Информация о состоянии выставочно-ярмарочной деятельности и роли системы торгово-промышленных палат в ее развитии

Информация о состоянии выставочно-ярмарочной деятельности и роли системы торгово-промышленных палат в ее развитии

В настоящее время выставочно-ярмарочная деятельность относится к числу существенных факторов, стимулирующих развитие всех отраслей российской экономики, что нашло отражение в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ в марте 2001 г. (протокол №12 от 29.03.01). Принятие Концепции и Плана реализации ее основных положений стало основой для разработки перспективных программ совершенствования выставочной деятельности в регионах, включающих вопросы развития материально-технической базы.

Состояние выставочно-ярмарочной деятельности в России.
Выставочный бизнес в России в настоящее время представляют около 450 фирм – организаторов выставок, а также предоставляющих иные выставочные услуги (застройка, дизайн и др.). Основную роль на рынке играют фирмы, имеющие собственные выставочные программы и активно продвигающие их на российском рынке. Эти фирмы составляют примерно половину от указанного числа.
Ведущие выставочные компании образовали Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ). Члены МСВЯ проводят все наиболее значимые выставки федерального и регионального значения.
В Российской Федерации ежегодно проводится около 2 тыс. выставочных мероприятий, причем только 45 российскими членами Международного союза выставок и ярмарок в 2001 году была проведена 941 выставка, площадью нетто 1 млн. 334 тыс. кв.м, в которых приняли участие почти 99 тыс. фирм.
Организацией выставок и ярмарок занимаются торгово-промышленные палаты, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), объединения предпринимателей, некоторые из которых входят в состав Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров (Общероссийская ассоциация «Мебельщики России», Национальная рекламная ассоциация, Международный союз машиностроителей, Российская парфюмерно-косметическая Ассоциация, Лига содействия оборонным предприятиям), и др. Из торгово-промышленных палат наибольшую активность демонстрирует Московская торгово-промышленная палата, организующая выставки «Экспортные возможности Центра России», как в России, так и за рубежом, а также иные выставочные мероприятия, деловые миссии, семинары и конференции по выставочной тематике.
В настоящее время в России действует 16 выставочных комплексов, общая площадь которых составляет около 370 тыс.кв.м. Причем более 80% приходится на крупнейшие комплексы, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Еще в девяти регионах (Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Новосибирск, Пермь, Самара, Уфа, Чебоксары) площадь выставочных комплексов составляет от 1 до 5 тыс.кв.м.
По экспертным оценкам, за период 1995-2001 гг. произошел почти двукратный рост числа выставок и количества участников выставок, значительно улучшилось их качество. Происходит увеличение доли специализированных выставок по сравнению с универсальными выставками и ярмарками и национальными выставками зарубежных стран, проводимых в России. Среди специализированных выставок в 2001 г. наибольшая доля приходилась на выставки следующих отраслевых тематик: продовольствие, строительство, транспорт, информация и связь, готовая одежда и украшения, сельское хозяйство.
Динамичное развитие получили туристические выставки. Всего в России ежегодно проводится свыше 70 туристических выставок, которые посещает более полумиллиона посетителей.
Таким образом, имеет место ярко выраженная тенденция к дальнейшему развитию выставочно-ярмарочной деятельности в стране, что оказывает стимулирующее влияние на повышение экономической активности в субъектах Федерации и на развитие российской экономики в целом. По результатам проведенного Департаментом выставок и ярмарок ТПП РФ и социологической службой «Кассандра» опроса торгово-промышленных палат, около 90% респондентов отнесло к наиболее значимым для регионов последствиям выставочно-ярмарочной деятельности - продвижение региональной продукции на другие рынки, около 40% отметило развитие сферы услуг, столько же – развитие региональной инфраструктуры.
Основу системы координации выставочно-ярмарочной деятельности в России на федеральном уровне составляет утвержденная Правительством РФ Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Утвержден (в декабре 2001 г.) рассчитанный на 8 лет детальный План реализации основных положений Концепции. Он содержит целый ряд важнейших аспектов развития выставочной деятельности в стране от разработки федерального закона до развития материально-технической базы и целевой подготовки кадров. Торгово-промышленная палата России является со-исполнителем плана и это позволяет объединить усилия предпринимательского сообщества в развитии выставочно-ярмарочной деятельности при ведущей роли торгово-промышленных палат.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 г. № 328 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности. Председателем Комиссии является Министр науки, промышленности и технологий РФ И.И.Клебанов, в состав Комиссии входят представители Торгово-промышленной палаты России, МСВЯ, ведущих выставочных компаний.
Указанная Комиссия вырабатывает политику в сфере выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, Международного союза выставок и ярмарок, отраслевых ассоциаций. Комиссия призвана обеспечивать равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг.
Для поддержки отечественных экспортеров большое значение имеет организация экспозиций российских предприятий за рубежом. Торгово-промышленная палата России обобщает предложения территориальных палат по включению выставочных мероприятий в перечень зарубежных выставок, на которых организация российских экспозиций частично финансируется из федерального бюджета. Предложения Палаты в значительной степени учитываются Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности.
На уровне ряда федеральных органов исполнительной власти координация осуществляется посредством создания комиссий или комитетов. Такие структуры созданы при Министерстве здравоохранения РФ, Министерстве промышленности, науки и технологий РФ, Минатоме России, Минсельхозе России. Целью образования таких структур является координация выставочно-ярмарочной деятельности непосредственно в отрасли, поддержка участия отраслевых предприятий и организаций в российских и зарубежных мероприятиях.
Сформирован ряд общественных организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности, призванный способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг: Межгосударственный совет СНГ по выставочно-ярмарочной деятельности, Международный союз выставок и ярмарок, а также различные региональные структуры (координационные советы, гильдии, ассоциации).
Необходимые структурные изменения проведены в Торгово-промышленной палате, а именно: сформирован Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, который на паритетных началах объединил представителей выставочных организаций и представителей заинтересованных ассоциаций товаропроизводителей и экспортеров.
Значительную роль в выставочной деятельности играют ЗАО «Экспоцентр» и ОАО «ЦМТ», в которых ТПП РФ является основным акционером. ЗАО «Экспоцентр» ежегодно проводит 75 международных и иностранных выставок, собирающих более 8 тыс. участников, продажа выставочных площадей превышает 430 тыс.кв.м. ОАО «Центр международной торговли» ежегодно проводит около 300-350 конгрессных и выставочно-ярмарочных мероприятий.
В рамках подписанного Соглашения между ТПП РФ и Минэкономразвития России выделен раздел, посвященный взаимодействию в сфере выставок и ярмарок. Тесное сотрудничество в этой сфере осуществляется между ТПП РФ и Минпромнауки России, Минсельхозом России, Госстроем России.
На межрегиональном уровне имеется положительный опыт работы комитетов по выставочно-ярмарочной деятельности при ассоциациях экономического взаимодействия субъектов региона (при ассоциациях «Большая Волга» и «Северо-Запад»). На региональном уровне координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется посредством создания выставочных комитетов (советов) или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, Киров, Республика Татарстан, Республика Марий-Эл, Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, и др.). Такие комитеты (советы) имеют в своем составе представителей торгово-промышленных палат, крупнейших региональных выставочных организаторов, отраслевых ассоциаций и союзов, представителей бизнеса и властных структур.
Комиссии разрабатывают концепции или программы выставочно-ярмарочной деятельности в регионе, формируют перспективные региональные выставочные планы исходя из экономических приоритетов развития регионов. Сегодня на региональном уровне нарабатывается практический опыт координации выставочно-ярмарочной деятельности, определяются первоочередные задачи совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности в регионе, а также формируются предложения по ее поддержке на федеральном уровне.
В рамках складывающейся системы координации выставочно-ярмарочной деятельности существенным недостатком является отсутствие единой общероссийской информационной системы выставочно-ярмарочной деятельности, объединяющей все уровни выставочных мероприятий в Российской Федерации и ведущие выставки за рубежом.
ТПП РФ приступила к формированию информационной системы на уровне палат. На сайте ТПП РФ создан раздел, посвященный выставочно-ярмарочной деятельности, на котором представлена информация о координации выставочно-ярмарочной деятельности, основных выставочных организациях, проводимых мероприятиях, семинарах и др. В настоящее время ведется работа по оптимизации раздела.
Аналогичная работа проводится и во многих территориальных палатах. Свыше 60 палат имеют свои Интернет-сайты, 24 палаты периодически размещают информацию о выставочных мероприятиях, на сайтах 34 палат выделяются отдельные разделы о выставочно-ярмарочной и конгрессно-презентационной деятельности.
При этом, достаточно систематически обновляемую и наиболее насыщенную выставочно-ярмарочную рубрику в отношении региональных мероприятий ведут ТПП Белгородской области, Вятская ТПП, Калужская ТПП, ТПП Республики Карелия, Кузбасская ТПП, Московская ТПП, Новгородская ТПП, Орловская ТПП (помещён план рекомендуемых выставок в России на 2002- начало 2003 гг.), Самарская ТПП, Санкт-Петербургская ТПП, Сургутская ТПП, ТПП г. Тольятти, ТПП г. Новотроицка, Южно-Уральская ТПП.
Наиболее полно торгово-промышленными палатами даётся информация о региональных выставках, ярмарках, презентациях, меньше сведений предоставляется о международных выставках в России и достаточно ограниченные данные предоставляются о зарубежных выставках.
В ряде случаев территориальные палаты на своих сайтах дополнительно помещают баннер сайта ТПП РФ и, тем самым, предоставляют возможность воспользоваться её информационными ресурсами (ТПП Республики Башкортостан, ТПП Дзержинского района Нижегородской обл., Кузбасская ТПП, ТПП Республики Мордовия, Московская ТПП, ТПП СЭЗ «Находка», ТПП Нижегородской области, Новосибирская ТПП, Обнинская ТПП, Орловская ТПП, ТПП Ростовской области, Саратовская губернская ТПП, ТПП Ставропольского края, Сургутская ТПП, Центрально-Сибирская ТПП).
Данный подход должен стать дополнительным информационным каналом для пользователей региональных сайтов.
Не налажен информационный обмен по выставочно-ярмарочной тематике с торгово-промышленными палатами стран-членов СНГ.
Важную часть информационной системы составляют периодические издания. Выпускаются газеты «Удача Экспо» и «Экспо Новости», журнал ЗАО «Экспоцентр» «Экспо Курьер», вышло несколько номеров «Экспо Вестника» Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров.
Отдельный раздел, посвященный выставочной тематике, создан в газете «Торгово-промышленные ведомости», изданы справочники по выставочной тематике.
Значительное влияние на развитие выставочно-ярмарочной деятельности оказывает соответствующая нормативно-правовая база. В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда государств таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
К числу нормативных правовых актов, регулирующих отношения, напрямую затрагивающих проблематику осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, в частности, относятся:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 г. №328 "О Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 г. №11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.1995 г. №50 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (в части обязательного согласования с Минюстом России заявлений на выдачу заключений о возможности временного вывоза отдельных видов химикатов и оборудования двойного применения для демонстрации на выставках, ярмарках и в рекламных целях);
  • распоряжения Правительства Российской Федерации об участии российских организаций в конкретных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

    Отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, являющимися основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе, Гражданским кодексом Российской Федерации (заключение договоров), Налоговым кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации). Также в данной связи можно выделить федеральные законы от 18.07.1999г. № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; от 18.07.1995г. № 108-ФЗ "О рекламе"; от 14.06.1995г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 "О защите прав потребителей" и др.

    К международно-правовым актам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, относятся:

  • Парижская конвенция 1928 года о международных выставках;
  • Соглашение с государствами-участниками СНГ "О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств" от 26.05.1995г.;
  • Таможенная конвенция о Карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 06.12.1990г.);
  • Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990г.);
  • двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.

    Что касается нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участие российских и иностранных организаций в таких выставках, то к их числу, в частности, относятся:

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2000г. №1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.1999г. №1384 "Об утверждении Положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения";
  • распоряжения Правительства Российской Федерации об участии российских организаций в выставках и показах продукции военного назначения в текущем календарном году (полугодии), а также решения Минобороны России о номенклатуре и количестве экспонатов, демонстрируемых на выставках и показах.

    В рамках нормативно-правовой базы следует выделить таможенное регулирование. Прежде всего, это касается применения системы карнетов АТА. Российская Федерация является участницей таможенных конвенций о карнете АТА с 1995г.
    Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 г. N 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений " на Государственный таможенный комитет Российской Федерации были возложены функции по осуществлению общего контроля за соблюдением выполнения положений конвенций на территории России. Указанным постановлением Торгово-промышленная палата Российской Федерации была наделена правами выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации.
    По мнению членов Международного союза выставок и ярмарок, большое количество проблем связано с таможенным регулированием, касающимся выставочной сферы. Прежде всего, речь идет о применении системы карнетов АТА, которая действует в России с 15 мая 2000 г. За этот период ТПП РФ выдала всего 55 карнетов АТА на товары, предназначенные для демонстрации в качестве выставочных образцов, профессиональное оборудование, а также коммерческие образцы. Суть проблемы заключается в том, что российские таможенные органы стремятся привязать карнет АТА к требованиям национальной процедуры временного вывоза товаров, т.е. наряду с карнетом АТА требуют также оформление грузовой таможенной декларации (ГТД). Кроме того, вызывает много проблем отсутствие единой таможенной территории, что вынуждает оформлять карнеты АТА и ГТД в разных таможнях, а также невозможность использования карнетов в ряде регионов.
    В настоящее время отсутствует система подготовки специалистов в области выставочно-ярмарочной деятельности. 28-31 октября 2002 г. Департамент выставок и ярмарок ТПП РФ совместно с МТПП, ОАО «ЦМТ», ЗАО «Экспоцентр» и ОАО «ГАО ВВЦ» провел семинар сотрудников торгово-промышленных палат, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью, который должен положить начало системе подготовки и переподготовки выставочных работников.
    Участники семинара отмечали острую проблему нехватки в регионах специалистов выставочного дела и отсутствие учебной и методической литературы.
    Одной из форм повышения квалификации и подготовки выставочных менеджеров и участников выставок является деловой туризм, включающий участие в семинарах по выставочной деятельности и посещение ведущих зарубежных выставочных площадок.
    Полученный в подобных поездках опыт позволил бы руководителям российских предприятий повысить качественный уровень своих экспозиций на международных выставках, а знакомство с культурным наследием и традициями посещаемых стран может содействовать налаживанию отношений с зарубежными партнерами.
    С учетом возрастающей роли торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной деятельности в ряде регионов администрации (правительства) принимают прямые решения о передаче всех полномочий по координации в этой сфере деятельности именно палатам (Белгород, Республика Карелия, Краснодар, Москва, Новгородская область, Самара, Республика Татарстан и др.). Характерно в этом контексте Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 ноября 2002 г. № 478-ПП, в соответствии с которым создана постоянно действующая Комиссия Правительства Кабардино-Балкарской Республики по выставочно-ярмарочной деятельности, а Торгово-промышленная палата Кабардино-Балкарской Республики признана «уполномоченной организацией по ведению выставочно-ярмарочной деятельности, осуществляющей работу по согласованию с указанной Комиссией».
    В четырех из семи субъектов Северо-Западного федерального округа, где выставочная деятельность активно развивается, ведущую роль в ее поддержке играют торгово-промышленные палаты, зачастую выступая от имени региональных структур государственной власти в качестве полномочного и официального координатора.
    В Москве МТПП по распоряжению мэра является организационно-методическим центром выставочно-ярмарочной деятельности, МТПП входит в Координационный совет при Правительстве Москвы.
    По результатам анкетирования, около 60% торгово-промышленных палат самостоятельно проводят выставки и выставочные мероприятия (Белгородская областная, Владимирская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Республики Северная Осетия – Алания и др.). При этом половина палат имеет в своем составе специализированные подразделения, курирующие выставочно-ярмарочную деятельность. Взаимоотношение торгово-промышленных палат, организующих выставки, и независимых выставочных операторов в большинстве регионов складывается успешно. В то же время в некоторых регионах эти отношения наладить не удается, в других, например, в Волгограде, имеет место определенное разделение зон ответственности, когда выставочные компании проводят выставки в городе, а торгово-промышленная палата проводит выездные мероприятия в других регионах и за рубежом.
    Основная задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание функций координатора и организатора, создать благоприятные условия для развития выставочно-ярмарочной деятельности в регионе. Именно такого подхода придерживаются, например, Дмитровская межрайонная ТПП, Московская ТПП, Пермская ТПП, ТПП Республики Татарстан, ТПП г.Сергиева Посада.
    Ряд территориальных палат (Белгорода, Великого Новгорода, Москвы, Перми, Татарстана, и др.) формирует российские экспозиции на зарубежных выставках. Одним из основных организаторов такого направления деятельности является ЗАО «Экспоцентр», план которого на 2003 г. содержит свыше 40 зарубежных выставок. Многие торгово-промышленные палаты подчеркивают, что ТПП РФ более активно должна взять на себя роль коллективного организатора участия палат в зарубежных выставках.
    Туристические выставки представляют пример успешной координации участия российских экспонентов на зарубежных мероприятиях. Департаменту туризма Минэкономразвития России удалось добиться единого представительства России на крупнейших международных выставках. Это стало результатом реализации положений Протокола о координации усилий государственных, общественных и коммерческих организаций в вопросе проведения единой политики представления России на зарубежных и внутренних выставках.
    ТПП РФ выступает как соорганизатор российских экспозиций на всемирных выставках. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 568-р Торгово-промышленная палата России проводит работу по формированию российской национальной секции на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2005 (Аичи, Япония).
    В ряде регионов торгово-промышленные палаты выступают организаторами деловых экономических миссий (торговых миссий) в другие регионы с целью установления деловых контактов (Вятская, Рязанская, Республики Мордовия, Пензенская областная, Пермская палаты и др.), что рассматривается как составная часть выставочно-ярмарочной деятельности. Преимущества такой формы презентации возможностей предприятий заключаются в относительно небольших затратах по сравнению с традиционными выставочными мероприятиями, а также в более адресном подборе партнеров, что повышает результативность презентации. Многие палаты отмечают перспективность развития этого направления своей деятельности. 30% палат проводят выставки-презентации своих регионов в Москве, а также в других регионах и за рубежом.
    Особое значение приобретают зарубежные деловые миссии (Московская, Пермская, Пензенская областная, Самарская, Уральская палаты). В этой связи ряд палат отмечает необходимость организации деловых миссий, предусматривающих посещение специализированных зарубежных выставок и проведение деловых встреч. Такая форма работы требует более тщательной, «точечной» подготовки, но, в то же время, отличается большей эффективностью.
    Одним из инструментов повышения роли торгово-промышленных палат в выставочно-ярмарочной деятельности является развитие системы деловых центров. Некоторые палаты по своим функциям уже выполняют роль таких центров (Московская ТПП), другие (Орловская ТПП и Курская ТПП) создали при палатах деловые центры, третьи – находятся в стадии их создания (Самарская ТПП).
    Опыт палат в вопросах создания и деятельности деловых центров заслуживает обобщения и распространения с учётом местных условий. Представляет практический интерес изучение проекта ТПП Самарской области по созданию ОАО «Региональный деловой центр», в число акционеров которого привлекаются не только ведущие местные предприятия, деловые ассоциации и союзы, коммерческий банк и администрация Самарской области, но и торговые палаты и администрации соседних областей, а также партнёрские иностранные структуры – палаты и ассоциации.
    Некоторые палаты уделяют особое внимание развитию инновационной деятельности. В этой связи примечателен пример Республики Северная Осетия-Алания, где торгово-промышленная палата ведет работу по созданию «Технопарка Алания».
    Большинство ТПП считает, что создание при палатах деловых центров позволяет концентрировать и систематизировать деловую информацию, расширять и обновлять банк данных, увеличивать объём и улучшать качество предоставляемых услуг, снижать их себестоимость, повышать профессиональную квалификацию специалистов в территориальных палатах и эффективность деятельности всей системы ТПП.
    Одним из решающих факторов успеха таких центров является их активное содействие выставочно-ярмарочной деятельности, привлекающей новых клиентов, партнёров и инвесторов (в т.ч. иностранных), ведущей к расширению предлагаемых услуг, повышению их качества, тем самым к формированию перспективного, доходного рынка.
    Вопрос о целесообразности создания при палатах бизнес-центров находится в компетенции самих палат и зависит от условий в данном регионе, поддержки местной администрации.
    Торгово-промышленные палаты начинают занимать более активную позицию в вопросе развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности.
    Работа по созданию выставочных комплексов ведется в Белгородской областной, Курской, Новосибирской, Ростовской областной, Тверской торгово-промышленных палатах, ТПП Республики Башкортостан. Существенные шаги предприняты в Республике Марий-Эл. По инициативе Торгово-промышленной палаты Правительство Республики постановило приобрести в государственную собственность Республики Марий-Эл объект недвижимости площадью 1640 кв.м и передать его в аренду ТПП Республики Марий-Эл для размещения постоянно действующего выставочного центра.
    Правительство Республики Бурятия поддержало предложение Торгово-промышленной палаты Республики об организации в г. Улан-Удэ на базе Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия выставочно-ярмарочного комплекса для постоянно действующей экспозиции Республики Бурятия и проведения международных и межрегиональных специализированных выставок-ярмарок.
    Рост проводимых в России выставочных мероприятий, значительные различия по объёмам и качеству выставочных услуг – все это требует выделения наиболее приоритетных выставок и ярмарок для развития экономики страны и отдельных регионов.
    Торгово-промышленная палата России, действуя в интересах отечественных товаропроизводителей и экспортёров, разработала систему предоставления организационной и информационной поддержки наиболее значимым выставочно-ярмарочным мероприятиям.
    Утверждено Положение о патронаже ТПП Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприятий, которое было согласовано с торгово-промышленными палатами, выставочным сообществом России: Международным союзом выставок и ярмарок, Гильдией выставочных и ярмарочных организаций МТПП, рассмотрено на заседании Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортёров с участием широкого круга заинтересованных организаций.
    Целью патронажа является содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки посредством поддержки отдельных выставочных мероприятий. Объектом патронажа являются выставочно-ярмарочные мероприятия, в проведении которых заинтересованы российские предприниматели и организации, работающие в сфере промышленного производства, потребительского рынка и оказания услуг. Мероприятия, отвечающие критериям патронажа, будут отмечаться специальными сертификатами ТПП Российской Федерации.
    Система патронажа выставочно-ярмарочных мероприятий Торгово-промышленной палатой России закладывает основы нового механизма взаимодействия между выставочными организациями, объединениями производителей товаров и услуг, торгово-промышленными палатами, т.к. позволяет увязать интересы всех участников выставочного процесса; призвана стать одним из важнейших инструментов борьбы с недобросовестной конкуренцией, как на выставочном рынке, так и на отраслевых рынках товаров и услуг.
    Предложения в план выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых под патронажем ТПП Российской Федерации, поступили из 17 торгово-промышленных палат (Астраханская ТПП, Брянская ТПП, ТПП Республики Карелия, ТПП г.Сочи, ТПП г.Тольятти, Новгородская ТПП, Новосибирская ТПП, Калининградская ТПП, Курская ТПП, Кузбасская ТПП, Омская ТПП, Пензенская областная ТПП, Смоленская ТПП, Сургутская ТПП, Томская ТПП, Уральская ТПП, Ярославская ТПП), комитетов ТПП РФ, Международного союза выставок и ярмарок, ряда объединений предпринимателей, выставочных организаций. Активное участие в формировании плана приняли Минпромнауки России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Госстрой России, Госкомрыболовство России.
    Перспективы развития системы патронажа были рассмотрены и получили одобрение на заседании Совета руководителей объединений предпринимателей – членов ТПП РФ.
    По результатам анкетирования, около 70% торгово-промышленных палат предполагают принять участие в процедурах, предусмотренных Положением о патронаже ТПП РФ выставочно-ярмарочных мероприятий. Около 44% опрошенных членов МСВЯ ожидает положительной отдачи для развития выставочно-ярмарочной деятельности за счет введения в действие этого Положения. Свыше 60% торгово-промышленных палат считает целесообразным продолжить практику патронажа выставочно-ярмарочных мероприятий на региональном уровне.
    В то же время, участниками семинара торгово-промышленных палат, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью, проведенного 28-31 октября с.г., была подчеркнута необходимость сбалансированного подхода к поддержке выставок, проводимых в ведущих выставочных центрах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) и в других российских регионах.
    Система патронажа была одобрена Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящее время готовится Соглашение между Палатой и Комиссией. Это позволит расширить географию государственной поддержки выставочных мероприятий, проводимых по инициативе палат.
    ТПП РФ выступила с предложением перед Правительством РФ оказывать государственную финансовую поддержку участию российских предприятий в некоторых наиболее значимых выставках в России.

    Выводы и предложения


    Учитывая значение выставочно-ярмарочной деятельности в реализации приоритетов экономического развития страны, торгово-промышленные палаты, объединяющие все слои российского бизнеса, должны существенно усилить свою роль в ее организации и координации.

    Представляется целесообразным создание советов (комитетов или комиссий) по выставочно-ярмарочной деятельности на уровне федеральных округов, при администрациях субъектов Федерации с возложением функции координатора на торгово-промышленные палаты.

    Основной проблемой в сфере оценки состояния выставочно-ярмарочной деятельности в России является отсутствие механизма получения полной и достоверной информации о развитии отрасли. В этой связи одним из вариантов ее решения может быть разработка единой системы сбора, обработки и анализа статистических данных по выставочно-ярмарочной деятельности с участием Минэкономразвития России, Минпромнауки России, ТПП РФ, Международного союза выставок и ярмарок и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Анализ сайтов торгово-промышленных палат показал, что наблюдается нехватка систематизированной оперативной информации и рекомендаций о зарубежных выставках и ярмарках, наиболее перспективных для российских экспортёров. Это вызывает необходимость в отладке информационного потока в треугольнике ТПП РФ – ТПП – представительства ТПП РФ за рубежом.

    Требует доработки система информационного взаимодействия ТПП РФ с торгово-промышленными палатами стран-членов СНГ. В этой связи предлагается:

  • осуществлять регулярный обмен информацией о выставках и ярмарках, проводимых в странах СНГ, в том числе и посредством взаимного размещения соответствующей информации на сайтах палат;
  • сформировать и регулярно обновлять единый календарь выставок и ярмарок, организуемых на территории стран СНГ;
  • проводить совместные семинары и конференции по выставочно-ярмарочной деятельности;
  • осуществлять обмен нормативными документами и методическими материалами.
  • регулярно, не реже одного раза в год, проводить встречи между подразделениями торгово-промышленных и хозяйственных палат стран СНГ, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью.

    Серьезной проблемой является нехватка выставочных площадей в регионах и их качество, не соответствующее современным требованиям. Необходимо в тесном взаимодействии с администрациями регионов разработать схемы финансирования создания и модернизации выставочных комплексов, формы участия в них торгово-промышленных палат.
    Определить принципы размещения таких выставочных центров в регионах.

    С целью повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на поддержку участия российских предприятий в зарубежных выставках, представляется целесообразным использовать систему патронажа выставочных мероприятий Торгово-промышленной палатой РФ при формировании соответствующего перечня выставок, ежегодно утверждаемого Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности. Разработать систему конкурсного отбора организаторов выставок, проводимых с финансовой, организационной и информационной поддержкой государства.

    Требует финансовой поддержки государства участие отечественных предприятий в наиболее значимых международных выставках, проводимых на территории России.

    Необходимо провести анализ влияния нормативно-правовой базы на осуществление выставочно-ярмарочной деятельности и выработать предложения, прежде всего по совершенствованию таможенного регулирования, а также проанализировать существующие подходы к разработке Закона о выставочно-ярмарочной деятельности.

    В связи с тем, что, по мнению 70% опрошенных торгово-промышленных палат, перспективным направлением представляется организация российских экспозиций на зарубежных выставках под эгидой Торгово-промышленной палаты России, необходима разработка механизма формирования таких коллективных экспозиций, торговых миссий.

    Существенным фактором результативного участия российских предприятий в зарубежных выставках является оперативная информация о проводимых мероприятиях и условиях участия, а также подготовка деловых встреч. В этом плане требует активизации деятельность представителей ТПП РФ за рубежом.

    Обобщить опыт межрегиональных связей торгово-промышленных палат в форме выставок-презентаций, конгрессных мероприятий, целевых посещений специализированных выставок и т.д.

    Разработать методику создания и Типовое положение о Деловом центре при торгово-промышленных палатах.

    Разработать и внести в Минвуз России предложения по созданию целостной системы подготовки и переподготовки выставочных кадров с учетом опыта российских и зарубежных выставочных организаций и учебных заведений.

    В связи с этим в рамках действующего Соглашения между ТПП РФ и Всероссийской академией внешней торговли предлагается организация в 2003 г. по предложениям торгово-промышленных палат следующих форм обучения:

  • в течение 1-2 недель на базе факультета повышения квалификации при Всероссийской академии внешней торговли (ФПК при ВАВТ);
  • краткосрочные курсы в течение 2-3 дней на межрегиональном уровне с привлечением специалистов ТПП РФ, ФПК при ВАВТ, МСВЯ, ведущих выставочных центров России;
  • заочное обучение на местах с последующей сдачей экзаменов на получение профессионального сертификата.


  • Ряд предложений по усилению роли торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной деятельности сформирован в проекте постановления Правления ТПП РФ.
    Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.