№ 6, Приложение 1

№ 6, Приложение 1

Приложение 1.



В палатах Федерального Собрания РФ


1 ноября - В первом чтении принят проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в части соблюдения прав акционеров при размещении акций). Цель законопроекта - повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ.
В этот же день в первом чтении принят проект закона "Об урегулировании отношений, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, осуществленным без государственной регистрации ценных бумаг или государственной регистрации их выпуска". Законопроект предоставляет эмитентам, допустившим отдельные нарушения законодательства, возможность в установленный срок осуществить государственную регистрацию ранее размещенных выпусков эмиссионных ценных бумаг, устанавливает полномочия органа исполнительной власти по разработке порядка государственной регистрации таких выпусков, а также решает вопросы защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов, являющихся добросовестными приобретателями эмиссионных ценных бумаг, размещенных без государственной регистрации. Принятие данного закона обусловлено сложившейся ситуацией. Так, только четверть акционерных обществ, в Московской области успели зарегистрировать свои ценные бумаги.
В этот же день Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях поправки в ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". В законопроекте определение сборов на нужды образовательных учреждений, целевых сборов на содержание милиции, сборов на благоустройство территорий приводятся в соответствие с их правовой природой. Кроме того, устанавливаются следующие размеры налога на уборку территорий населенных пунктов: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - не выше 3% от расходов на оплату труда наемных работников, для физических лиц - не выше 50% от МРОТ. Правительство изменило свою позицию по законопроекту и поддержало его.
В Государственную Думу внесен законопроект об изменениях в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением единого социального налога. Официальным представителем правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением единого социального налога" назначен первый заместитель Министра труда и социального развития В. Январев.

13 ноября - Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (приведение Закона в соответствие с Конституцией РФ, международными договорами и соглашениями). Согласно законопроекту товарный знак и знак обслуживания представляет собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака, размещаемого на товарах, документации, в предложениях к продаже товаров, в сети Интернет. Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет, начиная с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Правообладатель вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. до 50 тыс. МРОТ.
В этот же день Государственной Думой был принят во втором чтении и в целом проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части изъятия отдельных лицензируемых видов деятельности).
На заседании 13 ноября Государственной Думой был принят во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (о предоставлении государству прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных).
Банковский комитет Государственной Думы отложил рассмотрение законопроекта "Об инсайдерской информации" до получения заключения Правительства. На рассмотрение комитета предлагалось вынести уже третью версию законопроекта, которая подготовлена с учетом предложений Правительства и депутатов. Однако поскольку на новый текст отсутствует заключение Правительства, то большинство членов комитета сочли возможным отложить рассмотрение этого документа.
Профильный комитет Государственной Думы перенес на один месяц рассмотрение законопроекта "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах". По словам председателя Комитета Валерия Зубова, рассмотрение законопроекта перенесено из-за того, что Правительство РФ не внесло в срок свои поправки к документу. Законопроектом устанавливаются виды ипотечных ценных бумаг, требования к их форме, порядок и процедура их эмиссии, особенности обращения, а также особый способ обеспечения исполнения обязательств эмитента по данному виду ценных бумаг. Определены требования к ипотечным финансовым агентствам, особенности реорганизации и ликвидации эмитента ипотечных ценных бумаг.
Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи на заседании 13 ноября 2002 года рекомендовал принять в первом чтении законопроект, внесенный Правительством РФ, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи". Законопроект вводит понятие единой сети связи РФ, состоящей из сетей связи различных категорий. Законопроект содержит положение об универсальном обслуживании, при котором обеспечивается доступ всех граждан к услугам связи. Также предусматривается установление тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика, а также введение раздельного учета доходов и расходов операторов связи по видам деятельности и оказываемым услугам связи.

15 ноября - Принят во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (принят в 1 чтении 13.06.02 с названием "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и другие законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ").
В этот же день в первом чтении был принят проект федерального закона "Об ограничении оборота этилированного бензина в РФ", запрещающий использование экологически опасного этилированного бензина в России. От Комитета по экологии Владимир Грачев предложил поддержать проект и предложил назвать законопроект "О запрещении оборота этилированного бензина в Российской Федерации".

18 ноября - Бюджетный комитет Государственной Думы предлагает установить предельное повышение в 2003 г. тарифов. При подготовке к рассмотрению в третьем чтении проекта федерального бюджета на 2003 год думский бюджетный комитет 18 ноября на своем заседании принял решение рекомендовать нижней палате дополнить разработанный Правительством проект бюджета-2003 статьей, касающейся тарифов на продукцию естественных монополий. В соответствии с этой новой статьей, предлагается установить, что предельный размер повышения в 2003 году (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года) тарифов на продукцию естественных монополий не должен превышать 20 проц., в том числе на электроэнергию на оптовом рынке - 14 проц., на газ - 20 проц., железнодорожные перевозки (включая пассажирские) - 12 проц. Правительству РФ, исходя из указанного выше предельного размера повышения тарифов, предложено определять в 2003 году размеры повышения тарифов (цен) на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки.

19 ноября - Страховщики просят изменить страховое законодательство. Ассоциация страховщиков России направила письмо Премьер-министру Михаилу Касьянову с предложениями к законопроекту о внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела». Проект будет внесен в ближайшее время в Государственную Думу Правительством. В письме страховщики настаивают на разделении страховых организаций по принципу «жизнь – не жизнь», а не «личное – безличное», как это предполагает редакция законопроекта. Также предлагается уточнить определение иностранного инвестора. Правительство предлагает включить в действующий Закон положение, по которому иностранными инвесторами признаются иностранные страховые организации. Таким образом, ограничения накладываются исключительно на иностранных страховщиков и не касаются иностранных банков и других финансовых и иных организаций. Это, по мнению авторов письма, негативно скажется на инвестиционном климате в страховой сфере.
Центристские фракции намерены перенести рассмотрение законопроектов по реформированию электроэнергетики во втором чтении на более поздний срок. Об этом сообщил руководитель фракции ОВР Вячеслав Володин после завершения заседания Координационного совета фракций ОВР, "Единство", "Народный депутат" и "Регионы России". По его словам, весь блок законопроектов нуждается в серьезной доработке в части усиления государственных позиций, касающихся "важнейших для населения аспектов". В то же время руководитель депутатской группы "Народный депутат" Геннадий Райков заявил, что решение о переносе рассмотрения этих законопроектов на более поздний срок объясняется тем, что Совет Федерации наложил вето на законопроект "О регулировании тарифов на тепло и электроэнергию в РФ", согласно которому тарифы устанавливаются один раз в год перед принятием проекта федерального бюджета. По мнению Г.Райкова, одобрение этого законопроекта является основой для принятия всего блока законопроектов по реформированию электроэнергетики.

20 ноября - Принят в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 5 и 20 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (об исключении положений, касающихся принятия решения о размещении посредством закрытой подписи акций и ценных бумаг).
В этот же день принят во втором чтении проект закона "О внесении в некоторые акты законодательства РФ изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)". Согласно тексту законопроекта, жилые помещения из фондов жилья для временного переселения должны отвечать санитарным и техническим требованиям и, если иное не предусмотрено законодательством РФ, предоставляются в размере не ниже нормы жилой площади, установленной для общежитий. Также законопроект предусматривает, что обращение залогодержателем взыскания на заложенное жилье является основанием для прекращения права пользования совместно проживающих в таком жилом доме или квартире залогодателя и членов его семьи, в том числе и бывших. Для переселения из заложенного жилья в помещение из фонда жилья заемщику, не расплатившемуся по кредиту, и членам его семьи предоставляется один месяц.
В этот же день в первом чтении принят законопроект "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" Законопроект регламентирует оплату больничных листов для работающих у индивидуальных предпринимателей и на малых предприятиях. Суть законопроекта сводится к тому, что индивидуальные предприниматели и малые предприятия имеют возможность использовать упрощенную систему налогообложения. В результате, осуществляемые ими взносы в фонд социального страхования в несколько раз меньше суммы выплат, которые осуществляет фонд для оплаты больничных листов их сотрудников. Данный законопроект предусматривает, что в рамках производимых предприятиями отчислений в фонд социального страхования их работникам по больничным листам будет возмещаться один минимальный размер оплаты труда. Выплата остальной суммы ляжет на работодателя, причем она будет вычитаться из налогооблагаемой базы. В то же время, работодателю предоставляется возможность делать взносы в фонд социального страхования в размере 3% от фонда заработной платы на предприятии. В таком случае фонд социального страхования будет осуществлять все выплаты в полном объеме.
Депутат Василий Алтухов представил в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в части регулирования санкций к страхователям и банкам за нарушение порядка регистрации, уплаты страховых взносов).
Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые акты законодательства Российской Федерации». Как уже отмечалось выше, в рассматриваемые главы Кодекса вводятся отдельные уточнения.
На "правительственном часе" выступил председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой с информацией о единой ценовой (тарифной) политике в РФ. По словам Г.Кутового, государственная система регулирования тарифов действует и обеспечивает интересы как поставщиков, так и потребителей электроэнергии. Энергетические комиссии на местах работают эффективно, и никаких особых катастроф в этом зимнем сезоне не будет. Хуже положение федеральных электросистем. Они уже сейчас испытывают финансовый дефицит, образовавшийся из-за удорожания пользования на воду, амортизационных и иных услуг. По этой причине самые крупные и эффективные электростанции завершат этот год с отрицательным балансом, что скажется на росте тарифов в будущем году примерно на 19-20%, на 7% - на потребительском рынке. Г.Кутовой убежден, что государственное регулирование потерпело банкротство. Сейчас особо обострена проблема сбора средств на развитие электроэнергетики. Практически не ведется новых строек ни РАО "ЕЭС", ни концерном "Росэнергоатом". Федеральная энергетическая комиссия подготовила свои предложения, стоит задача, чтобы сумма отчислений и сборов не превышала разумный уровень, соответствовала бы уровню инфляционных ожиданий, 12-14%. Федеральная комиссия предлагает устанавливать тарифы дифференцированно по укрупненным регионам - центральный, Сибирь, Дальний Восток. Вместе с тем, считает Г.Кутовой, что принятием пакета законов по реформированию электроэнергетики предусматривается выравнивание тарифов по территориям. Пока наблюдаются значительные расхождения. Федеральная комиссия выступает за сохранение регионального уровня и федерального уровней регулирования. Устанавливать твердые тарифы на электроэнергию на год, полагает Н.Кутовой, невозможно в условиях инфляции, превышающей 10%. Их обязательно приходится пересматривать в середине года. Предстоящее реформирование, по мнению Г.Кутового, ухудшит возможность государственного регулирования тарифов, остается неопределенной судьба Федеральной энергетической комиссии.

21 ноября - Глава аграрного Комитета Государственной Думы высказался за разработку законодательной нормы, которая при необходимости автоматически запускала бы зерновые интервенции. По его мнению, принятие этой нормы особенно актуально для российских климатических условий, когда урожай сильно зависит от погоды. Он напомнил, что в текущем году на подготовку и согласование механизма проведения интервенций ушло около трех месяцев. На данный момент порядок проведения интервенций регулируется постановлениями Правительства, принимаемыми отдельно под интервенционную кампанию каждого года, а также документами Минсельхоза России. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, выработка автоматического механизма проведения интервенций должна стать частью разрабатываемого в настоящее время закона о регулировании сельского хозяйства. Российский зерновой союз будет лоббировать принятие такого законодательного механизма в Государственной Думе

22 ноября - Государственная Дума на пленарном заседании 22 ноября приняла в третьем чтении проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год". Депутаты рекомендовали Правительству РФ до рассмотрения проекта закона в четвертом чтении представить справочные материалы по перечню строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2003 г. При рассмотрении в четвертом чтении утверждается распределение расходов федерального бюджета по всем уровням ведомственной классификации расходов федерального бюджета; распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; перечень федеральных целевых программ, финансирование которых предусмотрено из федерального бюджета на 2003 г; основные показатели государственного оборонного заказа на 2003 г; распределение средств фонда компенсаций по субъектам РФ в части субвенций, направленных на защиту инвалидов и прочих расходов, не отнесенных к другим видам расходов. Государственная Дума приняла решение рассмотреть проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в четвертом чтении 11 декабря.
Депутаты ожидают рассмотрение закона о валютном регулировании в январе-феврале 2003 года. Такое мнение высказали авторы альтернативного правительственному варианта законопроекта Григорий Томчин и Владимир Плескачевский. По их словам, предложенный вариант радикально сокращает нормы непрямого действия, отменяет обязательную продажу валютной выручки и индивидуальные разрешения на операции. Он уравнивает в правах резидентов и нерезидентов, а также ограничивает полномочия денежных властей на введение чрезвычайных смет. Депутаты отмечают, что либерализация валютного регулирования не повлияет на утечку капитала из России, поскольку нормами валютного регулирования управлять этим процессом невозможно. В качестве основного преимущества своего закона они отмечают упразднение органов валютного регулирования, что снизит "взяткоемкость" процесса и благоприятно скажется на инвестиционном климате.
Комитет Государственной Думы по экологии подготовил к первому чтению законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". Законопроект закрепляет правовые основы компенсации за причинение вреда окружающей среде в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Объектами платы за негативные воздействия на окружающую среду признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязненных вод, размещение отходов, электромагнитные, тепловые, шумовые, вибрационные и радиационные действия. В законопроекте определены меры стимулирования плательщиков к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Плательщики освобождаются от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере фактически произведенных расходов на природоохранные мероприятия, в результате которых достигнуто снижение негативного воздействия на окружающую среду, но не превышающем 80% от суммы, начисленной за отчетный период.
Государственная Дума поручит Правительству РФ до 31 декабря 2002 года установить верхний предел тарифов на энергоносители. Об этом сообщил руководитель депутатской группы "Регионы России", председатель Координационного совета центристских фракций Олег Морозов. По его словам, в проекте постановления о принятии проекта федерального бюджета на 2003 год планируется записать поручение Правительству РФ об установлении верхних границ тарифов на тепловую и электрическую энергию. Кроме того, планируется также записать положение о создании трехсторонней комиссии по работе над Законом "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в РФ", который был принят Государственной Думой и затем отклонен Советом Федерации. Таким образом, по словам О.Морозова, все разногласия по вопросам установления тарифов на энергоносители будут учтены. Кроме того, он высказал мнение о том, что федеральный бюджет на 2003 год будет сегодня принят большинством голосов.

25 ноября - Профильный комитет Государственной Думы рекомендовал принять в первом чтении законопроект, предоставляющий работнику право на оплату времени приостановки работы из-за задержки выплаты зарплаты. Согласно этой поправке работник, приостановивший работу из-за задержки выплаты зарплаты, имеет право на оплату времени приостановки работы аналогично оплате времени простоя по вине работодателя, то есть в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Именно это требование, по мнению авторов законопроекта, позволит на практике пользоваться нормой статьи 142 ТК, разрешающей работникам приостановить работу до выплаты задержанной зарплаты.
С 1 июля 2003 года Налоговые органы планируют начать регистрацию предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В Государственную Думу внесен проект поправок в Закон "О государственной регистрации юридических лиц". В поправках устанавливается единый порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей на основе единых принципов, форм, методов регистрации. В итоге будет создана единая система государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

27 ноября - Принят в третьем чтении проект федерального закона "О внесении в некоторые акты законодательства РФ изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)" (в части решения вопроса переселения залогодателя, утратившего право собственности на жилье, и членов его семьи в фонд жилья для временного поселения).
Принят в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" (в связи с принятием Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ").
На "правительственном часе" заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков рассказал депутатам о мерах, принимаемых Правительством по таможенно-тарифному регулированию импорта продовольствия и защиты российских сельхозтоваропроизводителей. Он сообщил, что избыток зерна следовало бы реализовывать на внешнем рынке, но, как подчеркнул М.Медведков, "наши товары не очень там ждут". Для защиты интересов отечественных производителей продовольствия создана специальная комиссия, работающая на постоянной основе. Комиссию возглавляет министр экономического развития и торговли. Александр Фомин отметил, что следует честно признать наличие положительных сдвигов в сельском хозяйстве, но это не должно успокаивать депутатов, поскольку нет четкой государственной политики в сельском хозяйстве. По его мнению, нельзя подходить к сельскому хозяйству с теми же мерками, что и к промышленности.
По инициативе депутатов А.Фомина и Владимира Волкова первый заместитель министра имущественных отношений Дмитрий Аратский рассказал о мерах, принимаемых Правительством по реализации конституционных прав сельских жителей на землепользование. Он сообщил, что основной задачей земельной реформы является обеспечение земельными участками жителей села и ликвидация государственной монополии на землю. Свыше 11 млн. граждан получили 135 млн. га земельных угодий. Вместе с тем 272 млн. га находятся в государственной и муниципальной собственности. Александр Фомин отметил, что эмиссия дополнительных акций размывает земельную собственность акционеров, приводит к потере земельных паев. Он подчеркнул, что еще много граждан так и не получили причитающиеся им земельные паи. Заблуждение делать ставку только на крупные агрохолдинги.

29 ноября - Принят в третьем чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (о предоставлении государству прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных.
В первом чтении рассмотрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи", представленный от Правительства министром по связи и информатизации Леонидом Рейманом. Л.Рейман сообщил, что в области связи созданы рыночные отношения, нет бюджетного финансирования, иностранные инвестиции выросли на 30%. Но не удовлетворяют темпы индустриализации и модернизации инфраструктуры, возникла необходимость гармонизации российского законодательства с европейским. Законопроект направлен на создание условий для гарантированного качества услуг связи, улучшение предпринимательского климата. Форма оплаты за услуги связи, по законопроекту, устанавливаются договором. От Комитета по энергетике, транспорту и связи Леонид Маевский поддержал принятие законопроекта в первом чтении. Законопроект сохраняет единое телекоммуникационное пространство в РФ, предусматривает ограничение собственников в области связи, закрепляет гарантии оказания услуг связи пользователям. Законопроект принят ("за" - 361) в первом чтении.
Сергей Штогрин представил во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" (глава "Налог на игорный бизнес", глава "Налог на лотерейную деятельность"). Устанавливается, что налог на игорный бизнес с 1 января 2004 года будет не федеральным, а региональным, его ставки будут устанавливать в регионах. Комитет рассмотрел 57 поправок, 17 из них учтено, сообщил С.Штогрин. Депутаты согласились с мнением Комитета по таблицам принятых ("за" - 381) и отклоненных ("за" - 356) поправок. Законопроект принят ("за" - 381) во втором чтении.
С учетом предложений Президента принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части регистрации облигаций, регулирования эмиссии ценных бумаг и деятельности финансовых консультантов на рынке ценных бумаг), ранее отклоненный главой государства.
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект, определяющий порядок персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Согласно законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (застрахованные лица), признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде РФ в течении всей жизни застрахованного лица.

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.