Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

№ 7

декабрь 2002 года



  • Новое в законодательстве о налогообложении малого бизнеса

  • Государственная Дума не приняла поправки, ухудшающие положение работодателей

  • Конституционный Суд восстановил плату за негативное воздействие на окружающую природную среду

  • Приложение 1.

  • Приложение 2.





    Новое в законодательстве
    о налогообложении малого бизнеса


    31 декабря 2002 года Президентом Российской Федерации был подписан и официально опубликован Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (№ 191-ФЗ от 31.12.2002 г.).
    Следует отметить, что данный Федеральный закон устранил отдельные недостатки Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ, которым были введены главы 26-2 «Упрощенная система налогообложения» и 26-3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также уточнил некоторые содержащиеся в них правовые нормы.
    Во-первых, принимая во внимание, что согласно статье 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, данным Федеральным законом введена норма, предусматривающая уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (в качестве таможенного платежа), в том числе и при использовании налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, разрешается при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров.
    Кроме того, данный Федеральный закон предусматривает исключение услуг ломбардов из бытовых услуг и из розничной торговли автомобилей и мотоциклов, имеющих двигатели мощностью выше 112,5 кВт. Таким образом, исключается возможность перевода этих видов деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
    В соответствии с указанным Федеральным законом откладывается на один год применение в рамках единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности корректирующего коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности, и расширяет возможности субъектов РФ по применению понижающего коэффициента К2, снизив его предельную минимальную величину в 10 раз (с 0,1 до 0,01).
    Из главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ исключаются нормы, касающиеся уплаты этого налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку плательщики единого налога при упрощенной системе с 1 января 2003 года не будут являться плательщиками единого социального налога.
    Термин "амортизируемое имущество", используемый в налоговом учете при налогообложении прибыли организаций, данный Федеральный закон заменяет термином "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов". Кроме того, уточняются нормы, связанные с учетом процента за пользование кредитами и порядком определения доходов и расходов при расчете налоговой базы при упрощенной системе налогообложения. Законом предусматривается освобождение налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения, от уплаты пени и штрафов в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
    Помимо этого в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесено дополнение, касающееся освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.
    Указанным Федеральным законом внесены изменения в главы 26-2 «Упрощенная система налогообложения» и 26-3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации, улучшающие положение субъектов малого предпринимательства. К их числу относятся:

  • внесение изменения в пункт 7 статьи 346.13 НК РФ, направленного на предоставление возможности организациям и индивидуальным предпринимателям вновь перейти на упрощенную систему налогообложения через один года (сейчас 2 года) после того, как они утратили право на применение упрощенной системы налогообложения;
  • внесение дополнения в пункт 1 статьи 345.16 НК РФ, предусматривающего при определении объекта налогообложения исключение из полученных доходов расходов, понесенных налогоплательщиками на приобретение покупных товаров в случае их последующей реализации;
  • внесение изменения в подпункт 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, устанавливающего возможность перехода на уплату единого налога на вмененный доход для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через магазины и павильоны площадью не более 150 (было 70) квадратных метров по каждому объекту торговли.
  • внесение изменения в подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, устанавливающего возможность перехода на уплату единого налога на вмененный доход для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания в залах площадью не более 150 (было 70) квадратных метров.
  • приведение термина «площадь торгового зала», используемого в главе 26.3 НК РФ, в соответствие с его трактовкой, заложенной в ГОСТах Р-51303-99 и Р-50647-94.

    Остальные изменения и дополнения в главы 26.2 и 26.3 НК РФ носят в основном технический характер.
    Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ были внесены изменения и дополнения в главу 22 НК РФ, уточняющие новую схему уплаты акцизов на ГСМ, введенную Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ. Также внесены некоторые изменения главы 25 «Налог на прибыль организаций» и 27 «Налог с продаж» Налогового кодекса Российской Федерации.
    Указанный Федеральный закон вступает в действие с 1 января 2003 года.


    Государственная Дума не приняла поправки,
    ухудшающие положение работодателей


    В связи с попытками законодательно закрепить частичную оплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателей ТПП РФ поддержала заявление работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), где указывалось на недопустимость подобных действий, фактически увеличивающих налоговую нагрузку на работодателей.
    По инициативе стороны работодателей этот вопрос был вынесен на состоявшееся 5 декабря 2002 года совместное заседание рабочих групп РТК по данной тематике. В подготовленном к заседанию обращении ТПП РФ отмечалось, что реализация данных законопроектов приведет к увеличению финансовой нагрузки на работодателей, противоречит заявленной политике государства на развитие малого бизнеса и «выведение из тени» заработной платы работников. Изменение существующего порядка оплаты пособий неизбежно приведет к усилению социальной напряженности, росту числа индивидуальных трудовых споров по взысканию с работодателей сумм за период временной нетрудоспособности, ухудшению здоровья работающего населения и детей, а значит, новым затратам в других областях, которые так либо иначе будут частично компенсироваться за счет бюджетных средств.
    На заседании рабочих групп РТК позиция работодателей не получила заметной поддержки других сторон социального партнерства, заявления стороны работодателей были лишь приняты к сведению.
    10 декабря 2002 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, на котором рассматривались поправки ко второму чтению проекта федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год», в том числе предусматривающих оплату первых дней (2 либо 3 дня) пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. В этой связи Президент ТПП РФ Е.М. Примаков направил письмо на имя Председателя Комитета А.В.Селиванова. В письме аргументировалась позиция ТПП РФ, не поддерживающей принятие указанных поправок, выражалась уверенность, что для пополнения средств Фонда социального страхования Российской Федерации могут быть найдены иные решения, менее болезненные для работодателей, работников и государства.
    По результатам обсуждения вопроса на заседании Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике поправки об оплате первых дней пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, не были рекомендованы к принятию при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
    19 декабря 2002 года на пленарном заседании Государственной Думы при рассмотрении во втором чтении названного законопроекта эти поправки также были отклонены. Законопроект был принят во втором чтении, 20 декабря 2002 года – в третьем чтении.
    В конце декабря 2002 года Государственная Дума приняла закон «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», предусматривающий оплату пособий по временной нетрудоспособности указанным в законопроекте лицам в части, превышающей минимальный размер оплаты труда (МРОТ), за счет средств работодателя. Закон опубликован в установленном порядке и вступает в силу с 1 января 2003 года.


    Конституционный Суд восстановил плату за негативное
    воздействие на окружающую природную среду


    Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ) вынес 10 декабря 2002 года определение, в соответствии с которым постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», в редакции постановления от 14 июня 2001 года N 463, ранее признанное решением Верховного Суда Российской Федерации незаконным, сохраняет свою силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами. Постановление будет продолжать действовать вплоть до урегулирования данных правоотношений соответствующими федеральными законами.
    Плательщикам следует обратить внимание, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 не прерывало своего действия с 4 июня 2002 года - момента вступления решения Верховного Суда Российской Федерации в силу и продолжает действовать в настоящее время.

    Директор Департамента
    ТПП РФ по законодательству
    В.Б.Исаков


    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Аналитическая записка
    о состоянии и проблемах законотворчества, декабрь 2002 года
    скачать документ Word173 Kb

  • Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.