающую среду и здоровье людей.

Государственная Дума на сегодняшнем пленарном заседании приняла в третьем чтении федеральный закон "О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса РФ", ужесточающий уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Закон был внесен в Думу президентом.
Согласно закону, присвоение авторства наказывается штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, или арестом на срок до 6 месяцев. Наказание за незаконное использование объектов авторского или смежных прав предусматривается в размере от 200 до 400 МРОТ, либо лишением свободы на срок до 2 лет. При этом наказание может быть увеличено, если преступления совершены неоднократно, группой лиц, либо в крупном размере (если ущерб от них превысил 100 МРОТ) или особо крупном (если ущерб превысил 500 МРОТ) размере. Закон расширяет понятие незаконного использования авторского и смежных прав, которое включает приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Государственная Дума на пленарном заседании приняла постановление, в котором выразила серьезную озабоченность в связи с попытками пересмотра положения совместного заявления России и ЕС о транзите между Калининградской областью и остальной территорией РФ, принятого на саммите Россия - Европейский Союз 11 ноября 2002 года в Брюсселе.
В заявлении Государственной Думы отмечено, что 1 февраля 2003 года Литва начала применять национальные правила пограничного контроля, существенно ущемляющие интересы российских граждан. В результате действия нового порядка, установленного литовской стороной, вопреки достигнутым в Брюсселе договоренностям, значительно сократился традиционный поток пассажиров, следующих транзитом между Калининградской областью и остальной частью территории России. Как подчеркивают в своем заявлении депутаты, десятки тысяч граждан РФ были вынуждены отказаться от использования железнодорожного транспорта для поездок по этому маршруту. Откровенно избирательный подход литовской стороны к положениям брюссельского совместного заявления расценивается депутатами Государственной Думы как проявление двойных стандартов. В этой связи депутаты Государственной Думы обращаются к Европейскому парламенту и парламентам государств-членов Европейского Союза с призывом не допустить срыва Литовской Республикой, являющейся государством-кандидатом в члены ЕС, стратегически важных для отношений между РФ и Евросоюзом договоренностей. За принятие соответствующего постановления при необходимых 226 голосах проголосовал 241 депутат единогласно.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении дополнения в Налоговый кодекс РФ в части сбора за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами, а также изменений и дополнений в другие акты законодательства РФ".
Законопроект является одним из первых документов, внесенных правительством и посвященных налогообложению за право пользования природными ресурсами. Законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый, Бюджетный кодексы и ряд других действующих законов. Установленный в законопроекте сбор за право пользования объектами живой природы складывается из сбора за охоту и рыбалку. Как пояснил Шаталов, правительство предложило принципиально новый подход к формированию этого сбора: "платят те, кто получает лицензию на охоту или вылов морепродуктов". Он подчеркнул, что сбор не касается тех, кто занимается разведением животных и рыб. Ставка для изъятия объектов животного мира определена поштучно, а для морепродуктов - на одну тонну. По данным Минфина РФ, доходы от введения ставки составят около 7 млрд рублей по водным ресурсам и около 525 млн рублей по животному миру. В законопроекте предусмотрено, что средства от сборов поступают в федеральный бюджет. Вместе с тем правительство ко второму чтению разработает и внесет поправку, предусматривающую полное поступление доходов от указанных сборов в федеральный бюджет, если вылов рыбы осуществляется в международных водах, в континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ. В остальных случаях регионы получат право оставлять или отчислять в свои бюджеты до 30% поступлений от этих сборов.

12 марта
На пленарном заседании 12 марта Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ".
Данный законопроект определяет основные принципы и формы федеральной поддержки депрессивных территорий и устанавливает их критерии. Среди форм федеральной поддержки предусмотрено финансирование специальных федеральных программ, предоставление ряда льгот, в том числе налоговых, предприятиям, зарегистрированным на этих территориях, и оказание различной помощи органам федеральной власти этих регионов. Среди критериев определения депрессивных территорий в законопроекте указаны однородность структуры экономики территории, многократный спад производства в основных ее отраслях, произошедший на последние 12 лет, и отставание от средних по РФ показателей уровня безработицы и соотношения денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума. Для отнесения территории к категории депрессивной на ней должны проживать не более 500 тысяч человек, а размер финансовой помощи из федерального бюджета данному субъекту Федерации должен быть не менее 50% от его консолидированных расходов.

Государственная Дума приняла обращение к председателю правительства М.М. Касьянову "О продаже государственного пакета акций ОАО "Нефтяная компания "Лукойл".
В постановлении депутаты требуют от правительства предоставить информацию о параметрах и схеме продажи госпакета акций "Лукойла", распределении выручки от сделки между федеральным бюджетом, Российским фондом федерального имущества и другими участниками сделки, о причинах задержки перечисления средств от этой сделки в федеральный бюджет и о местонахождении этих средств с конца 2002 года до настоящего времени. Как пояснил на заседании заместитель председателя Бюджетного комитета М.М. Задорнов, 31 декабря 2000 года для продажи госпакета акций "Лукойла" было создано ОАО "Компания проектной приватизации", которая в конце 2002 года разместила на лондонской бирже 5,9% госпакета акций. По сообщениям СМИ, объем сделки составил 775 млн долларов США. Вместе с тем, до настоящего времени эти средства не поступили в федеральный бюджет, говорится в обращении депутатов.

13 марта
Участники парламентских слушаний рекомендовали принять поправки страховщиков в законопроект "Об организации страхового дела"
Согласно поправкам, представленным Всероссийским союзам страховщиков в комитет Государственной Думы по кредитным организациям, страхование разделяется на личное (страхование жизни и здоровья) и имущественное ( все остальное), т. е. фактически осуществляется переход на международные стандарты, по которым существует два вида страхования - "жизнь" и "нежизнь". Внесенные изменения устанавливают срок разделения страховых компаний по виду страхования - до 1 июля 2007 года. Размер административных штрафов сокращается более чем в десять раз по сравнению с нормой, принятой в законопроекту в первом чтении. Кроме того, уточняется, что административная ответственность за нарушение правил и условий страхования может налагаться только на юридические лица. В отношении лицензирования страховщики внесли поправки, упрощающие процедуру получения лицензии на осуществление страховой деятельности. Документ дополнен положением, определяющим срок рассмотрения заявления на выдачу лицензии - не позднее 10 дней со дня подачи.
Участники парламентских слушаний на тему "Об организации страхового дела" предложили также уточнить нормы законопроекта в отношении лицензирования, высказавшись за необходимость лицензирования вида деятельности, а не отдельного страхового продукта. В отличие от страховщиков в страхнадзоре считают, что подобная либерализация страхового рынка приведет к жесткой конкуренции и, как следствие, к разорению мелких компаний и потерям средств на рынке. Об этом заявил руководитель департамента страхнадзора Минфина К.Пылов. Однако страховщики настояли на внесении этой поправки в законопроект. Кроме того, депутаты одобрили предложение прописать в законопроекте не только четкие сроки рассмотрения заявления на выдачу лицензии, но и установить срок предоставления решения на отказ или выдачу лицензии. Рассмотреть документ планируется в середине апреля.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 4 федерального закона "О плате за пользование водными объектами", внесенный Правительством Российской Федерации уменьшающий ставки за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики.
В законопроекте предлагается снизить минимальные и максимальные ставки для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, с 4-20 рублей за одну тысячу киловатт до 1-8 рублей. Кроме того, в законопроектом предусматривается, что выпадающие доходы субъектов РФ должны компенсироваться в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете на 2003 год дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов РФ. По оценкам правительства, выпадающие доходы могут составить 600 млн. рублей, а по оценкам экспертов - достичь 1-2 млрд. рублей. Необходимость принятия поправок правительство мотивировало тем, что с начала 2002 года эти ставки были в среднем увеличены в 8 раз, что привело к повышению себестоимости электроэнергии на 15%. Рекомендуя принять законопроект, комитет в то же время отметил, что норма о возмещении выпадающих доходов субъектам РФ носит декларативный характер и не содержит реального механизма этого возмещения. Комитет рассчитывает, что ко второму чтению правительство внесет соответствующие поправки в федеральный бюджет на 2003 год.

14 марта
Государственная Дума приняла на пленарном заседании постановление о создании согласительной комиссии по федеральному закону "Об энергосбережении", отклоненному 12 марта Советом Федерации.
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", внесенный Правительством РФ.
Законопроект создает жесткие критерии, на основе которых правительство может оперативно вводить меры по защите внутреннего рынка от импортных товаров. Помимо этого, законопроект исправит нормы действующего законодательства, согласно которым правительство не может реально защитить российского производителя от излишней конкуренции с импортными товарами. Документ позволит в случае ущемления прав российских производителей провести расследования и ограничить вплоть до запрещения ввоз определенных видов товаров на территорию России.

Государственная Дума приняла в первом чтении правительственный вариант законопроекта "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с правительственным законопроектом, намечено либелизировать характер текущей валютной операции и некоторых операций капитального характера. Законопроект направлен на ограничения регулируемых операций и регулирующих механизмов. В соответствии с законопроектом, открытие счетов в зарубежных банках тех стран, которые не включены в список FATF, будет носить уведомительных характер. Правительство намерено сохранить механизм репатриации обязательной валютной выручки экспортеров и обременение их обязательным резервированием. Изменена норма об обязательной продаже валютной выручки - обязательной продаже будет подлежать не более 30%. После 1 января 2007 года предполагается полностью отменить обязательную продажу валютной выручки. На заседании также рекомендовано отклонить альтернативные проекты законов «О валютном регулировании и валютном контроле», один из которых вносился депутатом Е.П. Ищенко, другой – группой депутатов. Законопроект группы депутатов лишает органы государственной власти и Центральный банк права издавать нормативные акты, ограничивающие деятельность на валютном рынке. Кроме того, опасения Банка России вызывают нормы законопроекта, уравнивающие права резидентов и нерезидентов в части совершения валютных операций. В законопроекте предусмотрено сохранение ряда ограничений на переходный период сроком от 1,5 до 2 лет, после чего все они должны быть отменены. В правительственном варианте, напротив, за органами госвласти и Банком России сохраняется право осуществлять валютное регулирование. В документе содержится два вида ограничений, которые могут быть введены: резервирование и режим счета (то есть, деньги переводятся с определенного счета в Центральный банке). Законопроект, внесенный депутатом Е. П. Ищенко, в большей степени сохраняет действующий порядок валютного регулирования. Предусматривается, в частности, разрешительный порядок совершения валютных операций, сохраняется действующий норматив возврата валютной выручки и права органов государственной власти и Банка России вводить ограничения на валютном рынке. Среди основных новаций своего законопроекта его автор Ищенко Е.П. назвал введение специального валютного режима. Специальный валютный режим согласно законопроекту, может проявляться в двух направлениях: смягчение валютного режима или введение защитных мер. По словам депутата, законопроект предусматривает распространение статуса национального резидента на те предприятия, которые принадлежат иностранцам, но находятся на территории России. Законопроект также уравнивает в правах физических лиц как резидентов, так и нерезидентов. В отличие от правительственного законопроекта, документ централизует право издавать нормативные акты в части валютного регулирования у правительства и, в частности, министерства финансов.

17 марта
Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять во втором чтении законопроект "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах".
В принятой в первом чтении редакции законопроекта предусматривалось, что кредитные организации могут заниматься выпуском ипотечных ценных облигаций. Эту норму отстаивают большинство депутатов Государственной Думы и Банк России. Однако при подготовке документа ко второму чтению ФКЦБ внесла поправки, которыми правом выпускать ипотечные облигации наделяются только специализированные эмитенты - юридические лица ограниченной правоспособности, которые должны создаваться кредитными организациями как дочерние предприятия. Цель этих изменений, как заявляют в ФКЦБ, - "не допустить ситуации, когда на балансе организации есть обязательства помимо обязательств по ипотечным ценным бумагам". В случае банкротства специализированного эмитента не возникнет вопрос об очередности кредиторов и не будет обязательств, которые придется удовлетворять за счет ипотечного покрытия. Однако, по мнению депутатов, создание такой системы затормозит развитие ипотечного рынка и приведет к удорожанию кредитов. В соответствии с поправками, предлагаемыми Банком России, эмитентами ипотечных ценных бумаг наряду со специализированными эмитентами могут быть универсальные банки при условии, что ипотечное покрытие превысит 60% их капиталов. Ориентировочно второе чтение данного законопроекта состоится в апреле.

18 марта Заместитель председателя банковского комитета Государственной Думы П.А. Медведев внес на рассмотрение поправку в закон "О введении в действие части 3 Гражданского кодекса", которая позволит наследникам получать завещанные им вклады без привлечения нотариусов. Об этом Медведев сообщил на круглом столе "Актуальные вопросы развития банковской системы".
Характеризуя ситуацию, складывающуюся в результате невнимания правительства к проблемам развития банковского сектора, Медведев заявил, что на социальном уровне это приводит к серьезным коллизиям. Речь идет о невозможности для наследников немедленно получить завещанный вклад, так как после вступления в силу части 3 ГК (1 марта 2002 года) такие вклады признаются частью наследуемого имущества и подлежат разделу между наследниками. С этим вопросом в правительство обращались и отдельные депутаты, в частности сам Медведев, и Государственная Дума, однако правительство не отреагировало должным образом. По словам зам. главы банковского комитета, чтобы не оставлять проблему нерешенной, он внес поправку в закон "О введении в действие части 3 Гражданского кодекса", хотя, с сожалением отметил депутат, "правительство могло бы решить проблему в несравнимо более короткие сроки".

19 марта
Банковский комитет Государственной Думы начал работу над поправками в закон "О банкротстве", определяющими правовой статус неттинга и неттинговых договоров.
Согласно законопроекту, участники срочных сделок как на биржевом так и внебиржевом рынке ценных бумаг должны исполнять свои обязательства по неттинговым договорам контрагентами даже в случае несостоятельности одного из них или при начале процедуры банкротства. Как подчеркнул депутат Аврамов, "крайне важно, чтобы именно в федеральном законе был упомянут договор неттинга" - договор, по которому необходимо исполнять обязательства даже при банкротстве одной из сторон. Это, по его мнению, должно быть прописано в общем законе о банкротстве, так как в общем рынке срочных сделок исполнение обязательств касаются не только банков, но и торговцев нефтефьючерсами. Необходимость законодательного закрепления вызвана тем, что регуляторы рынка не дают однозначной трактовки неттинга. Центробанк трактует неттинговые договора как двухсторонние сделки, а ФКЦБ считает эти же сделки многосторонними. Вместе с тем, в комитете по собственности считают необходимым разработать аналогичные поправки в специальный закон - "О банкротстве кредитных организаций".

20 марта
На заседании 20 марта комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект, разработанный правительством и внесенный лидерами 4 центристских фракций "О внесении изменений в закон РФ "О таможенном тарифе". Данный законопроект снимает ограничение с возможности правительства устанавливать экспортные таможенные пошлины на нефтепродукты.
В соответствие с действующим законодательством, эти пошлины не должны превышать 90% от экспортных пошлин на сырую нефть. Вместе с тем, законопроект сохраняет действующий механизм установления экспортных пошлин на сырую нефть. Комитет также рекомендовал отклонить 2 альтернативных законопроекта, внесенных депутатом Е.П. Ищенко и депутатами В.М. Резником и С.И. Штогриным. Законопроект депутата Е.П. Ищенко предусматривал вернуть право правительству самостоятельно устанавливать экспортные пошлины, как на нефть, так и на нефтепродукты. Законопроект В.М.Резника и С.И.Штогрина устанавливал, что ставки вывозных пошлин на тяжелые фракции нефтепродуктов не должны превышать 95% от ставок экспортных пошлин на сырую нефть, а среднегодовые ставки на легкие, средние фракции и дизельное топливо не должны превышать 110% от пошлин на экспорт сырой нефти. Вместе с тем, комитет рекомендовал вернуть к процедуре первого чтения и отклонить новую главу части 2 Налогового кодекса РФ "Таможенные пошлины и таможенные сборы". Это связано с тем, что в данном законопроекте устанавливаются максимальные ставки пошлин по всем видам экспортных товаров, в том числе на нефть и нефтепродукты. Таким образом, таможенные пошлины и сборы не будут относиться к налоговым платежам, устанавливаемым Государственной Думой, и будут устанавливаться правительством.

Бюджетный комитет Государственной Думы рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект "О внесении дополнения в Налоговый кодекс РФ (водный налог), а также о признании утратившим силу федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
Законопроект призван привести законодательство о плате за пользование водными объектами в соответствие с требованиями Налогового кодекса РФ. В новом законопроекте изменяется статус платежей - плата за водные объекты заменяется "водным налогом". Кроме того, устанавливаются твердые специальные ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. В законопроекте будет восстановлена льготная ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения в размере 70 рублей за 1000 кубометров воды. Согласно законопроекту, налогообложение не будет распространяться на такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод. Размеры ставок водного налога, предусмотренные в законопроекте, рассчитаны исходя из действующей платы за пользование водными объектами, а также предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1,17% и объема поступлений от платы в 2003 году. Члены бюджетного комитета предполагают, что бюджетные поступления после введения закона составят 8,4 млрд. рублей.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении поправки в закон "Об основах налоговой системы в РФ" и в Налоговый кодекс РФ, отменяющие с 1 января 2004 года налог на рекламу.
Сборы от этого налога полностью поступают в бюджеты муниципальных образований, однако, за 2002 год было собрано всего 60% от планируемой суммы. Низкая собираемость налога связана с неопределенностью его основных элементов и наличием широких возможностей для ухода от уплаты. По мнению депутатов отмена налога приведет к легализации рынка рекламных услуг. Кроме того отмена налога практически не скажется на бюджетах муниципальных образований регионов России, так как 62% всех сборов от этого налога собирается в Москве, 7-10% - в Санкт-Петербурге, а 4-5% - в Московской области. На бюджеты остальных регионов приходится менее 1%. Тем не менее, правительство высказалось против принятия этого законопроекта, так как данную проблему, по его мнению, необходимо решать комплексно, в рамках реформы местного самоуправления. Соответствующие законопроекты правительство планирует внести в Государственную Думу в ближайшее время.
Группа депутатов внесла на рассмотрение Государственной Думы новую редакцию закона "Об обороте основного капитала".
Суть законопроекта заключается в том, чтобы дать предприятиям свободу в плане начисления амортизации, но строго контролировать целевое использование этих средств. В законопроекте предусматривается возможность накопления амортизационных средств в создаваемых самими предприятиями общих амортизационных кассах (ОАК). Предприятие, таким образом, сможет выбрать свою ОАК, которая будет определять кому, на какой срок, и по каким процентным ставкам выдавать кредиты. Одновременно ОАК будут контролировать целевое использование выданных средств. В законопроекте также предусматривается возможность для организаций и частных лиц вносить свои средства в амортизационные фонды без указания их источников и проверок происхождения этих средств. По мнению авторов, это даст возможность вернуть в производственную сферу незаконно вывезенные из страны капиталы.

21 марта
Законопроект "О производных финансовых инструментах" внесен в Государственную Думу.
Законопроект призван определить условия их обращения, требования к профессиональным участникам рынка производных финансовых инструментов и организаторам торговли ими, закрепить единообразный подход при осуществлении надзора за деятельностью участников рынка.

Государственная Дума приняла федеральный закон "Об энергосбережении" в редакции согласительной комиссии Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации отклонил закон и внес в него две поправки. Согласно поправкам, вместо региональных энергетических комиссий будут созданы специальные органы исполнительной власти субъектов РФ для регулирования тарифов на тепло- и электроэнергию. Второе замечание Совета Федерации касалось порядка определения этих тарифов.
Государственная Дума на пленарном заседании отклонила поправки в закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в редакции согласительной комиссии.
Поправки, принятые Государственной Думой 5 апреля 2002 года, предусматривали исключение из перечня земель, не подлежащих залогу, земли сельскохозяйственного назначения. С принятием Земельного кодекса и закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" эта норма оказалась устаревшей. Совет Федерации отклонил поправки в связи с тем, что в нем была обнаружена неточность - норма, допускающая ипотеку от имени муниципальных образований открывало путь для "квази-приватизации". В ходе согласительных процедур депутаты согласились с замечаниями Совета Федерации.

24 марта

Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О коммерческой тайне". Необходимость создания специального закона авторы объясняют тем, что большое количество действующих законов и иных правовых актов содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны. В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создает возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике. Отсутствие законодательного акта прямого действия, регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, способствует нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать благоприятный климат для предпринимательской деятельности.

25 марта
Комитет Государственной Думы по науке и образованию провел парламентские слушания, посвященные правовому обеспечению финансового регулирования научной деятельности.
Депутаты отметили, что закон "О науке и государственной научно-технической деятельности", необходимо дополнить положениями об инновационной деятельности, увязав их с понятием "экспериментальные разработки". Кроме того, Налоговый кодекс РФ предполагается дополнить положениями, стимулирующими российских резидентов, а также иностранных граждан и международных организаций на безвозмездную передачу средств и нематериальных активов для целевого использования в области науки и инновационной деятельности. Участники слушаний рекомендовали также внести поправки в Бюджетный кодекс РФ, в частности, установить понятие "гранд" как "денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, которые в виде субсидий или трансфертов передаются в установленном законом порядке на развитие науки". Предложено внести изменения в статьи Бюджетного кодекса, регламентирующие предельные размеры и сроки изменения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В части изменения лимитов бюджетных обязательств рекомендован срок не менее полутора месяцев до истечения срока их действия. Участники слушаний считают, что действующие нормативные акты не учитывают особенности юридических отношений в области науки, несмотря на поддержку Правительства и Государственной Думы интересов науки в части формирования и исполнения федерального бюджета.

26 марта
Законопроект "О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов власти и органов местного самоуправления" внесен Государственную Думу.
Согласно законопроекту, федеральные и органы госудасрственной власти субъектов в обязательном порядке должны размещать на своих интернет-сайтах тексты принятых ими решений и их обоснования с указанием лиц, ответственных за их принятие.

27 марта
Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)". Согласно документу, единственными основаниями для принудительного возвращения имущества в государственную собственность является обеспечение оборонной и национальной безопасности России. Национализация будет проводиться на возмездной основе, при этом компенсация, которая будет выплачена собственнику, будет основываться на рыночной цене и включать ущерб. Затраты на национализацию будут заложены в федеральный бюджет. В правительственном законопроекте предусмотрена единая политика всех ветвей власти в процедуре национализации: Федеральное Собрание принимает решение о национализации и вносит в бюджет сумму компенсации, правительство проводит эту процедуру, а судебная власть в случае необходимости подтверждает ее целесообразность.

31 марта
Экспертный совет при банковском комитете Государственной Думы высказался за смягчение процедуры вхождения банков в систему страхования.
В настоящее время, отметил заместитель председателя комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям, предлагаемая процедура очень жесткая, однозначная, банки не имеет возможности оспаривать действия с надзорным органом. ЦБ разделил банки на 4 категории. Кредитные организации скорее всего будут включены в систему страхования автоматически остальные будут подвергнуты проверке. Вместе с тем все банки будут переведены на новую систему надзора.
Экспертный совет при банковском комитете Государственной Думы высказался против точной даты отмены гарантий Сбербанка в связи с вводом системы страхования банковских вкладов.
Большинство членов экспертного совета считают, что указание в законопроекте точной даты снятия гарантий (с 1 января 2007 года), существующих в настоящее время для вкладчиков Сбербанка, недопустимо до тех пор, пока СБ РФ занимает монопольное положение, аккумулируя на своих счетах 95 % средств частных вкладчиков. Второй момент, вызвавший несколько меньше дискуссий также касался Сбербанка. Речь идет о том, чтобы деньги Сбербанка в систему страхования собирать в отдельную корзину до тех пор, пока СБ перестанет занимать особое положение в системе страхования и будет подвергнут той же самой процедуре, что и все остальные банки, работающие с физическими лицами. Отмена гарантий по вкладам в Сбербанке вряд ли произойдет в ближайшие 10 лет.
Председатель комитета Государственной Думы по собственности В.С. Плескачевский считает целесообразным заменить обязательный выкуп или аренду участков под промобъектами на дооформление прав собственности на них предприятий. Выступая на парламентских слушаниях, В.С.Плескачевский отметил, что единовременное изъятие средств предприятий на выкуп или оформление аренды участка снизит их финансовую устойчивость и повлечет увеличение цен и тарифов на их услуги. Депутат также подчеркнул, что пока отсутствуют единые нормы и правила ведения земельного кадастра, продолжается практика раздельного учета строений и участков под промпредприятиями. По его мнению, несогласованность работы земельных комитетов и кадастровых палат "делает невозможным" для предприятий переоформление права пользования на земельные участки в предусмотренный законом срок 1 января 2004 года.

 

Совет Федерации

12 марта
Совет Федерации одобрил поправки в часть 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми регламентируются отношения, возникающие между энергоснабжающей организацией и абонентами в случаях, когда абоненты присоединены к сети, не принадлежащей такой организации. Поправками возлагается обязанность энергоснабжающей организации регулировать режим подачи электроэнергии собственникам сети. Кроме того, разрешается прекращение или ограничение подачи электроэнергии юридическим лицам без согласования с ними в случаях, когда абонент нарушает обязательства по ее оплате. За поправки проголосовали 106 членов Совета Федерации, против - 16, воздержались - 8.
Совет Федерации одобрил закон "Об электроэнергетике". Закон определяет правовой статус Единой национальной электрической сети, а также организации по управлению ею - Федеральной сетевой компании (ФСК). Доля в этой компании государства должна составить 75 процентов плюс одна акция. ФСК будет оказывать услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной сети на возмездной основе на основании договоров. Оперативно-диспетчерское управление, как и деятельность ФСК, отнесено законом к сфере естественных монополий, вследствие чего цены на эти услуги будут определяться государством. Кроме того, закон устанавливает основные принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, определяет полномочия правительства, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. Документом определяется антимонопольный характер регулирования на рынках электроэнергии, устанавливаются правила не дискриминационного доступа к услугам по передаче электричества. Закон также определяет правовые основы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии. За закон проголосовали 107 членов Совета Федерации, против- 21, воздержались - 4.

12 марта
Совет Федерации одобрил поправки в закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Поправки нацелены на регламентацию деятельности правительства и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию тарифов на тепловую и электрическую энергию. Кроме того, документом определяется номенклатура товаров и услуг, подлежащих государственному регулированию, а также порядок ценообразования на эти товары и на услуги по их поставкам. В соответствии с новой редакцией статьи 5 этого закона, государственное регулирование тарифов на федеральном уровне возложено на ведомство по регулированию естественных монополий. В его компетенцию будет входить установление: основ ценообразования, тарифов на услуги организаций торговой системы оптового рынка, размера абонентской платы, порядка продажи электроэнергии по нерегулируемым ценам. Региональным властям при этом оставляются полномочия устанавливать тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии в рамках определенных на федеральном уровне предельных уровней тарифов. Одобрили данный закон 110 членов Совета Федерации, против - 12, воздержались - 6.

Совет Федерации одобрил закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием закона "Об электроэнергетике". Согласно закону, ряд нормативно-правовых актов, а также их частей будут постепенно признаваться утратившими силу в связи с вступлением в действие закона об электроэнергетике. Кроме того, документ определяет порядок реорганизации РАО "ЕЭС России" в целях обеспечения государственного контроля за проведением мероприятий по реформированию электроэнергетики. Закон также определяет полномочия правительства РФ в течение переходного периода реформирования электроэнергетики. Документом устанавливаются правовые положения и статус организации по управлению единой национальной электрической сетью и системного оператора, дочерних обществ РАО ЕЭС. Определяется также срок вступления в силу правил действия оптового рынка электроэнергии и порядок оплаты за услуги субъектов электроэнергетики в переходный период. За одобрение закона проголосовали 109 членов Совета Федерации, против - 20, воздержались - 4.

В Правительстве Российской Федерации

6 марта
Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Представителем Правительства при рассмотрении законопроекта назначен заместитель министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков. Как он заявил ранее, новый законопроект – последний из блока законов, касающихся внешнеторговой деятельности, принятие которых необходимо как для российского делового сообщества, так и для удовлетворения требований иностранных партнеров по переговорному процессу в рамках вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. Действующий закон о внешнеторговой деятельности, принятый в 1995 году, будет изменен примерно на 60%. В новом проекте, в частности, предусматривается, что ни одно решение по регулированию внешнеэкономической деятельности, кроме вопросов национальной безопасности, не будет приниматься без соответствующих консультаций с деловым сообществом. Кроме того, все решения подобного рода должны будут публиковаться до их принятия. В новом законопроекте появится глава о нетарифном регулировании внешнеэкономической деятельности, будет определен порядок принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных партнеров. Отдельная глава будет посвящена торговле услугами. Вводимый в ней классификатор услуг будет полностью соответствовать правилам Всемирной Торговой Организации.

13 марта
Правительство Российской Федерации обсуждало дополнительные меры налоговой реформы. Как отметил, открывая заседание, глава правительства М.М. Касьянов, проблемы налоговой реформы правительство обсуждает уже около полугода. Он подчеркнул, что общие условия экономического развития, заключающееся в усилении доминирования перерабатывающего сектора над обрабатывающим, ухудшаются, однако, меры налогового воздействия на экономическую ситуацию до сих пор не подготовлены. М.М. Касьянов сказал, что подготовлены значительные налоговые усовершенствования, которые "достойны внимания", однако они "не могут придать импульс" развитию экономики. "Остается еще надежда, что ряд налоговых мер будет дополнительно разработан после завершения работы комиссии по оптимизации государственных расходов", - отметил глава правительства. Однако, он признал, что шансы для снижения налогового бремени уже в 2004 году "практически упущены".

14 марта
Главной задачей реформирования налоговой системы должно стать снижение налоговой нагрузки на перерабатывающие отрасли, заявил председатель Правительства РФ М.М. Касьянов. По его словам, при этом принципиально важно найти такую конструкцию, которая за счет налогов специфического характера не допустила бы снижения налогового бремени для сырьевых отраслей. "Рост в сырьевых отраслях ни в коем случае нельзя останавливать, а следует стремиться к тому, чтобы перерабатывающие отрасли вышли на такой же темп развития. В этой связи необходимо тщательно просчитать и учесть все имеющиеся риски ", - подчеркнул Касьянов М.М. По его словам, для принятия решений по снижению налогового бремени правительство должно иметь тщательные расчеты налоговых изменений, их влияния на доходы бюджета, на экономику в целом. М.М.Касьянов отметил, что если правительству не удастся решить вопрос по дальнейшему ходу налоговой реформы в апреле, то "любые действия в этой сфере" будут отложены еще на год.

19 марта
В уточненном варианте "Совместной стратегии Банка России и Правительства по развитию банковского сектора", который сейчас находится на рассмотрении Правительства, ставится задача облегчения процедуры выдачи кредитов малым предприятиям. В этих целях Банк России должен подготовить специальные инструкции. Кроме того, в Стратегии предусматривается списание безнадежных кредитов малым предприятиям.

 

В министерствах Российской Федерации

4 марта
Министерство по налогам и сборам Российской Федерации признало, что в последнее время возросло количество претензий со стороны экспортеров по поводу нерегулярного и несвоевременного возмещения налога на добавленную стоимость. Как заявила заместитель министра Н.О.Аристархова, причина этого - в существующем порядке взимания и возврата налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций. Она напомнила, что правительство готовит законопроект, изменяющий этот порядок. Вместе с тем, министерство регулярно выявляет, что схема возвратного налога используется лжеэкспортерами. Министерство намерено бороться с фирмами-однодневками, осуществляющими махинации с возвратным налогом на добавленную стоимость. Оно также намерено работать с Государственной Думой Российской Федерации для ужесточения порядка государственной регистрации юридических лиц, чтобы не допускать регистрации вышеназванных фирм.
Налоговая нагрузка на малый бизнес не должна быть меньше, чем у предприятий других форм бизнеса, однако, для малого бизнеса необходимо предусмотреть упрощенный порядок отчетности и упрощенную бухгалтерию. Об этом заявил, выступая на расширенном заседании коллегии министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, заместитель председателя правительства, министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин. По его словам, налоги должны быть равными вне зависимости от формы бизнеса и его величины. Кроме того, министр высказался против предложений "решать за счет снижения налогового бремени другие нерешенные задачи". Как подчеркнул А.Л.Кудрин, Правительство пошло на снижение налоговой нагрузки для малого бизнеса, однако, о кардинальном улучшении ситуации пока говорить не приходится. По словам министра, напротив, в настоящее время четко прослеживается тенденция дробления крупных предприятий с целью попасть под льготное налогообложение, введенное для малого бизнеса. Однако, снижение налогов это мера временная, и действовать она будет до тех пор, пока не создадут инфраструктуру для развития малого бизнеса.

12 марта
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разработало поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения малых предпринимателей. Министерство предлагает распространить упрощенную систему налогообложения на малый бизнес в производстве, увеличив ограничение по валовому доходу от реализации до 40-50 миллионов рублей в год. Сейчас перейти на упрощенную систему налогообложения могут лишь предприниматели, годовой доход от реализации которых составляет не свыше 15 миллионов рублей, в результате системой не могут воспользоваться малые предприниматели, занятые в производственной сфере. Также предлагается внести в Налоговый кодекс норму, согласно которой налогооблагаемая прибыль предприятия уменьшается на величину инвестиционных затрат, направленных на развитие собственного предприятия. Такая норма была в законе "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и ее отсутствие в новом Налоговом кодексе ограничивает возможности предприятий материальной сферы в расширении и обновлении собственного производства.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации подготовило ряд предложений, связанных с возвратом налога на добавленную стоимость, применением налоговых вычетов и налогообложением авансов. Об этом сообщил руководитель Департамента налоговой политики министерства М.Ю.Орлов. Сейчас для обоснования применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость для экспортных операций экспортеру необходимо предъявить в налоговые органы контракт с иностранным партнером, таможенную декларацию, товарно-сопроводительные документы и выписку из банка о получении экспортной выручки. Министерство предлагает ограничиться контрактом и таможенной декларацией. При этом контракт может быть заключен не только с иностранным, но и с российским юридическим лицом, ведущим деятельность за рубежом. "Взаимоотношения между экспортерами и налоговыми органами при применении налоговых вычетов по налогу на прибыль должны быть поставлены на те же нормативные основы, что и взаимоотношения с обычными налогоплательщиками", - заявил М.Ю.Орлов. По его мнению, экспортеры не должны предъявлять специальную налоговую декларацию, а - как и все налогоплательщики - только общую декларацию. Перечень документов, необходимых для обоснования налоговых вычетов, должен быть закрытым и сводиться к счету-фактуре и документам об оплате материальных ресурсов. Эти предложения направлены на отзыв в Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.

19 марта
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Кудрин сообщил, что в ходе очередного заседания, правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов сделала вывод о неэффективности действующего механизма поддержки малого предпринимательства и необходимости переместить выделяемые по этому разделу средства в другие, более адресные разделы. Подготовка кадров для малого предпринимательства была бы более эффективной, если бы финансировалась через раздел образования. "У распорядителей этих средств имеется большая инфраструктура и специальные меры поддержки для образования и подготовки кадров, что позволяет существенно экономить расходы на эту деятельность", - сказал Кудрин А.Л., добавив, что финансирование информационной поддержки малого предпринимательства и инновационной деятельности в науке предлагается изменить по такой же схеме. По его мнению, при обсуждении вопроса о поддержке малого предпринимательства значительное место должно отводиться местным органам власти. Это возможно за счет сбора и зачисления всех налогов с малого бизнеса в местные бюджеты. Поддержка необходима и на федеральном уровне, в частности, упрощение системы налогообложения малого предпринимательства с одновременным снижением налогового бремени. Политика государства по сокращению процентных ставок сделает банковские кредиты более доступными для малого бизнеса.

25 апреля
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации готово в апреле представить в Правительство законопроект "О порядке осуществления лицензируемой деятельности без оформления лицензии", который предоставляет предпринимателям возможность выбора: либо, как прежде, получать лицензию, либо просто застраховать риск причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Для начала предлагается предоставить такую возможность биржам, компаниям, занимающимся перевозками и погрузо-разгрузочными работами на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, техобслуживанием железнодорожного транспорта и морской буксировкой.

 

В Счётной палате

 

12 марта
Счетная палата Российской Федерации предлагает внести в налоговое законодательство изменения, направленные на существенное увеличение доли рентно-ресурсных платежей. Это позволило бы снизить налоговую нагрузку на другие секторы экономики и одновременно более эффективно решать социальные задачи. Несовершенство российского законодательства ведет к недопоступлению в государственную казну ощутимого объема средств. Так, действующее законодательство позволяет налогоплательщикам значительно уменьшать налоговую базу по налогам на прибыль и уводить из-под налогообложения большие суммы средств. Как показал ряд проверок, проведенных Счётной палатой, некоторые нефтяные компании до 97 процентов своей прибыли формируют за счет минимизации налоговой базы путем осуществления деятельности через юридических лиц, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения. В экономику России эти средства практически не инвестируются, что является одной из причин снижения темпов экономического роста. Существенным резервом пополнения доходов федерального бюджета является упорядочение производства и оборота алкогольной продукции. Объемы теневого оборота составляют, по экспертным оценкам, от 40 до 50 процентов годового потребления. Потери консолидированного бюджета оцениваются в размере более 40 миллиардов рублей. В связи с этим Счетная палата внесла в Правительство предложение о переносе акциза с алкогольной продукции на спирт, что позволит, по ее мнению, значительно повысить эффективность системы регулирования производства и оборота алкогольной продукции, сократить число налогоплательщиков и расходы государства на содержание контролирующих органов. Кроме того, резервом пополнения бюджета может стать наведение порядка в системе управления федеральной собственностью. Так, реестр государственной собственности в полном объеме до сих пор не сформирован. Большинство федеральных органов исполнительной власти предусмотрели для своих подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий нормативы отчислений прибыли в размере 2 – 5 процентов, тогда как Министерство имущественных отношений Российской Федерации рекомендовало 10 процентов, что позволило бы дополнительно привлечь в федеральный бюджет более 1 миллиарда рублей. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, в 2002 году составили лишь 3,3 процента от общих доходов федерального бюджета. До сих пор не проведена в полном объеме инвентаризация государственного имущества, находящегося за рубежом, подчеркнули в Счетной палате.

В Федерации Независимых Профсоюзов России

3 марта
Профсоюзы и Партия "Единая Россия" настаивают на согласованном варианте закона о реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. В Москве состоялось встреча руководства ФНПР, общероссийских профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры с представителями Правительства Российской Федерации. Встреча прошла по инициативе Генерального Совета Партии «Единая Россия» и центристской коалиции в Государственной Думе Российской Федерации и знаменовала собой начало переговоров о выработке взаимоприемлемого варианта реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Партия "Единая Россия" будет настаивать на том, чтобы через Государственную Думу РФ прошел лишь согласованный между Правительством и профсоюзами закон о реформировании системы оплаты труда в бюджетной сфере. Профсоюзы выступают за сохранение государственных гарантий оплаты труда работников образования, здравоохранения и культуры, а также настаивают по меньшей мере на двукратном увеличении фонда оплаты их труда уже с начала 2004 года.

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.