№ 7, Приложение 1

№ 7, Приложение 1

В палатах Федерального Собрания


Государственная Дума


5 декабря - Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитет по экономической политике и предпринимательству и Комитет по энергетике, транспорту и связи провели парламентские слушания "Развитие законодательного обеспечения прав потребителей".
Было отмечено, что государственная поддержка общественного движения в защиту прав потребителей, особенно в регионах, явно недостаточна. Но привлечение общественных объединений к выполнению отдельных разделов региональных программ по защите прав потребителей могло бы заметно повысить эффективность защиты прав потребителей. Указывалось также, что реформирование отраслей народного хозяйства (жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта, связи, энергетики), модернизация системы технического регулирования, дебюрократизация экономики так или иначе затрагивают положение потребителей; что законодательное обеспечение этих реформ не всегда в полной мере согласуется с указанным основным законом о правах потребителей.
Большего внимания со стороны государства заслуживают проблемы развития таких сфер потребительского рынка, как внутренняя торговля, общественное питание, поддержка отечественного товаропроизводителя и бытовые услуги. Государственной Думе предложено ускорить рассмотрение законопроектов, затрагивающих законные интересы и права потребителей, а при доработке Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи" исходить из необходимости предоставления потребителям права выбора системы оплаты местных телефонных разговоров.
Рекомендовано при подготовке ко второму чтению законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об основах федеральной жилищной политики" учесть поправки, направленные на установление единого порядка и условий оплаты жилищно-коммунальных услуг для жилищного фонда всех форм собственности.

11 декабря - на пленарном заседании Государственной Думы в четвертом чтении был принят проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".
В третьем чтении был принят проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (о дополнении показателей индивидуального (персонифицированного) учета, увеличении периодичности их сбора и приведении используемых в Федеральном законе терминов в соответствие с терминами, используемыми в новом пенсионном законодательстве).
В третьем чтении был принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" (глава "Налог на игорный бизнес"). Законопроектом предусматривается освободить от налогообложения доходы физических лиц, полученных от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других, основанных на риске игр. Правительство не поддерживает данный законопроект.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 23 «Налог на доходы физических лиц»)» уже внесена поправка, согласно которой, доходы физических лиц, полученных от выигрышей освобождены от налогообложения. Кроме того, статья 485 проекта указанной главы предусматривает норму, предоставляющую законодательным (представительным) органам субъектов право устанавливать порядок и сроки уплаты налога и формы отчетности, что противоречит федеральному статусу налога. Правительство не устраивает также то, что законопроект не предусматривает освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщиков организаторов государственных лотерей, доходы от проведения которых предусматривается направлять на пополнение бюджетов всех уровней.
Во втором третьем чтениях принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" (о выделении предприятиям угольной промышленности, осуществляющим добычу энергетических углей, государственных субсидий для компенсации части процентной ставки по кредитам).
Во втором чтении принят проект федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (о регулировании правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при осуществлении негосударственными пенсионными фондами (НПФ) функций страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Во втором чтении был принят проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год".
На пленарном заседании 11 декабря Председатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев представил проект постановления "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год". Он рассказал депутатам о мерах, которые Центральный банк Российской Федерации намерен использовать для регулирования уровня инфляции и валютного регулирования в 2003 году в соответствии с новой редакцией закона о Центральном банке Российской Федерации.

15 декабря - на пленарном заседании Государственная Дума приняла пакет документов касающийся железнодорожного транспорта. Это проекты Федеральных законов «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», комплексно определяющий основы регулирования железнодорожного транспорта общего и не общего пользования, закрепляющий ряд социальных гарантий для работников железнодорожного транспорта, "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", уточняющий естественно-монопольный сектор, подлежащий государственному регулированию, в сфере железнодорожного транспорта общего пользования.
Во втором чтении принят проект федерального закона "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Во втором и третьем чтениях принят проект федерального закона "О техническом регулировании". Законопроект будет способствовать размораживанию инвестиций, упорядочит исполнение технических регламентов.
Во втором и третьем чтениях принят проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год".
По предложению Председателя Комитета по собственности В.С. Плескачевского возвращен к процедуре первого чтения, а затем отклонен законопроект "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ".

18 декабря - на пленарном заседании приняты федеральные законы «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год», «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2001 год», «О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (о включении в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц "не страховых" и льготных периодов, учитываемых до 1 января 2002 года, для назначения государственных пенсий и определении порядка финансирования дополнительных расходов). Правительство, Пенсионный фонд выступили против принятия последнего законопроекта, указав на финансовую несостоятельность закона, на реализацию которого потребуется 17 млрд. руб.
Во втором чтении принят законопроект "О внесении изменений в статью 73 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" (о предоставлении Банку России права на проведение дополнительной повторной проверки кредитной организации), который был принят в первом чтении 23 октября 2002 года с названием "О внесении дополнения в статью 73 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" Законопроектом предлагается предоставить право Банку России проводить повторную проверку кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) на основании решения Совета директоров Банка России, принятого в соответствии с мотивированным ходатайством территориального учреждения Банка России.
В первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части совершенствования правового регулирования процедур предупреждения и осуществления банкротства кредитных организаций). Законопроект содержит более жесткие условия для определения наличия признаков несостоятельности кредитной организации и отзыва банковской лицензии: с 1 месяца до 14 дней сокращен период просрочки исполнения обязательств банков перед кредиторами. Функции ликвидации банков, привлекавших вклады населения, предлагается возложить на Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Ликвидация иных кредитных организаций будет осуществляться специализированными организациями, аккредитованными в Банке России. Концепция законопроекта согласуется с мерами Правительства Российской Федерации и Банка России по совершенствованию правового регулирования процедур предупреждения и осуществления банкротства кредитных организаций, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации.
В "правительственный час" с информацией о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по стабилизации цен на бензин и дизельное топливо выступил первый заместитель министра энергетики Иван Андреевич Матлашов. В стране перерабатывается до 271 млн. тонн топлива в год. Но перерабатывающие мощности в стране расположены неравномерно, 5 федеральных округов являются дефицитными. Туда завозится топливо, что, естественно, увеличивает цены на бензин и другие виды топлива. С 2000 года в стране обеспечен стабильный рост добычи нефтепродуктов и их переработки. За истекший период 2002 года рост составил 5 млн. тонн. Практически прекращен выпуск топлива низкого качества. 50% производимого топлива уходит на экспорт, автомобильный бензин не вывозится. И.А. Матлашов подчеркнул, что внутренние цены на топливо и бензин государство не может регулировать.

19 декабря - принят в согласованной редакции ранее отклоненный Советом Федерации Федеральный закон "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (в части периодичности регулирования тарифов).
В первом чтении принят проект федерального закона "О лотереях". Законопроект предусматривает введение государственной монополии на проведение ряда лотерей, в частности, на всероссийскую государственную лотерею. Участниками международной лотереи могут быть иностранные граждане. Она может проводиться как в России, так и за рубежом. Лотереи являются добровольным источником привлечения средств для реализации социальных программ. Проведения лотерей в поддержку политических партий запрещается.
Представитель Правительства заместитель Министра промышленности, науки и технологий Андрей Сергеевич Кулагин представил в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне РФ" в части морских ресурсных исследований и морских научных исследований", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" в части морских научных исследований", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О континентальном шельфе РФ". Он подчеркнул, что принятие законопроектов единым пакетом приведет в соответствие законодательство России с Конвенцией ООН по морскому праву и позволит России активизировать морскую исследовательскую деятельность, в том числе в акваториях, принадлежащих другим странам. Проекты приняты в первом чтении.
В первом чтении и в целом принят проект закона "О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса РФ", посвященный порядку проведения сверки правильности применения налогового вычета по единому социальному налогу в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В первом чтении принят проект закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ", согласно которому продлевается до 1 января 2005 года действие ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, применяемой при реализации работ и услуг по производству и распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой.
Проблемы станкостроения и технологического обновления отраслей машиностроения и металлообработки в РФ, подготовка концепции развития станкоинструментальной промышленности до 2010 года стали главными темами парламентских слушаний, организованных Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Объем станкостроительной продукции по сравнению с дореформенным временем снизился в 10-12 раз, инструментального производства - в 3 раза. Российские производители потеряли свои позиции на мировом рынке. Теперь РФ занимает 27 место в мире по потреблению металлообрабатывающего оборудования и 17 место по его производству, тогда как до 1990 года СССР занимал (соответственно) 3-е и 2-е место. Спад производства здесь продолжается. Только за 10 месяцев текущего года в станкостроении он составил 76,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причины тому - выработанность амортизационного ресурса металлообрабатывающего оборудования на 70% при коэффициенте обновления его 0,3% в год, а также неспособность российских производителей конкурировать с импортом. Отрицательно влияет и неустойчивость рынка потребителей станкоинструментальной продукции, недостаточное финансирование, отсутствие государственного механизма по привлечению инвестиций. В этих условиях Министерство планирует провести ревизию и реструктуризацию существующих предприятий, развивать использование лизинговых схем, привлечь финансовые средства государства для разработки и производства новых видов станкостроительной продукции. Оно намерено для реализации этих целей создать научный центр.
Участники слушаний предложили Правительству предусмотреть в проекте концепции развития станкостроительной промышленности на период до 2010 года меры по развитию конкурентоспособной продукции, созданию прогрессивного технологического оборудования и инструмента, техническое перевооружение конструкторско-технологических служб и производства станкоинструментальных предприятий, подготовку инженерных и научных кадров для создания и эксплуатации интеллектуальных машиностроительных производств, а также предусмотреть выделение в федеральном бюджете средств на реализацию целевых программ развития станкоинструментальной промышленности и меры по развитию российско-белорусской программы развития станкостроения на 2003-2010 годы.

20 декабря - во втором и третьем чтениях принят законопроект "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (о порядке вывоза из РФ наличной иностранной валюты).
Во втором чтении принят законопроект "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 262, 263 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" (в части уточнения норм, касающихся упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
Во втором чтении принят проект федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

24 декабря - в третьем чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (о регулировании правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при осуществлении негосударственными пенсионными фондами (НПФ) функций страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
В этот день Государственной Думой был принят в целом пакет документов о железнодорожном транспорте. Во втором и третьем чтениях был принят законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в третьем чтении проект федерального закона "О железнодорожном транспорте в РФ, во втором и третьем чтениях был принят "Устав железнодорожного транспорта РФ", в третьем чтении "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" (об уточнении естественно-монопольного сектора, подлежащего государственному регулированию, в сфере железнодорожного транспорта общего пользования).
Во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законопроект устанавливает порядок лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых регламентируется иными федеральными законом, а также единый перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 120 наименований.

25 декабря - В этот день в третьем чтении приняты законы:
"Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 262, 263 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ" (в части уточнения норм, касающихся упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
Во втором и третьем чтениях принят проект закона "О продлении срока действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по РФ". Правительству рекомендовано до 1 июня 2003 внести в Государственную Думу проект закона о новой потребительской корзине.
Во втором чтении и в целом принят проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (о механизме расчетов резидентов по своим кредитным обязательствам). Поправка касается российских предприятий, заимствующих средства у стран "семерки" и других стран. Правительство выступает против принятия данного законопроекта на том основании, что предлагаемые поправки предполагают ввести разные условия проведения валютных операций для резидентов, имеющих возможность получить кредит от организации нерезидента, являющейся агентом иностранного правительства и не имеющих такой возможности. В то время как основных принципом построения законодательства является равенство субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, в законопроекте не определен разрешенный срок нахождения выручки за рубежом.
Во втором чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон РФ" (приведение закона в соответствие с Конституцией РФ, международными договорами и соглашениями).
В первом чтении был принят законопроект "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В первом чтении принят законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части уточнения источников средств для выплаты дивидендов). Законопроектом предлагается новая редакция пункта 2 статьи 42, в соответствии с которой источником выплаты дивидендов является частая прибыль (прибыль после налогообложения общества). При этом предусматривается, что прибыль для целей расчета дивидендов определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
В третьем чтении принят законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ" (в части продления до 1 января 2005 года действия ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, применяемой при реализации работ и услуг по производству и распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой).
В первом чтении приняты законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (по вопросу об установлении порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей) и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР" (в части обеспечения реализации порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей).

В Совете Федерации


3 декабря - экономическое развитие России во многом будет определяться ее способностью привлечь инвестиции, прежде всего в реальный сектор экономики. А это настоятельно диктует необходимость совершенствования инвестиционного законодательства. К такому выводу пришли участники «круглого стола», который был проведен Комитетом по экономической политике, предпринимательству и собственности в рамках III Ассамблеи российских деловых кругов "Инвестиции в экономику России: практика и перспективы".
Совет Федерации обеспокоен медленным ростом инвестиций, особенно в реальный сектор экономики. Капиталовложения выросли в стране за десять месяцев текущего года только на 2,5 процента (причем в основном в естественные монополии и сырьевой сектор), тогда как в прошлом году их прирост составил 7 процентов, а в 2000 году - 17. России, по мнению участников, нужно порядка 100 млрд. долларов ежегодных инвестиций, а в настоящее время они составляют лишь около 50 млрд.
В принятых рекомендациях подчеркивается, что для формирования благоприятного инвестиционного климата в РФ необходимо не только ускорить принятие таких федеральных законов, как "Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах", "О коммерческих бумагах", "О бирже и биржевой торговле", но и усилить защиту прав собственности, обеспечить конкурентную среду бизнеса, устранить излишние административные барьеры, стимулировать развитие банковского сектора, фондового рынка и институциональных инвесторов.

5 декабря - начались двухдневные парламентские слушания "Сущность и роль кооперации в национальной экономике". Участники слушаний отметили необходимость создания корпоративного движения, которое защищало бы интересы кооперации. Подчеркнута необходимость создания системы сельской кредитной кооперации. Сейчас земельные участки "кормят от 70 до 80 процентов сельского населения и 15-20 процентов горожан", а торговые организации кооперации обслуживают почти треть населения России". Но для развития кооперативного движения необходима помощь государства.
Из 31 тысяч сельскохозяйственных предприятий 46 процентов приходится на долю сельскохозяйственных кооперативов, сообщил статс-секретарь-первый заместитель министра сельского хозяйства Анатолий Андреевич Михалев. Он подробно остановился на положении в АПК, рассказал о мерах, которое принимает Правительство для сохранения наметившейся "положительной динамики" в отрасли. В сельском хозяйстве создано 18,4 тыс. кооперативов, на "кооперативных началах" работают также 2,8 тыс. колхозов, около 500 тыс. фермеров, сообщил он. А.А. Михалев высказался за ускорение принятия федерального закона о сельских кредитных кооперативах, который был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении еще в марте 2001 года.
В этот же день состоялись парламентские слушания "Законодательное обеспечение реформирования железнодорожного транспорта в РФ". Предложенные законопроекты по реформированию МПС на слушаниях в целом поддержаны. Участники дискуссии договорились о создании рабочей группы для проработки поправок к законопроекту "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

11 декабря - состоялось 99 заседание Совета Федерации. Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" приведен в соответствие с Конституцией России. Совет Федерации одобрил изменения и дополнения к этому правовому акту, регулирующему отношения в сфере интеллектуальной собственности.
На заседании одобрены поправки к действующему законодательству, направленные на развитие системы ипотечного кредитования (заимствования). Закон регулирует порядок обращения взыскания на заложенные жилой дом или квартиру при нарушениях выплат по договору ипотечного кредитования. Согласно поддержанному на заседании акту, лицам, проживающим в помещении, на которое обращается взыскание, предоставляется другое из фонда жилья временного поселения. Палата Федерального Собрания подержала вынесенные на утверждение сессии дополнения и изменения к законам о рынке ценных бумаг и некоммерческих организациях. Эти акты направлены на совершенствование правового регулирования эмиссии ценных бумаг.

18 декабря - на юбилейном 100 заседании Совет Федерации одобрил закон о федеральном бюджете на 2003 год.
Палата одобрила изменения и дополнения во вторую часть Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты федерального законодательства о налогах и сборах.
Поддержаны в пленарном заседании поправки к закону об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.
Верхняя палата Федерального Собрания единогласно одобрила закон "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год".
Одобрен федеральный закон "О техническом регулировании".

19 декабря - Федеральная энергетическая комиссия России (ФЭК) подготовила законопроект "Об основах ценовой политики РФ". По мнению разработчиков законопроекта, концепция которого уже представлена Правительству, принятие документа сможет обеспечить доходную часть бюджетов всех уровней, защитить интересы потребителя от необоснованного повышения тарифов и обеспечить доступность для потребителей социально-значимых товаров и услуг. Восстановление единой системы государственного регулирования цен, считают они, позволит гораздо более целенаправленно и эффективно осуществлять государственную экономическую политику, четко разделить регулируемый и нерегулируемый сектора товарных рынков, прогнозировать экономические процессы с высокой степенью вероятности и создаст необходимые условия для стабильного экономического роста.
В этот же день Комиссия СФ по информационной политике рассмотрела вопрос о состоянии и перспективах развития издательского дела.
Ежегодный рост доходов на издательском рынке составляет 50-60 процентов, в 2001 году прибыль составила по разным оценкам 1,8-2,6 миллиарда долларов. Тем не менее, объем издательской деятельности сокращается по ряду объективных причин. Во-первых, это неудовлетворительное состояние полиграфической базы, которой необходима государственная поддержка для технического переоснащения и выхода на уровень мировых стандартов. Отсутствие инвестиций в полиграфическую отрасль приводит к ситуации, когда выгоднее печатать тиражи российских изданий за рубежом. Печать в Финляндии не облагается НДС, а ввоз в Россию полиграфических машин облагается 20 процентами НДС.
В этот же день в Петрозаводске (Республика Карелия) началось выездное заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, организованное совместно с Комитетом СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды. Заседание было посвящено вопросам повышения эффективности работы лесопромышленного комплекса РФ и проблемам привлечения инвестиций для его развития. По итогам выездного заседания Комитетом СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности были приняты рекомендации. Документ предполагает, в частности, разработку федеральной программы "Развитие ЛПК России", а также реализацию в Карелии проекта по ее исполнению с передачей отдельных функций самому субъекту РФ.

Оцените наш сайт
Закрыть

Оценка

Отправить
Закрыть

Спасибо

Ваше мнение очень важно для нас.