Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 10

Март 2003 года



  • В ТПП РФ завершается работа по подготовке новой редакции закона «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»

  • Предложения ТПП РФ по совершенствованию законодательства в сфере налогообложения малого бизнеса

  • О проекте федерального закона «О государственной поддержке экспорта высокотехнологичной промышленной продукции и внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации»

  • Продолжается работа по подготовке согласованного законопроекта по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации

  • Приложение 1.




    В ТПП РФ завершается работа по подготовке новой редакции закона «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»



    На заседании Президиума Правления ТПП РФ 27 марта с.г. был рассмотрен и в целом одобрен проект федерального закона «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (новая редакция), подготовленный Департаментом ТПП РФ по законодательству.
    Подготовка новой редакции Закона РФ «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 г. № 5340-I была вызвана тем, что за истекший после его принятия десятилетний период времени в Российской Федерации произошли существенные изменения в законодательстве.
    Во-первых, изменилась общественно-политическая и экономическая ситуация. Появились новые задачи и направления развития предпринимательства.
    Во-вторых, расширилась и укрепилась законодательная база, регулирующая гражданский оборот, деятельность в предпринимательской сфере, статус некоммерческих организаций. Так, вступил в действие новый Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации юридических лиц», «Об основах технического регулирования в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.
    В-третьих, значительно увеличилось количество палат за счет создания местных (городских и районных) палат; расширились функции, выполняемые торгово-промышленными палатами; более четко определилась роль палат, как связующего элемента в диалоге бизнеса и власти.
    Эти изменения объективно привели к тому, что закон сегодня уже не в полной мере решает многие вопросы деятельности палат, а в отдельных случаях даже сдерживает их развитие. Поэтому назрела настоятельная необходимость внести в Закон РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" изменения и дополнения, наиболее принципиальными из которых являются следующие:
    1. Более полное определение в федеральном законе прав торгово-промышленных палат на участие в нормотворческом процессе. Определение правовых условий взаимодействия с органами власти всех уровней, при котором наиболее важные документы, касающиеся интересов предпринимателей, в обязательном порядке проходили бы экспертизу в палатах, а независимые экспертные заключения палат учитывались указанными органами при рассмотрении и принятии нормативных правовых актов.
    2. Законодательное закрепление понятия торгово-промышленная палата, как особой формы некоммерческой саморегулируемой организации, созданной организациями и предпринимателями для координации их деятельности, развития предпринимательства, представления и защиты общих интересов бизнеса.
    3. Определение роли и значения палат в саморегулировании бизнеса, создании в Российской Федерации саморегулируемых организаций и координации их деятельности.
    4. Расширение прав и функций торгово-промышленных палат. При этом должен быть использован как накопленный опыт деятельности палат в Российской Федерации, так и мировая практика.
    В частности, в законе должны найти отражение новые функции, выполняемые палатами:

  • организация работы в сфере управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками, по обеспечению безопасности предпринимательства, защите инвестиций и оценке деловой репутации хозяйствующих субъектов;
  • содействие в оценке различных видов собственности;
  • содействие привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации;
  • выдача карнетов АТА - международных таможенных документов для временного ввоза/вывоза товаров и определение порядка их оформления и выдачи;
  • осуществление научно-аналитической, исследовательской деятельности по основным проблемам экономики и развития предпринимательства;
  • разработка и установление коллективных правил и стандартов предпринимательской деятельности, обязательных для выполнения всеми членами торгово-промышленной палаты, а также осуществление контроля за их выполнением;
  • обеспечение предоставления палатой иностранным фирмам и организациям (их представительствам) услуг, необходимых для осуществления их деятельности.

    Предлагается закрепить в законе возможность выполнения палатами отдельных публично-правовых функций, а также функций, делегированных им органами государственной власти и органами местного самоуправления.
    При этом в законопроекте указывается, что выполнение торгово-промышленной палатой функций, делегированных ей органами государственной власти и органами местного самоуправления, не является предпринимательской деятельностью. 5. Приведение положений закона (в частности о государственной регистрации и прекращении деятельности торгово-промышленных палат) в соответствие с нормами гражданского законодательства.
    6. Необходимо установить, что наименование "торгово-промышленная палата" и образованные на ее основе словосочетания могут быть использованы только в названиях организаций, созданных торгово-промышленными палатами в качестве единственного учредителя.
    7. Также необходимо законодательно закрепить, что деятельность торгово-промышленных палат прекращается в связи с утратой членства в ТПП Российской Федерации.
    8. Необходимо внесение в закон положений, регулирующих взаимоотношения между палатами различных территориальных уровней. Предлагается закрепить в законе, что принципы взаимоотношений между торгово-промышленными палатами различных территориальных уровней устанавливаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и отдельные положения могут уточняться в уставах территориальных и местных торгово-промышленных палат.
    В связи с тем, что имеется необходимость внесения изменений и дополнений почти во все статьи действующего Закона РФ, а также значительное дополнение его новыми статьями, предлагается подготовить законопроект в виде новой редакции закона «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации».
    Департамент ТПП РФ по законодательству считает крайне важным обеспечить тесную взаимосвязь данного законопроекта с проектом федерального закона «О саморегулируемых организациях», подготавливаемого Правительством РФ. Данные законопроекты должны дополняя друг друга создать новую правовую базу для осуществления взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях.


    Предложения
    Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
    по совершенствованию законодательства в сфере
    налогообложения малого бизнеса



    С 1 января 2003 года были введены в действие новые главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем их введение не решило должным образом проблемы налогообложения малого бизнеса и не повлекло ощутимого снижения налоговой нагрузки, а по единому налогу на вмененный доход в ряде регионов даже повлекло его увеличение. Причиной тому, по мнению ТПП РФ, послужили концептуальные просчеты и недостатки при подготовке и принятии указанных глав Налогового кодекса Российской Федерации.
    Например, одновременно с ликвидацией патентной системы уплаты налогов для индивидуальных предпринимателей, была введена новая «упрощенная система налогообложения», которая заменила 5 из 20 ныне действующих налогов и предусматривает обязанность налогоплательщиков ежеквартально производить уплату авансовых платежей и представлять налоговые декларации. В этой связи данная система налогообложения на практике потребует дополнительного привлечения предпринимателями специалистов-бухгалтеров для ведения налогового учета и представления отчетности.
    Кроме того, в главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлен неоправданно широкий перечень субъектов предпринимательской деятельности, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Так, установленный законом предел в 15 миллионов рублей годового дохода не позволяет воспользоваться этой системой многим организациям, занимающимся производственной деятельностью и венчурным предприятиям.
    До сих пор не была решена давно назревшая проблема учета и зачета налога на добавленную стоимость, от уплаты которого освобождены субъекты малого предпринимательства. Неурегулированность этих вопросов продолжает оказывать негативное влияние на конкурентоспособность производимых ими товаров (работ, услуг).
    В связи с изложенным Торгово-промышленная палата Российской Федерации полагает необходимым продолжить работу по совершенствованию законодательного регулирования налогообложения субъектов малого предпринимательства. Так, ТПП РФ предлагает внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на решение следующих задач:

  • установление для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, возможности замены уплаты единого налога оплатой стоимости патента на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности;
  • установление для субъектов малого предпринимательства права на переход к упрощенной системе налогообложения при валовом доходе от реализации в течение 9 месяцев не превышающем 30 млн. руб. (т.е. 40 млн. руб. в год);
  • устранение для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанностей по ежеквартальной уплате авансовых платежей по единому налогу и преставлению налоговых деклараций;
  • обеспечение субъектам малого предпринимательства права выбора схемы налогообложения между единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системой налогообложения или общей системой налогообложения;
  • создание для субъектов малого предпринимательства более гибких условий для перехода с общего режима налогообложения на упрощенную систему или уплату единого налога на вмененный доход и обратно;
  • создание условий, для объективного и взвешенного подхода при установлении субъектами Российской Федерации значений корректирующего коэффициента К_2 для использовании системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у крупных и средних организаций, приобретающих товары (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства для дальнейшей реализации (переработки, иной трансформации).
    В этой связи Департамент ТПП РФ по законодательству подготовил соответствующий проект федерального закона.


    О проекте федерального закона
    «О государственной поддержке экспорта высокотехнологичной промышленной
    продукции и внесении изменений и дополнений в
    Налоговый кодекс Российской Федерации»



    Проблема поддержки российского экспорта товаров с высокой степенью обработки связана с назревшей необходимостью перехода от экономики, ориентированной на экспорт сырья и энергоносителей, зависимой от колебаний мировых цен на нефть, к экономике, ориентированной на экспорт технологически передовой промышленной продукции. Слабость российской экономики в начале 90-х годов затрудняла развитие экономических отношений с большинством стран и породила своеобразный вакуум, позволивший другим развитым странам занять сегменты рынков, на которые по праву могла претендовать Россия. К их числу относится и рынок высоких технологий в области использования атомной энергии. Российская продукция в этой сфере не только не уступает, а по многим параметрам и превосходит зарубежные аналоги. Имеются возможности утвердиться на рынке высоких технологий, в частности на рынке выполнения работ по строительству объектов использования атомной энергии в странах, которые в этом нуждаются. Долгосрочное сотрудничество в области строительства объектов использования атомной энергии способствовало бы укреплению внешнеэкономических связей в целом, позволило бы увеличить товарооборот с динамично развивающимися странами, заложив основы для дальнейшего взаимовыгодного экономического и политического партнерства.
    Однако для этого необходимо создать эффективный механизм, способствующий развитию российского промышленного экспорта. Во всех развитых странах государство оказывает поддержку отечественным товаропроизводителям на международных рынках.
    В нашей стране реальных подходов для решения этой проблемы пока нет. Так, в распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 1054-р, утвердившем план мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО) было предусмотрено разработать и принять ряд федеральных законов, в том числе федеральный закон «О государственной помощи», но он так и не был подготовлен к внесению в Государственную Думу.
    В статье 24 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрено «принятие ежегодно уточняемых программ внешнеторговой деятельности с их утверждением одновременно с проектом государственного бюджета». В настоящее время положение этой статьи данного федерального закона не выполняется, хотя данная мера могла бы позволить практически согласовать меры государственной поддержки производства и экспорта промышленной продукции с заинтересованными отраслевыми организациями и объединениями предпринимателей.
    В этих условиях возникла идея попытаться разработать и принять единый нормативный правовой акт в форме федерального закона, который урегулировал бы правоотношения, связанные с государственным стимулированием и поддержкой экспорта высокотехнологичной продукции, который комплексно содержал бы все необходимые для этого нормы и на основании которого возможно было бы внести затем все необходимые изменения и дополнения в соответствующие действующие федеральные законы (о налоговых льготах, упрощении таможенных процедур, улучшении банковского кредитования и т.п.). В связи с этим Центром законодательной поддержки промышленности, являющимся членом Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, разрабатывается проект федерального закона «О государственной поддержке экспорта высокотехнологичной промышленной продукции и внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации». Первоначальная версия законопроекта была предварительно рассмотрена 26 марта 2003 г. на заседании Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям.
    Концепция законопроекта сводится к следующему. «Международный» контракт, т. е. внешнеэкономическая сделка, связанная с экспортом высокотехнологичной продукции, должна быть зарегистрирована. Государственное содействие и льготы предоставляются при предъявлении особого документа - удостоверения исполнителя международного контракта и удостоверения субподрядчика. Критерием для отнесения международного контракта к числу контрактов, исполнители которых имеют право на государственное содействие и льготы, являются сумма контракта и срок, на который он заключен, благодаря чему государственная поддержка будет оказываться только исполнителям по крупномасштабным, значимым для российской экономики международным контрактам. Федеральные органы исполнительной власти в форме, определенной законопроектом, оказывают информационное и организационное содействие российским организациям, участвующим в конкурсе по выбору исполнителя международного контракта. Для упрощения процедур оформления документов, необходимых для экспорта из Российской Федерации товаров, использующихся при строительстве объектов использования атомной энергии законопроектом вводится понятие «комплектная поставка» и предусматривается возможность оформления единой экспортной лицензии на все товары, экспортируемые в составе комплектной поставки. В целях исключения срыва сроков строительства предлагается, чтобы таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в составе комплектной поставки осуществлялось в первоочередном порядке в срок не более пяти дней. Предлагается льготное банковское кредитование исполнителей международных контрактов и включено поручение Центральному банку Российской Федерации разработать механизм стимулирования льготного кредитования коммерческими банками исполнителей международных контрактов и субподрядчиков. Основной мерой государственной поддержки российских организаций, участвующих в исполнении международных контрактов, по законопроекту является установление для таких организаций налоговых льгот. Законопроектом предлагается в связи с этим внести соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности:

  • суммы авансовых или иных платежей, полученных исполнителями международных контрактов в счет предстоящих поставок, выполнения работ и оказания услуг, облагаются по налоговой ставке 0%;
  • по этой же ставке облагаются товары, работы и услуги, поставляемые (выполняемые, оказываемые) субподрядчиками непосредственно исполнителям международных контрактов для дальнейшего экспорта в соответствии с международным контрактом.
  • устанавливаются особые налоговый и отчетные периоды по налогу на прибыль организаций для исполнителей международных контрактов на срок действия международного контракта;
  • определение налогооблагаемой базы производится отдельно по каждому из международных контрактов после завершения срока их действия.

    По мнению разработчиков, принятие данного законопроекта позволит обеспечить финансовую стабильность организаций, участвующих в исполнении международных обязательств России, гарантировать поддержание ее репутации на мировом рынке.
    Члены упомянутого Комитета поддержали необходимость разработки такого законопроекта. Однако прозвучали и серьезные критические замечания.
    Единодушно было высказано пожелание разработать понятие «высокотехнологичная продукция».
    Было высказано замечание торгово-политического характера в связи с возможным присоединением России к ВТО, в силу чего обязательные для присоединяющегося к ВТО государства соглашения ВТО, в том числе Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, вследствие конституционной нормы о приоритете международного договора над законом, подобный федеральный закон стал бы недействительным.
    В соответствии с указанным Соглашением ВТО под субсидией понимается как прямое финансирование государством предпринимательских промышленных и торговых организаций данной страны, так и косвенное финансирование таких предприятий.
    Метод прямого финансирования заключается в прямом переводе денежных средств предприятию, предоставлении государством предприятию кредитов и займов, продаже акций, принадлежащих государству, принятии государством обязательства по переводу денежных средств (гарантии платежа по предоставленным кредитам и займам).
    Метод косвенного финансирования заключается в отказе государства от взимания причитающихся ему доходов в виде налоговых льгот, в том числе налоговых кредитов (рассрочка и отсрочка платежа налога), продаже предприятию товаров и услуг на льготных условиях (например, дефицитного сырья), правительственной закупке у предприятия произведенной им продукции (то, что в России именуется поставкой товара для государственных нужд), предоставлении частной организации выполнения некоторых правительственных функций, связанных с экономическим оборотом, и в иных формах поддержки государством доходов и цен предприятия на льготной основе.
    К числу запрещенных субсидий Соглашение относит субсидии, связанные с экспортом товара или использованием отечественного товара вместо импортного (экспортные и импортозамещающие субсидии), которые носят характер специфических субсидий.
    К специфическим субсидиям Соглашение относит субсидии, доступ к которым имеют только отдельные предприятия. Как специфические будут расценены и субсидии, которые формально предоставляется всем предприятиям, но ими фактически пользуются только отдельные предприятия. К специфическим субсидиям относятся также субсидии для отдельного региона, географического пункта (за исключением субсидий, осуществляемых в рамках государственной региональной политики, например, в форме единообразных пониженных ставок налогов при осуществлении такой политики).
    Правовым последствием применения запрещенных субсидий является введение компенсационных пошлин государством импортером, если будет доказано причинение существенного ущерба промышленности или угроза причинения такового. Страны, являющиеся членами ВТО, должны избегать применения субсидий в поддержку экспорта товаров. Если страна, ввозящая субсидируемый товар, находит, что ее промышленности причиняется (угрожает причинением) ущерб и имеет место серьезное ущемление интересов этой страны, то это дает ей основание обратиться с жалобой в орган ВТО по рассмотрению межгосударственных торгово-политических споров.
    В Соглашении, вместе с тем, содержится положение, касающееся стран с переходной экономикой от централизованной плановой к рыночной, к которым можно отнести и Россию. В силу статьи 29 Соглашения для страны с переходной экономикой срок отмены запрещенных субсидий может быть продлен, но для этого необходимо, чтобы правительственная делегация на переговорах по присоединению к ВТО добилась такой договоренности.
    Другое критическое замечание носило юридико-технический характер: Государственная Дума не принимает к рассмотрению законопроекты, вносящие изменения комплексно в налоговое, таможенное, валютное и банковское законодательство, т. е. место положений о налоговых льготах – в налоговом законодательстве, таможенных – в таможенном, о банковском кредитовании – в банковском.
    И третье критическое замечание было связано с льготным режимом кредитования исполнителей международных контрактов: не учитывается, что, действуя в условиях конкурентной среды, коммерческие банки не согласятся на предоставление льготных условий кредитования, как это предусмотрено в законопроекте.
    Без учета этих замечаний принятие подобного законопроекта Государственной Думой представляется маловероятным.


    Продолжается работа по подготовке согласованного законопроекта
    по внесению изменений и дополнений
    в Трудовой кодекс Российской Федерации



    В Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике в рамках специально созданных для этой цели экспертной и рабочей групп продолжается работа по подготовке согласованного проекта федерального закона по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Решено не вносить в Кодекс изменений концептуального характера. Рассматриваются предложения, направленные на устранение существующих в Кодексе пробелов и противоречий, в том числе выявленных после года применения этого документа на практике.
    Предложения, по которым сторонами социального партнерства, представленными в экспертной и рабочей группах, не удалось достигнуть согласия, субъекты законодательной инициативы могут внести в виде поправок ко второму чтению законопроекта. В настоящее время рассмотрены и согласованы предложения по 55 статью Кодекса включительно.
    Планируется подготовить текст законопроекта и внести его в Государственную Думу до конца весенней сессии с.г.


    Приложение 1.

    Аналитическая записка
    о состоянии и проблемах законотворчества, март 2003 г.
    скачать документ Word 196 Kb

  • Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.