«О перспективах усиления роли торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной деятельности»

«О перспективах усиления роли торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной деятельности»

Выступление Директора Департамента выставок и ярмарок ТПП РФ
Игоря Алексеевича Коротина
на Совете руководителей
территориальных торгово-промышленных палат
(Голицыно, 15 мая 2002 г.)


«О перспективах усиления роли торгово-промышленных палат в развитии выставочно-ярмарочной деятельности»


Уважаемые коллеги,

Ставшая уже привычной для нас выставочно-ярмарочная деятельность в современных условиях экономического развития России приобретает новые черты и требует поиска новых подходов к ее осуществлению. Это определяется рядом факторов. Во-первых, в настоящее время она является одним из важнейших инструментов торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны.

Во-вторых, выставочно-ярмарочная деятельность приобретает качественно новое значение для поддержки отечественных товаропроизводителей, поскольку процесс вступления России в ВТО, изменяет условия ведения бизнеса. С одной стороны усиливается конкуренция с иностранными фирмами, а с другой – ограничивается инструментарий защиты российских производителей. Кроме того, порядок регулирования торговли услугами в рамках ВТО объективно приводит нас к необходимости защищать российские выставочные организации, которые после снятия барьеров могут оказаться в уязвимом положении, и посредством этого защищать отечественных товаропроизводителей.

Все это ставит перед нами качественно новые задачи, требующие расстановки четко выраженных акцентов на поддержке российских товаропроизводителей и экспортеров и обеспечении их экономической безопасности.
Именно такой подход, когда выставочно-ярмарочная деятельность рассматривается не как самоцель, а как инструмент реализации политики по поддержке российских товаропроизводителей и экспортеров, должен лечь в основу определения новой стратегии торгово-промышленных палат в этой сфере.

Выставочно-ярмарочная деятельность получила в последнее время новые импульсы развития в этом направлении со стороны Правительства Российской Федерации.

Была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, которая вырабатывает политику в этой области. Правительством РФ утверждена (в марте 2001 г.) Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

Утвержден (в декабре 2001 г.), рассчитанный на 8 лет, детальный план реализации основных положений Концепции. Он содержит целый ряд важнейших аспектов развития выставочной деятельности в стране от разработки федерального закона до развития материально-технической базы и целевой подготовки кадров.

Исходя из этого, перед нами, торгово-промышленными палатами, стоит задача создания благоприятных условий развития выставочной отрасли в стране, адекватных интересам и практическим потребностям отечественного бизнеса. Мы должны содействовать эффективному взаимодействию производителей товаров и услуг, торговых организаций, экспортеров и тех, кто призван им помогать – организаторов выставок.

В этой работе мы тесно сотрудничаем с Международным союзом выставок и ярмарок. При этом в условиях дебюрократизации хозяйственной деятельности возрастает роль торгово-промышленных палат, как саморегулируемых организаций, объединяющих все сферы отечественного предпринимательства. И именно мы должны проявить инициативу и настойчивость в решении практических проблем выставочно-ярмарочной деятельности.

Этих проблем накопилось достаточно много и Вы их прекрасно знаете:

  • отсутствует законодательная база, регулирующая выставочный бизнес;
  • крайне слаба материально-техническая оснащенность выставочных центров,
  • отсутствует четкая система государственного финансирования предприятий, участвующих в выставочных мероприятиях, способствующих продвижению их товаров и услуг на внешний и внутренний рынки (следует отметить, что в бывшем СССР на государственном уровне ежегодно проводилось около 35 выставок, на которые выделялось порядка 20 млн. долл. США);
  • еще не завершена работа по координации и отладке создаваемой системы этой деятельности на федеральном уровне, не говоря уже о регионах, что приводит к определенной хаотичности, развитию недобросовестной конкуренции;
  • а также другие проблемы.
    Более эффективное их решение возможно только при наших совместных усилиях.

    В соответствии со стоящими перед нами задачами Торгово-промышленная палата РФ провела необходимые структурные изменения. С этой целью создан Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, который на паритетных началах объединил представителей выставочных организаций и представителей заинтересованных ассоциаций товаропроизводителей и экспортеров. К основным задачам Комитета относятся: помощь российским предприятиям и предпринимателям по осуществлению ими хозяйственной деятельности в России и за рубежом, организация взаимодействия между предпринимателями и государственными структурами, оказание помощи ассоциациям, союзам, объединениям, отдельным предприятиям и организациям по вопросам осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, содействие развитию системы образования и подготовки кадров и т.д.
    Внимание Комитета будет обращено, прежде всего, на регионы и те проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь при проведении выставочных мероприятий.

    Помимо этого, с целью усиления роли торгово-промышленных палат нами выдвинуты предложения по передаче целого ряда функций в области выставочно-ярмарочной деятельности из Минэкономразвития в ТПП РФ, среди которых: организационно-методическое обеспечение, взаимодействие с зарубежными выставочными комплексами и отраслевыми ассоциациями и союзами, организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, разработка и реализация образовательных программ, создание интегрированной информационной системы и т.д. Эти предложения переданы 15 марта. Ответа до сих пор нет. Однако роль торгово-промышленных палат в решении целого ряда задач в выставочной сфере объективно будет усиливаться. Какие задачи стоят перед нами?

    Прежде всего, совершенствование нормативно-правовой базы. Основная роль в этом направлении отводится, как я уже говорил, разработке федерального закона о выставочно-ярмарочной деятельности, который призван урегулировать ряд насущных вопросов, в т.ч. разделение компетенций в сфере выставочно-ярмарочной деятельности, определение порядка осуществления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, определение основных понятий в области выставочного бизнеса как отдельной отрасли экономики, а также процедуры предоставления отчетности организаторами выставок и ярмарок и т.д. Принятие этого закона позволит, помимо всего прочего, прописать в бюджете статью соответствующих расходов на развитие данной отрасли. Это крайне важно, поскольку в условиях вступления России в ВТО финансовая поддержка выставочной деятельности станет единственно возможным и действенным инструментом помощи отечественным товаропроизводителям и экспортерам, а также послужит развитию и совершенствованию материально-технической базы.

    В этой связи я хочу обратить внимание на то, что российское правительство, начиная с 1996 г. выделяет финансовые средства на поддержку выставочных мероприятий, проводимых за рубежом. Однако, для более эффективного использования финансовой, организационной и информационной помощи государства роль территориальных торгово-промышленных палат должна возрастать. Для этого необходимо аккумулировать предложения, объединяемых палатами предприятий и организаций для своевременного формирования календарного плана выставок. Учитывая, что в настоящее время формируется перечень выставочных мероприятий, проведение которых планируется осуществить за рубежом в 2003 г. с частичной финансовой и организационной государственной поддержкой, мы просили представить Ваши предложения по этому вопросу. Необходимо активнее использовать эти возможности для обеспечения участия территориальных ТПП в международных выставках.

    ТПП РФ возьмет на себя разработку концепции проведения выставок на территории Российской Федерации и за рубежом, которым предоставляется государственная поддержка (финансовая, организационная, информационная), и составление единого календарного плана таких выставок. Мы рассчитываем провести эту работу в тесном сотрудничестве с территориальными ТПП, поскольку нашей задачей является координация проведения выставочных мероприятий, в которых заинтересованы регионы.

    Второе направление – создание равных конкурентных условий субъектам выставочно-ярмарочной деятельности.
    Идет поток запросов о присвоении выставочным мероприятиям того или иного статуса (федерального, межрегионального, регионального и т.п.). Необходимо определить критерии, по которым палаты будут предоставлять свою поддержку, и подготовить совместные предложения.

    Необходима организационная деятельность территориальных торгово-промышленных палат в проведении конкурсов выставочных организаций на право организации выставок в России и российских экспозиций на зарубежных выставках с частичным или полным бюджетным финансированием.

    Проведение конкурсов позволит выбирать те выставочные организации, которые смогут в максимальной степени учесть и реализовать интересы российских товаропроизводителей и экспортеров и, тем самым, более эффективно использовать финансовую, организационную и информационную и поддержку государства.

    С целью содействия российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки разработан проект Положения об официальном патронаже Торгово-промышленной палаты Российской Федерации выставочно-ярмарочных мероприятий. Принятие аналогичных положений в регионах также будет способствовать усилению роли торгово-промышленных палат в выставочной деятельности.

    Третье. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в регионах Российской Федерации. Важно повысить привлекательность и отдачу региональных выставок, придать им больший динамизм. Для этого необходимо обобщить опыт выставочно-ярмарочной деятельности с определением ее места в экономике регионов и выработкой рекомендаций по ее организации.

    Имеется хороший опыт, когда территориальные торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации и союзы, администрации регионов предпринимают действенные меры по развитию выставочной деятельности на их территориях. Так, например, в связи с образованием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия – «Северо-Запад», «Сибирское соглашение», «Центральная Россия», «Черноземье», в 1996-1997 гг. были образованы ассоциации торгово-промышленных палат «Северо-Запад», «Черноземье» и «Сибирский форум», а также организованы специальные выставочные комитеты при ассоциациях экономического взаимодействия регионов.
    Нам необходимо усилить совместную работу по созданию территориальных выставочных Ассоциаций, которые будут содействовать развитию всей выставочной инфраструктуры в регионе.
    Деятельность территориальных торгово-промышленных палат должна быть скоординирована с выставочно-ярмарочной деятельностью Администраций регионов, что будет способствовать осуществлению тесного сотрудничества с властными структурами по вопросам поддержки выставочных мероприятий, развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности, определения приоритетности выставок и ярмарок, а также упрочению единого экономического пространства.
    Со своей стороны, ТПП РФ готова обобщить накапливающийся опыт и разработать методику организации выставочной деятельности в регионах.

    Необходимо также использовать возможности ТПП РФ для проведения выставочных и конгрессных мероприятий с целью более широкого распространения информации о регионах и привлечения иностранных бизнесменов и инвесторов. Мы готовы оказать поддержку и помочь в организации выставок-презентаций регионов в Москве на базе Конгресс-центра ТПП РФ, а также в зарубежных странах. Опыт проведения подобных мероприятий есть – мы готовы вместе с Вами проработать такие предложения.

    Четвертое. Развитие материально-технической базы. В настоящее время в России действует 16 выставочных комплексов, общая площадь которых составляет около 350 тыс.кв.м. Причем около 77% (270 тыс.кв.м) приходится на крупнейшие комплексы, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Еще в восьми регионах площадь выставочных комплексов составляет от 1 до 5 тыс.кв.м. В остальных регионах вообще нет постоянно действующих выставочных площадок. При этом ни один отечественный комплекс по размерам, технической оснащенности и функциональности не может сравниться с ведущими западноевропейскими выставочными комплексами. Торгово-промышленные палаты должны принять самое активное участие в разработке проекта федеральной программы развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности, формировании ее реестра и регистра. Необходимы конкретные предложения и схемы финансирования развития уже созданных и создаваемых выставочных комплексов, со-учредителем которых в ряде случаев могла бы выступить ТПП РФ.

    Пятое. Создание интегрированной информационной системы.
    Важнейшим элементом в работе торгово-промышленных палат по координации выставочной деятельности является организация информационной работы. В этой связи огромное значение приобретает отладка, оперативное наполнение и активное использование информационной системы в равностороннем треугольнике ТПП РФ – ТТПП – представительства ТПП РФ за рубежом.
    Мы уделяем большое внимание этому направлению и считаем крайне необходимым постоянный приток информации на сайт ТПП РФ (соответствующее письмо было Вам разослано) с тем, чтобы, как я уже отмечал, использовать возможности ТПП РФ для привлечения внимания к регионам и помощи в поиске зарубежных торговых партнеров и инвесторов, а также рассчитываем на наполнение сайтов Ваших палат информацией по выставочно-ярмарочной деятельности.
    Созданная в рамках торгово-промышленной палаты РФ информационная система станет одним из элементов общероссийской информационной системы по выставочно-ярмарочной деятельности, однако, ведущее слово – за нами.

    Шестое. Повышение экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности. Имеется ввиду как рост реальных доходов предприятий, участвующих в выставках, так и влияние на увеличение спроса на их продукцию и продукцию смежных отраслей, развитие инфраструктуры и т.д. ТПП РФ готова взять на себя разработку единой методики определения экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности. В этой работе мы также рассчитываем использовать наработки территориальных палат и рекомендации предприятий, активно участвующих в выставках.

    Седьмое. Организация системы подготовки выставочных кадров и стимулирование развития научных исследований. Перед нами стоит задача разработать и внедрить современную систему подготовки кадров выставочников. Эффективность работы выставок зависит от того, насколько умело и организованно они проведены. Выставочный маркетинг – сложный процесс, требующий наряду с практическими навыками еще и специальных знаний. Поэтому вполне актуальным является введение отдельной специальности по выставочному менеджменту.
    Но этого мало. Необходимо дать адекватную подготовку уже работающим кадрам, используя опыт российских и зарубежных выставочных организаций, имеющиеся теоретические и прикладные разработки. ТПП РФ предполагает взять на себя необходимую методическую и организационную работу по подготовке и реализации образовательных программ в этой сфере, включая организацию курсов для выставочных кадров и участников выставок, а также подготовку и выпуск соответствующей методической литературы.
    ТПП РФ совместно с Всероссийской академией внешней торговли разработала план мероприятий, по которому мы обеспечиваем проведение семинаров для сотрудников территориальных торгово-промышленных палат, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью, разработку программ семинаров и решение организационных вопросов.
    Формы обучения могут быть различными. Наряду с проведением вышеуказанных семинаров это могут быть и краткосрочные курсы, стажировки и бизнес-туры. ТПП РФ берет на себя проведение ежегодных выездных семинаров. На этот год запланированы три. Первый из них - «Маркетинг выставочно-ярмарочной деятельности и рекламных компаний» состоялся 7-12 июня на базе выставочного комплекса «Fiera Milano» (г. Милан, Италия). Информационное письмо по этому поводу у Вас есть. Планируется также проведение семинаров в Германии (Лейпциг) и Финляндии.

    Еще один важный момент, на который я хотел бы обратить внимание. Это поддержка малых и средних предприятий. В этой связи представляется необходимым более тесное взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и союзами, представляющими отечественное малое и среднее предпринимательство; предоставлении предприятиям малого и среднего бизнеса больших возможностей участия в выставках, например, посредством организации коллективных экспозиций при помощи территориальных ТПП и ТПП РФ.

    Необходимо также разнообразить формы выставочно-ярмарочной деятельности, проводя наряду с традиционными выставками также выставки-презентации, конгрессные мероприятия, целевые посещения специализированных выставок и т.д.

    И последнее – о роли ТПП РФ как координатора и со-организатора выставок. ТПП РФ выступает не только как координатор выставочно-ярмарочной деятельности, включая все те направления о которых я говорил выше, но и как со-организатор внутренних выставок, российских национальных выставок за рубежом и российских экспозиций на всемирных и международных выставках.

    Так, например, (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2002 № 246-р) начата подготовка Российской национальной выставки в Украине, в г. Киеве, запланированной на октябрь 2002 г. Это первая российская национальная выставка в Украине, поэтому ее проведению уделяется очень большое внимание. Торгово-Промышленная палата Российской Федерации является ее со-организатором и считает крайне необходимым активное привлечение российских регионов к ее проведению, в связи с чем мы настоятельно просим территориальные ТПП оперативно проработать с членами палат участие в подготовке и проведении вышеуказанной выставки.

    Следующее приоритетное мероприятие – участие в ЭКСПО-2005 в японском городе Аичи. В соответствие с распоряжением правительства ТПП РФ также является со-организатором российской национальной секции. Мы рассчитываем на конструктивный подход территориальных ТПП к ее формированию.
    Отдельный и очень важный вопрос - проведение в Москве всемирной универсальной выставки в 2010 г. Российские бизнесмены, объединенные Торгово-промышленной палатой, проявляют значительный интерес к ее проведению в Москве.
    В этой связи Президент ТПП РФ Е.М.Примаков направил в Международное бюро выставок соответствующее обращение.
    Мы рассчитываем на поддержку территориальных ТПП в этом вопросе и самое активное участие в подготовке и проведении этой выставки, если соответствующее решение будет принято.

    ***

    Завершая свое выступление хочу еще раз подчеркнуть, что усиление роли торгово-промышленных палат в сфере выставочно-ярмарочной деятельности может осуществиться только при нашем активном взаимодействии.

  • Оцените наш сайт
    Закрыть

    Оценка

    Отправить
    Закрыть

    Спасибо

    Ваше мнение очень важно для нас.